Особенности развития речи у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
Конференция: XXII Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Секция: Педагогика
лауреатов
участников
лауреатов
участников
XXII Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Особенности развития речи у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
Аннотация. На данном этапе нашей жизни растёт число детей с отклонениями в развитии, что вызывает трудность в их дальнейшем обучении. Чаще, начиная уже с детского сада, стали встречаться дети с задержкой психического развития, а также и в целом с общим недоразвитием речи. Такие дети очень нуждаются в коррекционно-педагогической помощи. Для чёткости выражения мысли, стоит отметить, что чем раньше такие дети будут включены в процесс коррекционно-педагогической работы, тем лучше будет это для детей. Ведь это будет способствовать скорейшей коррекции: отдельных отклонений, развитию потенциальных возможностей, преодолению социальной дезадаптации, подготовке детей к обучению в традиционной массовой школе.
Ключевые слова: коррекционная педагогика, психическое развитие, особенности речевого становления, дети с ЗПР.
Одна из самых важных психолого-педагогических проблем это задержки психического развития и трудностей обучения детей. По мнению В.И. Лубовского, психолого-педагогическое изучение возможностей психического развития детей с ЗПР своей неотъемлемой целью должно имеет раскрытие своеобразия проявлений отставания, а не только установление факта в развитии (1984).
Типичными, для детей с умственной отсталостью, являются – отсутствие самостоятельности и инициативы. Также они обладают конкретные импульсивные реакции на впечатления извне или необдуманные действия. Говоря о таких детях, мы отмечаем, что они склонны к тому, что могут легко поддаваться внушению, хотя при этом они довольно таки упорно сопротивляются всем неизвестностям и новшествам.
В связи с увеличением количества детей с ЗПР, а также со слабоумием, можно смело говорить о том, что всё более актуальной становится работа педагога с умственно отсталыми детьми.
Несмотря на вышенаписанные данные, ни для кого ни секрет, что данная категория детей довольно таки без труда справляются с заданиями на составление картинок, но при условии, что будет изображён лишь единичный предмет, например, курица, лев, кошка. Но при наличии сложного сюжета, например, увеличение количества частей приводят к появлению грубых ошибок и к действиям методом проб и ошибок, то есть заранее составить и продумать план действия дети не могут. В данных случаях, дети нуждаются в помощи, которая может представлять собой либо организацию их деятельности, либо наглядную демонстрацию способа выполнения.
Исследователи отмечают, что самыми характерными особенностями внимания для детей с задержкой психического развития, являются низкая концентрация, трудности переключения, неустойчивость, рассеянность.
Также, затрагивая особенности таких детей, мы также должны упомянуть о том, что у детей с ЗПР снижена познавательная активность, то есть одни дети практически не задают вопросов о явлениях окружающей действительности, о её предметах, как правило такой тип детей медлителен, в какой-то мере пассивен, а также имеет замедленную речь. Говоря о других детях, то задаваемые ими вопросы чаще всего касаются внешних свойств окружающих предметов, к слову, такие дети слегка многословны и расторможены.
Наконец, мы можем также упомянуть о том, что у дошкольников с задержкой психического развития могут выделяться:
*трудности приспособления к детскому коллективу во время игры и занятий;
*суетливость;
*агрессивность поведения, а также его провоцирующий характер;
*слабая эмоциональная устойчивость;
*нарушение во всех видах деятельности самоконтроля;
*частая смена настроения;
*чувство страха;
*манерничанье;
*фамильярность по отношению к взрослому.
В то же время, мы отмечаем, что немалое количество реакций, которые направлены против родительской воли, чаще всего является следствием неверного понимания своей социальной роли и положения в целом недостаточную дифференциацию лиц и вещей, ярко выраженные трудности в различении важнейших черт межличностных отношений. Это всё и говорит о недоразвитии у детей данной категории социальной зрелости.
Большое количество исследователей, которые в свою очередь, занимаются изучением детей с ЗПР, говорят о явной сложности и разнообразии картины дефекта, которая затронула все стороны психической деятельности (Т.А. Власова, М.С. Певзнер, К.С. Лебединская, В.И. Лубовский, У.В. Ульенкова и др.). Данная категория детей не справляются с требованиями программ уровня детского сада, что говорит о, что на момент поступления в школу, они, как правило не достигают нужного уровня готовности к обучению в школе. У детей с ЗПР в той или иной мере оказываются несформированными речевая система, оперирование элементами речи на практическом уровне, это способствует ограничению возможности перехода к усвоению речи на более высоком уровне и к осознанию сложных языковых закономерностей.
Исходя из этого, будет верным отметить, то, что в развитии фонетической стороны речи, у дошкольников с задержкой психического развития наблюдается целый ряд пробелов. Так, мы имеем в виду то, что при задержке в формировании фонетического уровня у дошкольников, к моменту их поступления в школу, затрудняется процесс овладения программой по русскому языку, что может приводить к нарушениям формирования языковых процессов анализа и синтеза, а также к расстройствам письменной речи. Ввиду этого, отмечается, что необходимо своевременное выявление и коррекция речевых нарушений у детей с ЗПР, а также их изучение именно в дошкольном возрасте, ведь это систематически является необходимым условием подготовки этой категории детей к школьному обучению.
Овладение произношением фонем предполагает сопряженную деятельность сенсорно-перцептивного и моторного уровней речи. Нарушение функционирования речедвигательного и речеслухового анализаторов, их взаимосвязи в значительной мере определяет тяжесть звукопроизносительных дефектов у дошкольников с ЗПР. Для детей этой категории характерны несформированность слухового восприятия и дифференциации звуков речи, низкий уровень развития фонематического анализа. Исследование выявило у детей с задержкой психического развития нарушения кинетической и кинестетической организации двигательного акта в сфере артикуляторной моторики. Овладение произношением фонем в значительной мере зависит от состояния речеслуховой и речедвигательной функций. Точное слуховое восприятие звуков стимулирует правильное произношение, а правильная артикуляция, в свою очередь, способствует лучшему фонематическому восприятию.
Также отмечается, что несформированность процессов интонационной выразительности речи, довольно часто является характерной чертой для детей с ЗПР, то есть такие детки имеют проблемы с нарушением процесса различия определённых видов интонации, их попытки повторения, а также, к слову, их окончательного воспроизведения. Исследователями отмечается, что детям с ЗПР проще всего давался процесс использования в речи повествовательной интонации, а также её различения, а вот явно вызвавшей сложность у детей оказалась восклицательная интонация, так как для них сложно её воспроизводить и дифференцировать.
Категория детей, которую мы сегодня рассматриваем, также имеет такую проблему, как недоразвитая эмоциональная выразительность. Это выражается в затруднении выражения своих эмоций интонационное оформление собственной речи.
Также дошкольники с ЗПР имеют целый ряд речевых и неречевых несформировавшихся процессов, что говорит о нарушениях звукопроизносительной стороны речи. Так, по степени выраженности, и по механизмам у детей с задержкой психического развития, которые имеют речевые диагнозы дизартриа и дислалия, звукопроизносительные расстройства, довольно таки отличаются.
У данной категории детей, как мы уже упомянули, имеющих дизартриу, нарушения артикуляторной моторики, которые приводят звукопроизносящим дефектам, вызывают вторично нарушения фонематического восприятия.
В данной ситуации, усугубляют нарушения звукопроизношения - нарушения артикуляторной опоры восприятия звуков, а также неточный слуховой образ звука, что ведёт к невозможности для контроля слуха, а также его восприятия. Недоразвитие аналитико-синтетической деятельности, которая имеется у дошкольников с задержкой психического развития, и определяет, в свою очередь, нарушения рассматриваемых нами процессов в сфере речеслухового и речедвигательного анализаторов, что ведёт к колоссальному осложнению картины звукопроизносительного расстройства.
Таким образом, делая вывод, мы пришли к тому, что коррекционная работа в школе занимает важное место в процессе коррекции и развития детей с интеллектуальными нарушениями. Нельзя не сказать о том, что нарушения речи у детей с задержкой психического развития имеют довольно стойкий характер, а также, что они, в свою очередь, являются очень распространёнными. На психическое развитие ребёнка, описанной нами категории, речевые расстройства оказывают отрицательное влияние. По итогу мы обязаны иметь в виду то, что именно своевременное, целенаправленное устранение выявленных нарушений способствуют развитию мыслительной деятельности и психического развития ребенка в целом.