Особенности копинг-стратегий подростков, склонных к делинквентному поведению
Конференция: XLI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Секция: Психология
XLI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Особенности копинг-стратегий подростков, склонных к делинквентному поведению
Современное российское общество волнует ряд проблем, одной из которых выступает криминогенность подростковой среды. Многие годы государство различными средствами и способами пытается снизить уровень делинкветности несовершеннолетних к минимуму. В современной психологии любой тип дезадаптивного поведения, в том числе и делинквентное поведение, рассматривается в контексте теории копинг-поведения как сниженная способность справляться со стрессом. Исходя из этого, на наш взгляд, одним из эффективных методов предотвращения подростковой преступности может служить правильно организованный педагогический процесс, основанный на выявлении у рёбенка склонности к делинкветному поведению на ранней стадии и формирование у него правопорядочного мировозрения через преодоление защитных копинг-стратегий.
Таким образом, широкая распространенность делинквентного поведения среди молодёжи, омоложение контингента делинквентов, а так же низкая эффективность профилактических и коррекционных мероприятий в этом направлении делают проблему делинквентного поведения высоко актуальной и социально значимой.
Целью данной работы является изучение особенностей копинг-стратегий подростков, склонных к делинквентному поведению.
Теоретико-методологической основой данной работы являются теоретические и методологические принципы отечественной психологии: принцип единства сознания и деятельности, состоящий в том, что категория сознания приобретает определённый научный смысл только в соотнесении с категорией деятельности и неотделима от неё (Леонтьев А.Н.), (Рубинштейн Л.С.); принцип детерминизма, сущность которого состоит в раскрытии закономерной и необходимой зависимости психических явлений от вызывающих их факторов (Рубинштейн Л.С.); дихотомический принцип, когда копинг-стратегии направлены на решение проблемы или изменения отношения к ней; принципы бихевиоризма; учения Выготского Л.С. (переживание как «единица анализа среды»).
В работе были использованы следующие методы: теоретический анализ литературы, психодиагностическое тестирование, в рамках которого применялись следующие методики: опросник А.Н. Орла «СОП» (склонность к отклоняющемуся поведению) и методика определения индивидуальных копинг-стратегий Э. Хайма.
Проблема делинквентного поведения в настоящее время является центральной для ряда социальных наук. Это обусловлено негативным влиянием делинквенции не только на личность конкретного индивида, но и на общее благополучие социума.
Сегодня под делинквентным поведением понимаются поступки и действия конкретного лица, которые отклоняются от установленных в данном обществе и в данное время законов, которые угрожают благополучию других людей или социальному порядку и в крайних своих проявлениях уголовно наказуемы [2, c.203].
Самым восприимчивым к делинквенции как к негативному влиянию среды считается подростковый возраст, который является одним из самых долгих, сложных и ответственных периодов в жизни человека, и характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь [5, с. 94]. Специфическими характеристиками подросткового возраста так же являются особые поведенческие реакции, которые при определенных условиях могут выступать фактором риска в отношении развития делинквентного поведения [3, с.27].
Зачатую в жизни подростка, вовлеченного в криминогенную среду, присутствует большее количество ситуаций, выступающих для него тяжелыми, фрустрирующими. Механизм, с помощью которого человек справляется со стрессовыми для него ситуациями, в современной психологии называют копинг-поведение.
Копинг-поведение – это постоянно изменяющиеся когнитивные и поведенческие способы преодоления специфических внешних и внутренних требований, которые оцениваются человеком как значительные или превосходящие его возможности [1, с. 17]. Основной категорией копинг-поведения выступают копинг-стратегии. Копинг-стартегии – это собирательное понятие, которое объединяет различные способы взаимодействия со сложной, стрессовой ситуацией [4, с. 21].
В нашем исследовании особенностей копинг-стратегий принимали участие 60 подростков в возрасте 14–15 лет.
В ходе исследования были получены следующие результаты: среди 60 испытуемых подростков в возрасте 14–15 лет у 21% была выявлена склонность к делинквентному поведению.
По результатам исследования копинг-стратегий подростков выявлено, что среди когнитивных копинг-стратегий подростков преобладают относительно продуктивные стратегии (99%), продуктивные когнитивные копинг-стратегии присущи 1% испытуемых, а непродуктивные когнитивные копинг-стратегии у данной выборки подростков не выявлены. Среди эмоциональных копинг-стратегий преобладают непродуктивные стратегии (87,5%), продуктивные эмоциональные копинг-стратегии присущи 9%, относительно продуктивные эмоциональные стратегии выявлены у 3,5% испытуемых. Среди поведенческих копинг-стратегий преобладают относительно продуктивные стратегии (81, 2%), продуктивные поведенческие копинг-стратегии присущи 6,2% испытуемых, а непродуктивные когнитивные копинг-стратегии выявлены у 12,6% испытуемых.
В ходе исследования мы выяснили, что у подростков с выраженной склонностью к делинквентному поведению среди когнитивных копинг-стратегии преобладают относительно продуктивные стратегии (48,5%), непродуктивные когнитивные копинг-стратегии присущи 43,5% испытуемых, а продуктивные когнитивные копинг-стратегии выявлены у 8% испытуемых. Среди эмоциональных копинг-стратегий у подростков с выраженной склонностью к делинквентному поведению преобладают непродуктивные стратегии (57,1%), продуктивные эмоциональные копинг-стратегии присущи 38,5%, а относительно продуктивные стратегии выявлены у 4,4% испытуемых. Среди поведенческих копинг-стратегий у подростков с выраженной склонностью к делинквентному поведению продуктивные поведенческие копинг-стратегии и относительно продуктивные поведенческие копинг-стратегии выявлены в равной мере (по 48%), а непродуктивные поведенческие стратегии выявлены у 4% испытуемых.
Таким образом, на основании данных исследования, мы можем сделать вывод, что подросткам, склонным к делинквентному поведению, и подросткам, не имеющим поведенческих проблем, в большей степени присущи относительно продуктивные когнитивные копинг-стратегии и непродуктивные эмоциональные копинг-стратегии. Отличия копинг-стратегий подростков, склонных к делинквентному поведению, от копинг-стратегий подростков, не имеющих поведенческих проблем, выражаются лишь в поведенческих копинг-стратегиях. Следовательно, организовывать психолого-педагогическое взаимодействие с учениками, склонными к делинквентному поведению необходимо с учетом особенностей поведенческих копинг-стратегий.