Самоконтроль и его формирование у младшего школьника в процессе обучения математике
Конференция: XV Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Секция: Педагогика
XV Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Самоконтроль и его формирование у младшего школьника в процессе обучения математике
Сегодня проблема самоконтроля становится все более значимой. Главной сейчас является развивающая функция обучения. Это способствует становлению личности ребёнка. Но самоконтроль не только качество личность, а необходимый компонент всех видов деятельности младшего школьника. Все больше самоконтроль является предметом педагогических и психологических исследований.
Низкий уровень самоконтроля вызывает в процессе обучения много ошибок. Поэтому действия самоконтроля с определёнными функциями должны занимать особое место в структуре образовательной деятельности.
При анализе контрольных работ по математике у младших школьников, было выявлено, что 35% совершаемых учениками действий и операций никак ими не контролируются, поэтому допущенные ошибки не замечаются и не исправляются. Некоторые ученики не умеют исправить ошибку ни самостоятельно, ни по просьбе учителя, т.к. не могут соотнести свои действия с полученным результатом. Также есть дети, которые некритически относятся к указаниям учителя и исправлению в работе своих ошибок, соглашаются с любыми исправлениями.
Развитие такого навыка как внимание необходимо при формировании самоконтроля, т.к. внимание является составной его частью. Можно использовать следующие упражнения:
- Предложить уже заранее неправильно решенную математическую задачу. Задачи учеников найти ошибку/и.
- Неполное решение задачи, где задача учеников решить его до конца.
- Дана задача с неполными или избыточными данными, задачи учеников заметить это.
К.Д. Ушинский критиковал формы контроля, объясняя их недостатки акцентируя внимания на то, что существующие методы подавляют умственную деятельность детей. Обычно учитель спрашивает одного или пару учеников, когда остальные в это время считают себя свободными от какой-либо деятельности и не занимаются образовательной деятельностью, а просто теряют время в ожидании, где ученику сложно проявить инициативу и любознательность.
Математические диктанты являются продуктивным приемом формирование самоконтроля. Проводятся по определенной методике, описанной в методических рекомендациях преподавания математики по системе Эльконина–Давыдова. Проведение этих диктантов дает возможность развитие навыка самоконтроля у учеников в процессе их самостоятельной учебной деятельности.
Самоконтроль имеет огромное значение для самостоятельной работы учеников, любая самостоятельная работа не может быть выполнена хорошо без этого навыка.
Одной из форм организации такой самостоятельной работы является выполнение творческой работы:
- Выбор темы работы.
- Выбор формы работы.
- Самостоятельный поиск теоретического материала.
- Подготовка и проведение.
Для высокого качества навыка самоконтроля у младших школьников, необходимо организовать подготовку учащихся к его осуществлению. Подготовка включает в себя усвоение теоретического и практического материала, относящегося к работе.
По воспитанию навыка самоконтроля у младших школьников нужна систематическая работа. Для проведения такой работы необходимо систематизировать работу таким образом:
- Формирование потребности в самопроверке.
- Объяснять, что проверять надо не результат задачи, а и промежуточные ответы.
- Учитель сознательно делает ошибки на доске.
- Предлагать ученику самостоятельно оценить, проверить свою работу.
- Предлагать ученика оценить работу друг друга.
Развитие навыка самоконтроля у младших школьников в процессе учебной деятельности подчиняется определённым закономерностям. В самом начале обучения овладение навыком самоконтроля выступает для учеников как форма самостоятельной деятельности. И только постепенно, благодаря постоянным упражнениям, работе над его формированием во всех формах деятельности, во всех предметах начальной школы, самоконтроль становится необходимым элементом учебной деятельности.
Формирование самоконтроля – процесс непрерывный. С первого класса надо ориентировать детей на то, что контролировать и проверять себя нужно уже тогда, когда самостоятельно решил хотя бы один пример. Важно выработать у ученика потребность в проверке себя, контроле своих полученных ответов. Поэтому процесс самоконтроля начинается в младших классах и осуществляется под руководством учителя на всех стадиях процесса обучения.