Статья:

Формирование и развитие гендерных ролей

Конференция: XVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Психология

Выходные данные
Минакова Я.Д. Формирование и развитие гендерных ролей // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 7(18). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/7(18).pdf (дата обращения: 15.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 18 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Формирование и развитие гендерных ролей

Минакова Яна Денисовна
студент международного бакалавриата гимназии №45 имени Л.И. Мильграма, РФ, г. Москва

 

Вступление

Вопрос формирования и развития гендерных ролей был и продолжает оставаться актуальным в течение длительного времени, так как затрагивает основных идеи существования человечества. В современном мире присутствует бинарная гендерная система, представляющая собой разделение людей на две противоположные группы, как мужчины и женщины, однако на данный момент существуют культуры, где количество гендеров разительно отличается. Таким образом, гендер относится к социальному аспекту разделения на мужчин и женщин через характеристику с точки зрения маскулинности или феминности. Поведение же, нормативно ожидаемое от индивидов разных полов, представляет собой гендерную роль и рассматривает его в рамках социума.

Эта научная работа стремится показать формирование и развитие гендерных ролей через приведение концепции гендерной идентичности, биологического, эволюционного, социального и когнитивного объяснения.  

Исследовательский вопрос, стоящий во главе данной научной работы, представлен: «Как происходит формирование и развитие гендерных ролей на основе биологических, социальных и когнитивных доказательств?».

Отвечая на исследовательский вопрос, важно отметить, что в приведенной научной работе будут рассмотрены биологические, когнитивные и социальные разделы психологии, которые стоят во главе психологии развития.

Данная тема стоит изучения, так как она помогает раскрыть основные концепты разделения на гендеры при помощи углубления в биологический и эволюционный контекст.

Основная часть

1. Концепт гендерной идентичности

2. Биологическое объяснение развития гендера

2.1 Эволюционное объяснение развитие гендера

2.2 Биосоциальная теория развития гендера с ссылкой на эмпирическое исследование Брюса Реймера

2.3 Оценка биологического факторов

3. Социальное влияние на формирование гендерной идентичности и гендерных ролей

3.1 Социальная когнитивная теория и развитие гендерных ролей с ссылкой на эмпирическое исследование Смита и Ллойда

3.2 Гендерная социализация подростков с ссылкой на эмпирическое исследование Фагота

3.3 Оценка социальных факторов

4. Когнитивные объяснения  

4.1 Теория когнитивного развития Колберга 

4.2 Теория гендерной схемы Бем 

4.3 Оценка когнитивных факторов

Концепт гендерной идентичности

Пол человека подразумевает его физическую или же биологическую принадлежность к мужчине или женщине, гендер же характеризует социальную идентичность. Далее следует обратить внимание на аспект разделения пола на гендерную идентичность и социальную роль.

Гендерная идентичность является частью социальной идентичности и отражает внутреннюю принадлежность к мужскому или женскому полу (а также к третьей гендерной категории). Формирование гендерной идентичности происходит на основе осознания и следования гендерным ролям, которые представляет собой набор ожиданий касательно требуемого поведения на основе гендерных признаков, формируя схему поведения.

Развитие гендерной идентичности начинается с двух лет, когда дети способны распознать собственный и чужой пол. Однако гендерное постоянство наступает лишь в возрасте 7 лет, когда осознание пола не зависит от окружающих признаков. Для развития идентичности важны как и биологические (природные) факторы, так и социальные, однако ученые выделяют биологию основным фактором, влияющим на дальнейшее формирование пола. В учебнике Гидднеса представлено, что идентификация с полом начинается с детства и закладывается не только генами и гормонами, но и социальной средой, идеями, желаниями и характером, привитым с раннего возраста.

Биологические объяснения развития гендера

2.1 Эволюционные объяснения

Эволюционные психологи утверждают, причиной гендерного разнообразия становится естественный отбор, который создает фундаментальные биологические, а также психологические различия, впоследствии определяющие разделение труда по признаку пола.

Гендерные роли женщин и мужчин, несомненно, менялись в истории, в разные временные промежутки, а также в культурах народов, однако можно определить традиционность, передающуюся из поколения в поколение. Мужчины обычно характеризуются, как «Добытчик» и «Защитник», они сильнее физически, более агрессивны, самодостаточные, доминирующие и стремящиеся к конкуренции, которая обусловлена увеличением их шансов на привлечение партнера и предоставление ресурсов для их детей. Женщина же традиционно представлена, как «Хранительница очага», «Мать», «Жена», где основное занятие – привлечение партнера для продолжения рода и воспитание детей. Однако невозможно не заметить современную тенденцию, где мужчины склонны к приобретению более феминных черт, а женщины – маскулинных.

2.2 Биосоциальная теория развития гендера с ссылкой на эмпирическое исследование Брюса Реймера

Ключевой идеей биосоциальная теории развития, предложенной Мани и Эрхардтом в 1972 году, является взаимодействие между биологическими и социальными факторами, а не только влияние биологии. Положения теории подтверждают, что биологические факторы, как генотип, определяют способ социализации ребенка, однако именно воспитание формирует осознание пола и собственного «Я» - «при рождении ребёнок является гендерно нейтральным, а половая принадлежность определяется воспитанием в первые годы жизни».

Данная теория была основана на исследованиях людей, одним из которых является известный случай с Брюсом Реймром. В 1960 году в семье Реймеров родились мальчики-близнецы, одному из которых произвели обрезание в возрасте 7 месяцев из-за неправильно проведенной операции, а позже, после посещения психолога Джона Мани, кастрировали и дали новое имя – Бренда. Факт об изменении пола был скрыт от испытуемого и от брата, что позволило доктору наблюдать на развитие ребенка. По данным психолога, который составлял теорию, случай был успешен, что её доказывало, так как ребенок вел себя женственно и предпочитал платья самостоятельно, однако позже стало известно, что данные были фальсифицированы, так как в настоящей жизни Брюс никогда не чувствовал себя девушкой, был одинок, отдавал предпочтение «мужским» игрушкам и часто ввязывался в драки, что характерно для мужского пола. После новости родителей о настоящем поле, ребенок сменил его и перенес операцию, однако в возрасте 21 года покончил с собой.

Таким образом, исследование было проведено неверно и неэтично из-за поведения доктора Мани, скрывающего информацию о действительности. Как результат, теория не была доказана.

2.3 Оценка биологических факторов:

На данный момент сложно определить влияние половых гормонов на гендерные роли, так как данные исследований на животных и людях разительно отличаются. Исследования на крысах показывают, что высокие уровни тестостерона могут быть связаны с моделями мужского поведения в то время, как результаты исследований с человеческими детьми спорные.

Социальное влияние на формирование гендерной идентичности и гендерных ролей

Обсуждая социальное влияние на формирование гендерной идентичности и гендерных ролей, можно разделить его на две категории:

  • Гендерная социализация со стороны родителей
  • Гендерная социализация со стороны сверстников

К каждой из категории последуют объяснения с использованием эмпирических исследований.

3.1. Социально-когнитивная теория и развитие гендерных ролей

Идея гендерной социализации со стороны родителей основана на социально-когнитивной теории, согласно которой поведение мальчиков и девочек отличается по причин различного отношения родителей, предпочитая модель поведения, в которой их поощряют, нежели прибегают к осуждению и наказанию.

В социальной когнитивной теории есть два важных фактора. Во-первых, это наличие или отсутствие вознаграждения за поведение, соответствующее полу, и наказание за поведение, не соответствующее полу. Второй фактор - моделирование поведения, демонстрируемое однополыми моделями. Процесс обучения индивидуален, потому что ребенок учится через прямое взаимодействие с физической средой. Наблюдая за тем, как другие ведут себя определенным образом, а затем подражая такому поведению, дети получают положительное подкрепление от значимых других за поведение, которое считается подходящим для их пола (Бандура, 1977).

Данная теория имеет ряд эмпирических исследований, поддерживающих понятие моделирования, одним из которых является эксперимент Смита и Ллойда – «Ребенок Х», во время которого наблюдали за тем, как женщины-матери взаимодействовали с чужими шестимесячными детьми, одетыми в унисекс-снежные костюмы голубого или розового цвета. Таким образом, костюмы были распределены случайным образом и часть девочек выдавалась им за мальчиков, и наоборот, часть мальчиков представлялась им как девочки. Взрослые играли с младенцами в зависимости от пола ребенка (цвет комбинезона) и побуждали мнимых мальчиков проявлять большую физическую активность, ползать и играть, в то время как с девочками они обращались более мягко, побуждая их больше разговаривать. Проведенный эксперимент доказывает приведенную выше теорию и указывает на то, что воспринимаемый пол ребенка является частью социальной среды из-за отношения людей в соответствии с восприятием пола, что впоследствии способно повлиять на собственное восприятие пола ребенком и стать определяющим фактором в развитии половой роли ребенка.

3.2. Гендерная социализация подростков

Сверстники также играют ключевую роль в гендерной социализации подростков, так как они помогают осуществлять социализацию начиная с яслей или же детского сада, а после и в школе. Эган и Перри (2001) предполагают, что из-за давления со стороны других детей, дети склонны менять свое поведение для соответствия гендерным нормам.

Данная теория была подтверждена наблюдательным исследованием Фагота (1985), заключающееся в исследовании поведения детей в возрасте от 21 до 25 месяцев. Результаты показали, что мальчики выьбирали модель поведения, заключающуюся в смехе над другими мальчиками, которые играли с куклами или с девочками. Поведение же девочек было похожим, так как их также не устраивали игры ровесниц с мальчиками.

3.3 Оценка социальных факторов

Благодаря данной теории и исследованиям, было сделано наблюдение, что роль сверстником является одной из ключевой в формировании гендерной идентичности и ролей, что проявлялась как и в младшем возрасте (Фагот, 1985), так и в последующих экспериментах с иной возрастной категорией.

Когнитивные объяснения

Когнитивные объяснения психологии формирования гендерных ролей и идентичности сосредоточены на понимании детей понятия пола и утверждают, что гендерные роли определяются тем, что дети считают подходящим мужским или женским поведением.

В данной области существуют две основные теории, как теория когнитивного развития Колберга, являющейся основополагающей в данной области, и теория гендерной схемы Берна. Эти влиятельные теории подтверждены исследованиями, направленными в области ответа на 2 вопроса:

1. Что является основным когнитивным триггером гендерной идентичности?

2. Что такое когнитивный механизм, который отвечает за формирование гендерной идентичности?

4.1 Теория когнитивного развития Колберга

Согласно теории когнитивного развития, социально-стереотипное восприятие пола формируется после обработки информации, связанной с полом, и самоидентификации. Таким образом, ребенок сначала узнает о том, что значит иметь пол, быть мужчиной или женщиной, соответственно, после чего стремится определить, кто он и к какой категории себя отнести, а после сопоставляет представления о данном поле с собственным поведением.

Исходя из представленной выше теории, были выделены три стадии половой идентификации, в которых их понимание гендера развивается в сложности:

  1. Базовая гендерная идентичность. Начиная с возраста 2-3 лет, ребенок может идентифицировать свой пол и использовать метку для обозначения себя и других людей. В некоторых случаях дети склонны к ошибкам в восприятии пола.
  2. Гендерная стабильность. В возрасте около 4 лет ребенок осознают стабильность пола и воспринимают это, как постоянную величину. Дети еще могут вводиться в заблуждения при изменениях во внешности, так как относятся к полу, как к тому, что может быть изменено контекстом.
  3. Гендерная согласованность. В возрасте от 5 до 7 лет, в среднем, дети приходят к выводу о постоянности пола вне зависимости от контекста, к примеру, изменения во внешности или выполнением деятельности, свойственной противоположному полу.

Базовая гендерная маркировка, гендерная стабильность и гендерная согласованность способствуют появлению гендерного постоянства, которое является механизмом для развития гендерной идентичности.

4.2 Теория гендерной схемы Бем

Данная теория, основанная на концепции схем, рассматривает поведение людей в окружающем мире и собственную идентификацию с определенным полом. Основная концепция теории представлена в виде наличия у людей схем, то есть представлений о поведении, являющимся типичным для определенного пола и ведущим к приобретению типа личности. Тип личности, в свою очередь, строится на рамках культуры и традиционном образе внутри неё. Если суммировать представленную информацию, можно выделить общие положения теории:

  • Поведение человека и образование гендерных стереотипов являются следствием обычной обработки информации.
  • Формирование гендерной маркировки происходит благодаря пусковому механизму, развивающим гендерную идентичность и проявляющимся как способность детей обозначать себя и других в соответствии с полом.
  • Механизм развития гендерной идентичности - схематическая обработка. Когда человек начинает подмечать пол, он превращается в схему, которая начинает фильтровать всю гендерную информацию, которую воспринимает ребенок.

Бем также анализировала, как люди обрабатывают информацию о поле и выделила 4 категории людей:

  1. В зависимости от биологического пола происходит обработка информации типа пола.
  2. Люди перекрестного пола обрабатывают информацию в соответствии с полом, противоположным их.
  3. Андрогинные люди обрабатывают информацию способом, который относится к обоим полам.
  4. Недифференцированным людям трудно обрабатывать любую информацию, связанную с полом.

Таким образом, была создана теория гендерной схемы Бем, объясняющая поведение людей в обществе и их идентификацию полов по типу личности.

4.3 Оценка когнитивных факторов

Разработанный теории когнитивного развития и гендерной схемы имеют высокую экологическую валидность в виду применимости к социальному миру. Данные теории объясняют ряд факторов касательно оценки пола и подтверждены эмпирическими исследованиями, а также проверены в жизни.

Заключение

В заключении можно сделать вывод, что на развитие и формирование гендерных ролей влияет ряд факторов, такие как: биологические, социальные и когнитивные. Ученые находят взаимосвязь между биологическим развитием и социализацией из-за гормонального уровня, который устанавливает поведение ребенка. Упоминая социальные факторы, необходимо отметить, что значительным вкладом в развитие гендерной роли являются два представленных фактора, как родители и подростки. Рассматривая когнитивные процессы, существует две основополагающие теории – теория когнитивного развития и гендерной схемы, объясняющие взаимодействие с обществом и процесс идентификации.

 

Список литературы:
1. Байгускарова Д. М. Понятие гендерной идентичности как психологического феномена // Молодой ученый. — 2019. — №3. — С. 330-331. — URL https://moluch.ru/archive/241/55816/ (дата обращения: 19.07.2019).
2. Гендерная роль мужчины и женщины // ourmind URL: https://ourmind.ru/gendernaya-rol-muzhchiny-i-zhenshhiny (дата обращения: 22.07.2019).
3. Евгений Павлович Ильин. Пол и гендер // TheLib.ru электронная библиотека URL: http://thelib.ru/books/evgeniy_pavlovich_ilin/pol_i_gender-read-12.html (дата обращения: 22.07.2019).
4. Евгений Павлович Ильин. Пол и гендер // TheLib.ru электронная библиотека URL: http://thelib.ru/books/evgeniy_pavlovich_ilin/pol_i_gender-read-14.html (дата обращения: 22.07.2019).
5. Костикова И. В. и др.: под общ. Ред. И. В. Костиковой Введение в гендерные исследования: Учеб. Пособие для студентов вузов // Москва: Аспект Пресс, 2005.  С. 7.
6. Тайная смена пола. Врач Джон Уильям Мани, испытуемый Брюс Реймер // Psy Most ментальное здоровье URL: https://psymost.ru/eksperimenty/smena-pola#i-4 (дата обращения: 22.07.2019).
7. Теория гендерных схем Сандры Бем (ВВП) // Психологос, энциклопедия практической психологии URL: https://www.psychologos.ru/articles/view/teoriya-gendernyh-shem-sandry-bem-vvp (дата обращения: 22.07.2019).
8. Формирование гендерной идентичности и принятие гендерных ролей // ВикиЧтение URL: https://psy.wikireading.ru/97166 (дата обращения: 22.07.2019).