Статья:

Сплочение детского коллектива как важная педагогическая задача

Конференция: XVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Бучнева Е.А. Сплочение детского коллектива как важная педагогическая задача // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(17). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/6(17).pdf (дата обращения: 27.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Сплочение детского коллектива как важная педагогическая задача

Бучнева Екатерина Александровна
студент, ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт», РФ, г. Ставрополь
Селюкова Екатерина Алексеевна
научный руководитель, доцент, ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт», РФ, г. Ставрополь

 

Аннотация. В статье рассмотрена проблема сплочения детского коллектива в первом классе. Автор обосновывает актуальность воспитания детей на принципах толерантности и уважения друг к другу. Приводится анализ ситуации сплочения детского коллектива первоклассников. Выделены методы работы по развитию культуры общения в начальной школе.

 

Ключевые слова: дети, первоклассники, начальная школа, коллектив, сотрудничество, первый класс

 

Отсутствие сплоченности и непонимания между младшими школьниками на протяжении всех этапов исторического развития человеческой цивилизации характеризовались определенными противоречиями: стремлением к сотрудничеству и взаимодействию, с одной стороны, и периодическим возникновением конфликтов, с другой.

Проблемы сплочения детского коллектива приобретают особенно острый характер. Возрастанию напряженности в этой области способствует ряд причин, в числе которых многообразие национального состава населения страны, неуважения друг к другу, нестабильная экономическая ситуация, личная неприязнь и антипатия.

Важную роль в утверждении в общественном сознании идей справедливости, миролюбия и гуманизма играет система образования, как один из основных институтов воспитания молодежи. В образовательных стандартах нового поколения ведущая роль отводится формированию развитию терпимости, уважения друг друга. Так, в ФГОС НОО в качестве одной из задач духовно-нравственного развития учащихся российских школ закреплено «формирование толерантности и основ культуры общения, уважения к личности, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни сверстника» [4, c. 140].

Работу в данном направлении следует начинать уже в младшем школьном возрасте, когда закладываются основы личностных качеств, главных черт характера и особенностей поведения. Рассмотрим, как происходит работа по формированию сплочения учащихся начальной школы в первом классе.

Антон Семенович Макаров, известный писатель, воспитатель и педагог определяет ведущим компонентом развития сплочённости младших школьников актив класса и школы. Активист должен обладать рядом качеств, среди которых, пунктуальность, коммуникабельность, умение слышать и слушать сверстника, а так же находить общий язык абсолютно с каждым учеников класса. То же самое можно сказать и про умение совместно работать как в парах, так и в группах. Помимо этого, представитель актива должен уметь находить способы сплочения коллектива и оказания взаимопомощи.

Работа всего актива строиться на работе каждого члена команды. В случае прекращения работы кого-то одного, работа всего коллектива приостанавливается. В том случае можно говорить, что организация самоуправления подобрана правильно и работа будет являться более продуктивной и эффективной. Развитие коллектива, сплочение команды  начнется раньше, если педагог займется вопросом создания органов самоуправления и участниками, которые будут входить в их состав.

В обозначенных условиях приоритетной целью системы начального образования становится формирование у младших школьников толерантности. Толерантностью называют готовность учащегося к сознательной личностной деятельности, направленной на установление мирных, гуманистических взаимоотношений между людьми и группами людей, имеющими различия в мировоззрении, ценностных ориентациях, поведенческих стереотипах [2, c. 97].

В силу своих психолого-педагогических особенностей, дети младшего школьного возраста предрасположены к формированию поликультурных ценностей. Во-первых, детям свойственно проявлять живой интерес ко всему новому, отличающемуся, что может побуждать к изучению обычаев и традиций представителей иной культуры. Во-вторых, младшие школьники достигли того уровня развития, когда приходит осознание ответственности за свое поведение, отношение к окружающим людям; детям этого возраста возможно объяснить, что будущее этого мира зависит от наших совместных усилий в борьбе с конфликтами.

Детям 6-10 лет не свойственны предубеждения в отношении представителей других религий и народностей, у них нет сложившихся стереотипов о социальных группах. Дружеские отношения со сверстниками в этом возрасте формируются скорее по принципу сходства, а не различия. Эмоциональные предпочтения в отношении людей определенной конфессии или национальности, а впоследствии и устойчивые стереотипы, развиваются у ребенка только под влиянием окружающих взрослых [1, c. 474]. Поэтому очень важно создание благоприятных условий для развития уважения друг к другу и к его обычаям и традициям в семье и школе, как важнейших институтах социализации индивида.

В школьном классе, где ежедневно находятся в тесном взаимодействии дети со значительными интересами, семейными воспитаниями, с индивидуальными особенностями характера и поведения, возникновение конфликтных ситуаций неизбежно. Проявления шовинизма, непринятия представителей других культур, неуважительного отношения и высмеивания их особенностей, обычаев и традиций в младшем школьном возрасте носит наивный, в большинстве своем неосознанный характер.

Среди факторов, под воздействием которых может формироваться подобное интолерантное поведение, можно выделить поведение окружающих взрослых и более старших детей, умения и желания ребенка понимать и принимать тех, кто отличается от него, копирование поведения более агрессивных одноклассников, отсутствие в образовательном учреждении воспитательной работы по развитию веротерпимости и поликультурности [4, c. 277].

Еще в советский период была разработана стратегия сплочения первоклассников, которая успешно реализовывается и в наши дни. Выделим ее основные направления:

  1. работа по формированию толерантности младших школьников. Она производится по следующему алгоритму. На первом этапе учащиеся усваивают некоторые теоретические знания: знакомятся друг с другом, с их интересами и взглядами на жизнь. На втором этапе школьники усваивают эти знания на эмоциональном уровне, переводят их в разряд личных убеждений, делают важной составляющей собственного мировоззрения. На третьем этапе происходит организация непосредственного общения коллектива; в процессе тренингов, спортивных и творческих мероприятий дети развивают позитивные взаимоотношения, учатся основам взаимодействия. На четвертом этапе происходит формирование устойчивой поведенческой мотивации к коммуникации, основанной на привитых принципах толерантности;
  2. работа по развитию самосознания учащихся. Уважение к представителям других религиозных культур невозможно без знания своей истории, ощущения национальной самобытности. Преподавание в начальной школе предмета «Родной язык», изучение истории народов, издавна живших в отношении мира и сотрудничества, организация национальных объединений, театров, музыкальных и творческих объединений, выпуска периодических изданий малого этноса будет способствовать ощущению его значимости, полноправности в масштабах многонациональной страны, и снижению межкультурного напряжения;
  3. организация и проведение различных мероприятий: спортивных состязаний, праздников, концертов, театральных постановок. Такая деятельность формирует эмоционально-позитивное отношение к окружающим. Подобные мероприятия являются прекрасным средством устранения шовинистических предубеждений и стереотипов, развитию высокой культуры общения [3, c. 100].

Таким образом, формирование сплоченности младших школьников является педагогической задачей немалого масштаба. От ее успешного решения в значительной степени зависит дальнейшее отношение к своим сверстникам, а так же умение вступать  в диалог, общаться и сотрудничать.

 

Список литературы:
1. Барабанов В.В., Григоренко А.Ю. К вопросу о преподавании «Этика общения» в школах //: Вестник Герценовского университета. - 2013. - №2. - С. 92-102.
2. Маллаев Д.М., Омарова П.О., Гасанова З.З. Современные проблемы воспитания  и дружбы // Известия ДГПУ. Психолого-педагогические науки. - 2018. - №1. - С. 86-97.
3. Коваленко А.И. Проблема построения отношений среди учащихся в образовательных организациях на Северном Кавказе // Молодой ученый. — 2016. — №3. — С. 850-852.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования : текст с изм. и доп. на 2011 г. / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М. : Просвещение, 2017. – 33 с.