Развитие речи и мышления детей в раннем дошкольном возрасте в игровых ситуациях
Конференция: XXIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Секция: Психология
XXIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Развитие речи и мышления детей в раннем дошкольном возрасте в игровых ситуациях
Связная речь выполняет важную роль в процессе воспитания и обучения детей, т.к. является средством получения знаний и средством контроля за этими знаниями. От уровня сформированности связной речи, в частности, умения давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие учебные действия, зависит успешность обучения в школе.
В процессе работы над данной проблемой нами были изучены и проанализированы исследования В.П. Глухова, изучавшего детей с общим недоразвитием речи.
По мнению исследователя, значительные трудности в овладении навыками связной контекстной речи у детей с ОНР обусловлены недоразвитием всех компонентов языковой системы. Фонетико-фонематические и лексико-грамматические недостатки речевого развития наиболее отчетливо проявляются в разных видах монологической речи – описание, пересказ, рассказы по серии картин, рассказы из личного опыта и др [1].
Р.Е. Левина рассматривала исследования отклонения в развитии познавательной деятельности при выраженных нарушениях речи как вторичную задержку, которая зависит, по своей структуре, от характера первичного речевого дефекта. В связи с этим у детей с речевыми нарушениями при первично сохранном интеллекте имеют место выраженные трудности обучения, своеобразное неравномерное дисгармоничное отставание психического развития [2].
Анализ работ Т.Б. Филичевой, которая особо отмечала, что ОНР негативно отражается на формировании неречевых процессов и эмоционально-волевой сферы дошкольников, позволяет говорить, что такие дети испытывают трудности в формировании мыслительных операций, что обусловлено снижением словесно-логического мышления [3].
Таким образом, тема исследования развитие речи и мышления детей в раннем дошкольном возрасте в игровых ситуациях, является актуальной для педагогической психологии и логопедии и имеет большое значение для предупреждения неуспеваемости в школе.
В ходе экспериментального исследования, задачей которого было изучение особенностей формирования связных речевых высказываний у детей в раннем дошкольном возрасте, определение характера и особенностей присущих им нарушений, мы убедились в том, что у детей качественно неполноценен словарный запас, неточное понимание значений слов.
Неумение пользоваться способами словообразования создают у детей трудности в использовании вариантов слов. Отмечались затруднения в построении грамматически оформленных предложений и целого текста. Недостатки речевого развития наиболее отчетливо проявляются в разных видах монологической речи – описание, пересказ, рассказы по серии картин, рассказы из личного опыта и др.
Выявленные трудности позволили нам определить основные направления работы, а также выбрать наиболее эффективные методы и приемы по формированию связной монологической речи у детей с речевым недоразвитием.
Формирование навыков построения связных речевых высказываний является важнейшей задачей коррекционной логопедической работы. Основной целью этого направления работы является практическое овладение детьми основным средством речевой коммуникации и «социального взаимодействия» [4]. В связи с этим формирование связных высказываний выделяется в общей системе коррекционной работы как ведущее направление. Логопедическая работа всегда должна быть направлена на формирование навыков связных речевых высказываний, вне зависимости от того, формирование каких компонентов языковой системы является содержанием коррекционной работы на данном ее этапе [4].
Основными задачами направлениями коррекционного специально-организованного обучения являлись:
- формирование языковых обобщений и практическое усвоение лексических, грамматических и эмоционально-выразительных компонентов фразовых высказываний, различных типов синтаксических конструкций;
- формирование представления об основных принципах построения связного высказывания: адекватность содержания, последовательность изложения, отражение причинно-следственной взаимосвязи событий;
- работа над пересказом, с постепенным усложнением структуры и языкового материала текста;
- овладение навыками составления рассказа по наглядной опоре, рассказа по аналогии;
- формирование у детей навыков смыслового анализа текста (выделению основных смысловых звеньев – подтем, микротем, представляющих собой законченные по смыслу фрагменты речевого сообщения, определению и анализу денотатов – значимых структурно-семантических элементов речевого высказывания, служащих для обозначения отображаемых в речи предметов, действий с ними, фактов и явлений, составляющих предметное содержание того или иного фрагмента окружающей действительности);
- формирование навыков смыслового анализа наглядно представленной предметной или сюжетно-событийной ситуации с последующим составлением плана-программы будущего развернутого высказывания, определением его основных содержательных фрагментов текста и последовательность их отображения в рассказе-сообщении [5];
- анализ (при пересказе) или целенаправленный отбор (в самостоятельно составленном рассказе) языковых средств отображения предмета речи. Этот вид речевой работы осуществляется в ходе языкового разбора текста пересказываемого произведения или речевого образца, даваемого педагогом, в ходе специальных упражнений по развитию навыков отбора языковых средств формирования и формулирования мысли.
Для выявления эффективности коррекционного специально организованного обучения, проведенного в обучающей фазе исследования, нами был организован контрольный эксперимент, в котором приняло участие шесть детей дошкольного возраста от 5,5 до 6,5 лет (Рис. 1). Результаты контрольного эксперимента показали положительную динамику развития связной речи у детей, которая свидетельствует о правильно разработанной обучающей программе.
Рисунок 1. Средние значения речевых профилей детей: до и после обучающего эксперимента
Таким образом, была подтверждена гипотеза нашего исследования, заключающаяся в том, что в ходе целенаправленного, специально организованного обучения дети овладевают языковыми средствами и речевыми навыками, на основе которых возможно построение связных развернутых высказываний. После обучения дети свободно овладевают навыками словообразования разных частей речи и переносят эти навыки на другой лексический материал, также свободно составляют рассказы, пересказы и пользуются навыками творческого рассказывания. Также употребляют в речевом контексте слова сложной слоговой структуры и звуко-наполняемости.