Сравнительный анализ психологических портретов психологически зрелой и психологически незрелой личности
Конференция: II Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Секция: Психология
II Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Сравнительный анализ психологических портретов психологически зрелой и психологически незрелой личности
1. Постановка проблемы
В современном мире, обществе, происходят достаточно быстрые, стремительные изменения, которые ставят человека в условия выбора, требуют активных действий с его стороны. Прежде всего это касается построения собственного профессионального пути, личностного развития. Некоторые люди, только получая азы знаний о своей профессии, уже пытаются найти условия их реализации, другие же наоборот находятся в неведении о том, что будет из себя представлять выбранное ими поле деятельности, каким образом будет происходить их дальнейшее развитие. В позитивном варианте, такие люди все же меняют профориентацию и находят себя в чем-то другом, в негативном же у них происходит разочарование в выборе своей профессии и в том числе жизненного пути. Данные обстоятельства ставят вопрос о психологической зрелости или же наоборот незрелости личности.
В данной работе была предпринята попытка составления с помощью нескольких подобранных критериев представления того, как же должна выглядеть психологически зрелая и психологически незрелая личность, и их сравнение.
2. Цели исследования
Под зрелой личностью понимают постоянно развивающуюся личность человека, обладающую такими качествами как: самостоятельность, независимость, толерантность, умение строить зрелые межличностные отношения, ответственность, позитивное отношение к миру, ценность своего собственного «Я». Кроме того, зрелость личности определяется через обретение смысла существования (В.Франкл) [3, с. 43], и максимальную реализацию в социальном взаимодействии (Б.Г. Ананьев) [2, с. 249].
Если говорить о незрелой личности, уместно определить ее как инфантильную. Под инфантильностью принято считать склонность во взрослом возрасте сохранять характер, манеры, поведение, мироощущение, свойственные ребенку. Типичным признаком инфантильности является эмоционально-волевая незрелость, которая прежде всего выражается в легкой внушаемости, несамостоятельности, беспечности, неумении контролировать свое поведение и подчинять его требованиям, а также неспособности контролировать проявления чувств.
Рассматривая представления гуманистических психологов (А. Маслоу, К. Роджерс, Г. Олпорт), о том, какие черты должны быть присущи зрелой личности [5, с. 288], можно сделать предположение, что у незрелой, инфантильной личности будут такие характеристики как: зависимость от других людей, отсутствие автономии, искаженное самовосприятие и восприятие окружающего мира, ориентация на прошлое, нежели на будущее, низкий интерес к разнообразным видам деятельности, творчеству.
Цель данной работы – провести сравнительный анализ двух психологических портретов, описывающих психологически зрелую и психологически незрелую личность.
Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:
- выделить критерии сравнения психологически зрелой и психологически незрелой личности;
- использовать методики, связанные с данными критериями для диагностики студентов второго курса психологического факультета на предмет выявления характеристик психологически зрелой и незрелой, инфантильной личности;
- сделать сравнительный анализ психологических портретов психологически зрелой и психологически незрелой личности.
3. Методы исследования
Исходя из наиболее существенных признаков зрелости и незрелости личности, входящих в описание инфантилизма, а также для их сравнения были выделены следующие критерии:
- Эмоционально-волевая сфера;
- Мотивационная сфера;
- Самосознание.
Помимо указанных параметров, нами было решено включить современные представления о том, что должно быть в саморазвивающейся личности, а именно:
- Уровень субъективного контроля;
- Самоорганизация деятельности;
- Толерантность / интолерантность к неопределенности.
Все перечисленные параметры, на наш взгляд, в зависимости от полюса, могут быть признаками личностной зрелости или незрелости.
Для оценки личности по данным критериям, использовались следующие методики: «Исследование волевой саморегуляции» А.В. Зверькова, Е.В. Эйдмана; «Характеристики эмоциональности» Е.П. Ильина; «Самоактуализационный тест», (CAT) Э. Шострома, адаптированный Ю. Е. Алешиной, Л. Я. Гозманом, М. В. Загика и М. В. Крозом, 1987; «Методика исследования самоотношения», (МИС) С. Р. Пантилеева, 1989; «Уровень субъективного контроля», (УСК) Дж. Роттера, адаптированный Е. Ф. Бажиным, Е. А. Голынкиной и А. М. Эткиндом, 1984; (ОСД) Н. Фишера и М. Бонда, адаптированный Е.Ю. Мандриковой, 2007; «Новый опросник толерантности-интолерантности к неопределенности», (НТН) Т. В. Корниловой, 2009.
4. Результаты исследования
Исследование было проведено в Томском Государственном университете, среди студентов второго курса психологического факультета. Средний возраст на момент исследования составил 19,5±1 год.
По полученным результатам комплекса методик были выделены два обучающихся, один из которых условно был определен как респондент, обладающий характеристиками личностной зрелости – результаты студента по всем выделенным параметрам были достаточно высокими. Вторая обучающаяся была определена как респондентка, обладающая характеристиками незрелой личности, с недостаточно выраженными или очень низкими показателями по основным параметрам, характеризующим зрелую личность. Полученные результаты были оформлены в психологические портреты, где более подробно описываются особенности каждой сферы респондентов.
Результаты сравнительного анализа психологических качеств респондентов приведены в Таблице 1.
Таблица 1.
Сравнительный анализ психологических качеств респондентов
Критерий сравнения |
Респондент, обладающий характеристиками зрелой личности |
Респондентка, обладающая характеристиками незрелой личности |
Эмоционально-волевая сфера |
- свойственен контроль своих эмоций, спокойствие и уверенность в себе, устойчивость намерений |
- свойственна импульсивность и легкость возникновения эмоций, спонтанность |
Мотивационная сфера |
- хорошо осознает свои потребности, рефлексирует личностные мотивы и разделяет ценности присущие самоактуализирующейся личности - стремится к творчеству - выражено стремление к установлению тесных контактов с людьми |
- не в должной степени отдает себе отчет в своих потребностях и чувствах, плохо ощущает и рефлексирует их - не ощущает потребность в творческой деятельности - не особо стремится устанавливать глубоких и тесных эмоционально-насыщенных контактов с людьми |
Самосознание |
- очень закрыт, не раскрывает значимую информацию о себе - достаточно самоуверен, отчетливо переживает собственное «Я» - испытывает самоуважение и знает, что вызывает уважение у других |
- открыта людям - ее «Я» подвластно внешним обстоятельствам - самокритична, считает, что люди ценят ее только за некоторые качества |
Уровень субъективного контроля |
- обладает высоким уровнем самоконтроля, большинство событий, успехов и неудач оценивает исключительно как результат собственных действий |
- низкий уровень самоконтроля – она считает, что большинство событий являются результатом случая или действия других людей |
Самоорганизация деятельности |
- в планировании деятельности гибок, и отчетливо осознает свои цели, стремится к ним - ценит свое время |
- бывает сложно прикладывать волевые усилия для доведения начатого дела до его логического завершения - склонна отвлекаться на посторонние дела |
Толерантность/интолерантность к неопределенности |
- неопределенность его не пугает, но любит, когда присутствует ясность и упорядоченность |
- в ситуациях неопределенности появляется высокая тревожность |
5. Выводы
Сравнивая полученные в ходе сравнительного анализа психологических портретов результаты, определяющие психологическую зрелость и незрелость личности, с определениями и представлениями психологов о данных феноменах, мы находим много общего. Так как мы провели связь зрелости с построением профессионального пути, можно сделать предположение, что у респондента присутствует определенность и он нацелен на дальнейшую профессиональную и личностную реализацию, а в отношении респондентки нельзя с должной уверенностью сказать об этом. Однако, следует заметить, что в ходе исследования были получены портреты женского и мужского пола и в какой-то степени некоторые выявленные особенности могут быть нормой и не указывать на проявление зрелости или незрелости.
6. Заключение
Таким образом, сравнительный анализ показал пригодность данных методик, для составления представления о том, какие критерии могут характеризовать психологическую зрелость и незрелость личности. В будущем планируется расширить, как и перечень критериев, по которым можно будет судить о зрелости или же незрелости личности, так и количество методик и собственно саму выборку.