Терроризм и проблемы международной безопасности
Конференция: XVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Секция: Психология
XVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Терроризм и проблемы международной безопасности
Terrorism and international security issues
Ilya Yakovlev
student Krasnoyarsk state agrarian University, Russia, Krasnoyarsk
Kirill Svetlov
student Krasnoyarsk state agrarian University, Russia, Krasnoyarsk
Shitova Tatyana
scientific director, Cand. legal Sciences, Associate Professor, Krasnoyarsk state agrarian University, Russia, Krasnoyarsk
Аннотация. В данной статье рассматривается достаточно актуальная и значимая тема современной действительности - обеспечение международной безопасности. Современные угрозы терроризма ставят этот вопрос на первые позиции, что заставляет представителей международного сообщества принимать различные меры, в том числе направленные и на ограничение прав и свобод человека.
Abstract. This article discusses a rather relevant and significant topic of modern reality - ensuring international security. Modern threats of terrorism put this issue at the forefront, which forces representatives of the international community to take various measures, including those aimed at limiting human rights and freedoms.
Ключевые слова: терроризм, проблемы международной безопасности, противодействие терроризму.
Keywords: terrorism, problems of international security, counteraction to terrorism.
Интерес мирового сообщества к вопросам безопасности в последнее время набирает обороты, что связано с многочисленными кризисными явлениями последних десятилетий. Изменения геополитической ситуации в мире, активность международного терроризма создают новые угрозы для безопасности прав и свобод граждан. Все это ставит перед государствами новые задачи по решению проблем национальной безопасности. Россия не является исключением, тем более что в последнее время международный статус и социально-экономические условия развития государства еще больше усугубляют данную проблему и требуют принятия практико-ориентированных мер, направленных на ключевые вопросы обеспечения национальной безопасности [1, с.683].
Вопросы мировой безопасности достаточно часто обсуждаются исследователями, и разработанность темы достаточно высока, но они разновекторны и достаточно часто противоречивы. Это обусловлено тем, что авторы по-разному видят способы обеспечения международной безопасности в России, что, в свою очередь, создает масштабное поле для дискуссии.
К числу не менее сложных проблем, стоящих перед мировым сообществом, относится и международный терроризм и экстремизм. Вопросам анализа терроризма как сложного социально-политического и общественно опасного явления в мире, правовой характеристики международно-правовых преступлений, которые связаны с терроризмом, а также сотрудничества государств и организаций по противодействию международному терроризму, посвящено немало публикаций[4, с.46].
С каждым годом акты терроризма (террористические акты) становятся более организованными и более жестокими по отношению к гражданскому населению. Террористы используют в своих актах различного рода взрывчатые вещества и материалы, современное оружие и боеприпасы. При этом террористические организации тщательно скрывают свою деятельность, и в связи с этим функционирует система фирм, банков и фондов в качестве прикрытия. Также эти организации имеют подпольные медицинские базы для прохождения лечения, свои лагеря подготовки новых террористов, склады, где хранят оружие и боеприпасы, взрывчатые вещества, медикаменты, обмундирование и другое снаряжение.
Террористические преступления направлены в целом на нарушение основных прав и свобод человека и гражданина, в том числе право на жизнь, а также на подрыв демократических устоев общества и государства. Террор - это «способ управления социумом посредством превентивного устрашения». А.А. Похилько отмечает, что «терроризм сегодня - это, бесспорно, форма насилия, рассчитанная на массовое восприятие» [5, с.743].
Борьба с проявлениями терроризма была начата с его изучения в научном и идеологическом плане еще в начале прошлого века. Так, в 1930 году в Брюсселе состоялась III Международная конференция по унификации уголовного законодательства. В рамках этой конференции была дана характеристика терроризма как международного преступления и особенностей его проявления и развития. Эти положения были закреплены в ст. 1 проекта резолюции конференции; терроризм был определен как «умышленное употребление средств, способных породить общую опасность».
Такое размытое определение, конечно, не могло удовлетворить участников конференции. На последующих конференциях, которые проводились ежегодно, делались безуспешные попытки дать более четкое определение терроризма.
Терроризм как угроза безопасности государства и общества обладает широким спектром негативных свойств и характеристик: человеконенавистническая сущность, черно-белое восприятие реальности, запредельная жестокость, деление мира на «своих» и «чужих», ложь, лицемерие, обман, подмена понятий, коварство.
И реализация всех этих негативных качеств терроризма инициируется в первую очередь через идеологию. Следует отметить паразитический характер идеологии терроризма. Действительно, собственно идеологии терроризма как некой единой универсальной концепции использования методов устрашения для достижения политических целей не существует.
Мы всегда имеем дело с разновидностями террористической идеологии, активно паразитирующими на уже сформировавшихся ранее политических и идеологических концепциях, традициях, религиях, обычаях, лозунгах.
Террористическая идеология как бы вползает в чужую одежду, подгоняя ее под себя и маскируя негативные и отталкивающие качества терроризма, упоминавшиеся выше, положениями, тезисами, установками, лозунгами, которые уже давно усвоены и внедрились в сознание людей, не вызывая отторжения.
При этом в интересах организаторов террористической деятельности зачастую осуществляется подмена понятий, подтасовка фактов объективной реальности, «выдергиваются» из общего контекста и гипертрофированно преподносятся одни постулаты и установки эксплуатируемой идеологии и замалчиваются другие.
При формировании террористической идеологии в качестве ее основы может выступать национализм, сепаратизм, клерикализм, политический экстремизм левого или правого толка, а иногда и просто некая фантастическая идея, которая возникла в недрах какой-нибудь новомодной секты из числа представителей расплодившихся нетрадиционных религий.
В соответствии со ст. 361 УК РФ под актом международного терроризма понимается совершение вне пределов территории Российской Федерации взрыва, поджога или иных действий, подвергающих опасности жизнь, здоровье, свободу или неприкосновенность граждан Российской Федерации в целях нарушения мирного сосуществования государств и народов либо направленных против интересов Российской Федерации, а также угроза совершения указанных действий. По этой же статье наказуемо и финансирование деяний, признаваемых актами международного терроризма, а также вовлечение в их совершение.
Ранее в российском законодательстве использовалось понятие "международная террористическая деятельность за пределами территории Российской Федерации", но в российских подзаконных актах имело место и использование термина "международный терроризм".
Вариант классификации видов терроризма предложила профессор Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина Л.В. Иногамова-Хегай в докладе "Современные проблемы противодействия международному терроризму в международном и российском уголовном праве"[3, с.105].
По ее мнению, основываясь на имеющей место криминализации терроризма в российском законодательстве и содержащихся в международных договорах подходах к определению терроризма, следует выделять три вида терроризма:
- обычный (национальный, общеуголовный) терроризм;
- международный терроризм как международное преступление;
- международный терроризм в виде преступления международного характера.
Л.В. Иногамова-Хегай обратила внимание на необходимость закрепления в международных актах универсального понятия "международный терроризм"[3, с.108].
По ее мнению, основные трудности формулирования универсального понятия международного терроризма связаны с отграничением данного комплекса преступлений от военных действий, агрессии, справедливой борьбы и массовых беспорядков.
Международный терроризм является по существу международным преступлением, посягающим на мир и безопасность человечества, объединяющим 12 групп деяний, предусмотренных многочисленными международными и региональными актами.
Отсутствие единого представления о международном терроризме обусловило разные национальные подходы к квалификации конкретных уголовно наказуемых деяний. Например, уголовные кодексы Беларуси, Узбекистана и других государств предусматривают ответственность за международный терроризм, тогда как в правовых системах других государств используется только термин "терроризм", которым охватывают ответственность за все деяния вне зависимости от национального или транснационального масштаба преступления. Вместе с тем понимание более высокой степени общественной опасности международного терроризма вынуждает национальных законодателей вводить специальные нормы об ответственности именно за транснациональные террористические преступления [6, с.49].
Расширение количества преступлений террористического характера за счет выделения специальных составов отражает общемировую тенденцию, обусловленную как повышением опасности террористических деяний, так и имплементацией международных норм.
В Федеральном законе от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" терроризм определяется как "идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий.
Современный терроризм характеризуется достаточно высоким уровнем организованности. Тесные и устойчивые связи террористических организаций с организованной преступностью, наркобизнесом, торговцами оружием создают достаточно прочную финансовую и материальную подпитку. Активно используя возможности информационных ресурсов, террористические организации способны осуществлять масштабную террористическую деятельность.
Проявление терроризма всегда носит публичный и ультимативный характер, ориентированный на порождение в обществе обстановки хаоса, страха, социальной напряженности, тем самым создает реальную угрозу безопасности общества, государства и личности.
Тенденция к росту числа преступлений террористического характера в современной России есть прежде всего следствие активизации деятельности международных террористических организаций, направленной на социально-политическую дестабилизацию в обществе. Это делает террористическую угрозу для современной России крайне реальной, ввиду того что она является активным участником борьбы с международным терроризмом, многонациональным и многоконфессиональным государством.
В интересах формирования эффективного механизма противодействия терроризму, профилактики и преступлений террористического характера, по мнению авторов, необходимо особое внимание уделить мерам упреждающего характера. В качестве основных направлений авторы выделяют, во-первых, активную информационную работу государственных общественных и религиозных организаций по развенчанию идеологической основы терроризма, во-вторых, активизацию антитеррористической профилактики правоохранительными органами в молодежной среде, в-третьих, совершенствование законодательной основы противодействия терроризму.
Считаем, что информационная работа в сфере борьбы с терроризмом требует дополнительного освещения и информационного содействия в предотвращении и урегулировании конфликтов, борьбе с насильственным экстремизмом и построении основ для прочного мира.
Россия не втягивается в гонку вооружений, не стремится к милитаризации, а предлагает мировому сообществу действовать в логике и парадигме безопасности с позиции равного партнерства и сдержанности и равного партнерства, взаимодействия и предложения диалога и продолжает усилия по сплочению сил международного сообщества в борьбе с международным терроризмом. При этом В.В. Путин четко выразил позицию России: "Мы никогда не вмешиваемся в политическую жизнь и в политические процессы других стран. И нам бы очень хотелось, чтобы в нашу политическую жизнь и во внутриполитическую жизнь России никто не вмешивался".
Стало очевидным, что мир приблизился к пониманию, что в этой нестабильной и трудно прогнозируемой ситуации в мире Россия становится центром принятия решений и обсуждения проблем мира и безопасности строго в соответствии с Уставом ООН и нормами международного права. Внешняя политика России направлена на создание стабильной и устойчивой системы международных отношений, опирающейся на международное право и основанной на принципах равноправия, взаимного уважения, невмешательства во внутренние дела государств, взаимовыгодного сотрудничества, политического урегулирования глобальных и региональных кризисных ситуаций.