ВЕДУЩИЕ МОТИВАЦИИ ПОСЕЩЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА
Секция: 8. Физическая культура
XVIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
ВЕДУЩИЕ МОТИВАЦИИ ПОСЕЩЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА
Актуальность. Современные социальные реалии жизни выдвигают повышенные требования к личности выпускников вуза. Работодатели заинтересованы в конкурентно способных специалистах. На собеседование с работодателем все претенденты приходят с дипломом. Поэтому из их большинства работодатель выберет наиболее здорового и работоспособного. Цель физического воспитания в вузе — формирование физической культуры личности студентов. Критерием эффективности этого процесса является повышение уровня здоровья, физического развития, физической и функциональной подготовленности и работоспособности, формирование здорового образа и стиля жизни, а также использование студентами средств физической культуры и спорта для активного отдыха и досуга [1—4].
Специалисты считают, что успешность в любой деятельности человека зависит от наличия мотивов и мотиваций [7—11]. Мотивы человека отражают его потребности, личностные диспозиции и состояние, могут выступать как цель или предмет удовлетворения потребности, побуждений или намерений. Придавая вопросам мотивации и целеполагания ведущую роль, Б.Ф. Ломов писал: «Откуда берутся и как возникают мотивы и цели индивидуальной деятельности? Что они собой представляют? Разработка этих вопросов имеет огромное значение….. для решения многих практических задач» [9]. С.Л. Рубинштейн утверждал, что мотивы составляют ядро личности человека [11]. Психологи определяют мотив как задерживающее окончательное действие или благоприятствующее ему решение человека к определённым действиям [7; 9; 10; 11]. Мотив является одной из составляющих мотивационной сферы. Мотивации делят на внутреннеорганизованные, обусловленные потребностями личности, и внешнеорганизованные, обусловленные внешними стимулами [7]. Источниками мотивации студентов могут быть внешние (поощрения, награды, в том числе зачёт по физкультуре) и внутренние (потребность в признании, самоутверждении) [7; 10].
На базе общей мотивации учебной деятельности (профессиональной, когнитивной, прагматической, социально-общественной и лично-престижной) у студентов вузов появляется определенное отношение к разным учебным предметам. Оно обусловливается: важностью предмета для профессиональной подготовки, интересом к определенной отрасли знаний и к данному предмету, качеством преподавания или удовлетворенностью занятиями по данному предмету, мерой трудности овладения этим предметом исходя из собственных способностей, взаимоотношениями с преподавателем данного предмета и одногруппниками.
Проблема мотивов и мотивации физкультурно-спортивной деятельности и посещения занятий по физической культуре является одной из актуальных, поскольку студенты, особенно 1 курса, считают данный предмет необязательным, что требует поиска новых путей повышения эффективности занятий по физической культуре в вузе [1; 4; 5; 6]. Наличие ведущей мотивации придает активности человека более деятельный характер. В нашем случае, это то, ради чего и почему студенты посещают занятия по физической культуре, которые из-за высоких учебных и психоэмоциональных нагрузок, недостатка времени и дороговизны фитнес-услуг остаются практически единственной формой двигательной активности для большинства студентов [1; 5; 6]. Академические занятия 2 раза в неделю призваны обеспечить лишь минимум двигательной активности. Несмотря на это студенты часто прогуливают и их [5]. Мы решили провести исследование и выявить ведущие мотивации посещения занятий по физической культуре у студентов экономического факультета, которые помогут преподавателям физического воспитания в поиске путей повышения эффективности процесса физического воспитания в вузе.
Организация исследования. Исследование организовано и проведено в Кемеровском институте (филиале) РЭУ им. Г.В. Плеханова на кафедре физического воспитания. В исследовании принимали участие 120 студентов (1 курс — 64 человека, 3 курс — 56 человек) экономического факультета.
Цель исследования — выявить ведущие мотивации посещения занятий по физической культуре студентов экономического вуза.
Задачи исследования:
- Выявить ведущие мотивации посещения занятий по физической культуре студентов 1 и 3-го курса экономического факультета.
- Выявить ведущие мотивации посещения занятий по физической культуре по гендерному и возрастному признаку среди студентов 1 и 3-го курса экономического факультета.
Методы исследования: анализ научной литературы, анкетирование, методы математической статистики.
Результаты исследования. Для решения первой задачи было проведено анкетирование студентов, в котором предлагалось оценить по 5-тибальной шкале основные мотивации посещении занятий по физической культуре (табл. 1).
Выявлено, что у студентов 1 курса ведущей мотивацией является внешнеорганизованная, так как и девушки и юноши поставили наибольший балл за мотивацию «получение зачёта» (средняя оценка 4,8). Среди внутреннеорганизованных мотиваций наиболее значимой для студентов 1 курса является мотивация «для здоровья» (2,7). Однако считать её ведущей нельзя, так как оценка ниже 4-х баллов. Настораживает тот факт, что студенты 1 курса не считают занятия по физической культуре средством общения и развлечения (средние оценки 1,3 и 1,4).
Студенты 3 курса, несмотря на тот факт, что «получение зачёта» для них остаётся ведущей мотивацией (средняя оценка 4,4), придают значение и тому, что на занятиях они могут повысить своё спортивное мастерство (средняя оценка 4,4), совершенствовать двигательные умения и навыки (4,3) и получить отдых от учебных занятий — развлечься (средняя оценка 4,3). Это свидетельствует о том, что и внутреннеорганизованные, и внешнеорганизованные мотивации являются в одинаковой степени ведущими у студентов 3 курса экономического факультета (табл. 1).
Таблица 1.
Мотивации посещения занятий по физической культуре студентов 1 и 3 курса экономического факультета
1 курс (n = 64) |
Мотивации |
3 курс (n = 56) |
||||
Ср. оценка |
девушки (n = 36) |
юноши (n = 28) |
девушки (n = 32) |
юноши (n = 24) |
Ср. оценка |
|
4,8 |
4,9 |
4,6 |
Получение зачёта |
4,5 |
4,2 |
4,4 |
2,7 |
3,2 |
2,1 |
«Для здоровья» |
4,3 |
4,1 |
4,2 |
1,9 |
1,8 |
2,0 |
Совершенствование физических качеств |
3,6 |
4,0 |
3,8 |
1,3 |
1,5 |
1,4 |
Развлечение |
4,4 |
4,2 |
4,3 |
1,5 |
1,2 |
1,3 |
Повышение спортивного мастерства |
4,3 |
4,5 |
4,4 |
2,3 |
2,5 |
2,1 |
Совершенствование двигательных умений и навыков |
4,3 |
4,4 |
4,3 |
1,4 |
1,5 |
1,2 |
Общение |
4,4 |
3,6 |
4,0 |
Для решения второй задачи исследования мы провели анализ анкет по гендерному и возрастному признаку. Выявлено, что ведущей мотивацией и для девушек и для юношей является внешнеорганизованная — «получение зачёта» — оценки 4,7 и 4,4 соответственно (табл. 2). Мотивацией, имеющей самую низкую оценку у девушек, является «совершенствование физических качеств» — оценка 2,7; у юношей — «общение» — оценка 2,4 (табл. 2).
Таблица 2.
Мотивации посещения занятий по физической культуре девушек и юношей экономического факультета
Девушки (n = 68) |
Мотивации |
Юноши (n = 52) |
||||
Ср. оценка |
1 курс (n = 36) |
3 курс (n = 32) |
1 курс (n = 28) |
3 курс (n = 24) |
Ср. оценка |
|
4,7 |
4,9 |
4,5 |
Получение зачёта |
4,6 |
4,2 |
4,4 |
3,7 |
3,2 |
4,3 |
«Для здоровья» |
2,1 |
4,1 |
3,1 |
2,7 |
1,8 |
3,6 |
Совершенствование физических качеств |
2,0 |
4,0 |
3,0 |
3,0 |
1,5 |
4,4 |
Развлечение |
1,4 |
4,2 |
2,8 |
2,8 |
1,2 |
4,3 |
Повышение спортивного мастерства |
1,3 |
4,5 |
2,9 |
3,4 |
2,5 |
4,3 |
Совершенствование двигательных умений и навыков |
2,1 |
4,4 |
3,2 |
3,0 |
1,5 |
4,4 |
Общение |
1,2 |
3,6 |
2,4 |
Анализ мотиваций девушек по возрастному признаку показал, что с увеличением возраста ведущие мотивации меняются. Так, у девушек 1 курса (средний возраст 17—18 лет) ведущей является единственная мотивация «получение зачёта» (4,9). А вот у девушек 3 курса (средний возраст 19—20 лет) ведущими являются одновременно 6 мотиваций, получившие оценку выше 4 баллов: это и внешнеорганизованные — «получение зачёта», и внутреннеорганизованные мотивации — «общение», «развлечение», «для здоровья», «повышение спортивного мастерства», «совершенствование двигательных умений и навыков», т. е. мотивации, направленные на развитие личности (табл. 2).
Анализ мотиваций юношей по возрастному признаку подтвердил выводы специалистов, что мотивации физкультурно-спортивной деятельности изменяются с возрастом [8; 10]. Так, у юношей 1 курса (средний возраст 17—18 лет) ведущей является одна — «получение зачёта» (4,6). А вот у юношей 3 курса (средний возраст 19—20 лет) ведущими (получившими оценку выше 4 баллов) являются 6 мотиваций, среди которых «получение зачёта» лишь на 3 месте (оценка 4,2). Лидирующими являются «повышение спортивного мастерства» (4,5) и «совершенствоание двигательных умений и навыков» (4,4), т. е. внутреннеорганизованные мотивации, направленные на развитие личностных качеств (табл. 2).
Выводы:
- Ведущей мотивацией посещения занятий по физической культуре у студентов экономического факультета является внешнеорганизованная — «получение зачёта». У студентов 1 курса она является единственной. У студентов 3 курса ведущими являются также «повышение спортивного мастерства», «совершенствование двигательных умений и навыков», «развлечение», «для здоровья», «общение».
- Ведущей мотивацией посещения занятий по физической культуре и для девушек и для юношей экономического факультета является внешнеорганизованная — «получение зачёта». Мотивацией, имеющей самую низкую оценку у девушек, является «совершенствование физических качеств», у юношей — «общение».
- У девушек, студенток экономического факультета в возраст 17—18 лет ведущей является единственная мотивация «получение зачёта». У студенток в возрасте 19—20 лет ведущими являются 6 мотиваций — «получение зачёта», «общение», «развлечение», «для здоровья», «повышение спортивного мастерства», «совершенствование двигательных умений и навыков».
- У юношей, студентов экономического факультета в возрасте 17—18 лет ведущей мотивацией является «получение зачёта». У юношей в возраст 19—20 лет ведущими являются 6 мотиваций — «повышение спортивного мастерства», «совершенствование двигательных умений и навыков», «получение зачёта», «развлечение», «для здоровья», «совершенствование физических качеств».
Список литературы:
- Виленский М.Я. Личностное развитие студента в гуманитарно-ориентированном образовательном пространстве физической культуры / М.Я. Виленский // Пед. докл., — Ростов-на-Дону, 2004. — С. 9—15.
- Гаврилов Д.Н. Проблемы повышения эффективности и качества занятий физической культурой в высших учебных заведениях / Д.Н. Гаврилов и др. // Теория и практика физической культуры. — 2008. — № 3. — С. 27—30.
- Григорьева С.А. Бадминтон как средство развития координационных способностей, профессионально значимых для бакалавров экономического профиля / С.А. Григорьева, Л.Е. Медведева // О повышении роли физической культуры и спорта в развитии личности студентов: материалы докладов Всероссийской научно-практической конференции (16—18 ноября 2011 г.). — М.: Казан. ун-т, 2011. — С. 395—397.
- Григорьева С.А. Уровень самостоятельности двигательной активности студенток вуза / С.А. Григорьева // Проблемы совершенствования физической культуры, спорта и олимпизма: материалы Всероссийской научно-практической конференции молодых учёных, аспирантов, соискателей и студентов. — Омск: Изд-во СибГУФК, 2012. — Т. II. — 260 с.
- Григорьева С.А. Двигательные умения и навыки студенток первого курса экономического вуза / С.А. Григорьева, Н.А. Мелешкова, Г.А. Унжаков, А.Ю. Мусохранов. // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта, 2014. — № 9 (115). — С. 180—185.
- Гуреева А.М. Определение значимых мотивов к занятиям физическим воспитанием у студенток вуза / А.М. Гуреева, Р.В. Клопов // Физическое воспитание студентов. — 2011. — № 2. — С. 27—30.
- Ильин Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. СПб.; Питер, 2002. — 512 с.: с ил. — (Серия «Мастера психологии»).
- Ильина Н.Л. Динамика мотивации на протяжении спортивной карьеры: Автореф. дис…канд. — СПб., 1998.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. — М., 1984.
- Мильман В.Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности // Вопросы психологии. — 1987. — № 5.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. / С.Л. Рубинштейн. — М., 1946.