Формирование личностных результатов по ФГОС на уроках истории
Конференция: XIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Секция: Педагогика
лауреатов
участников
лауреатов
участников
XIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Формирование личностных результатов по ФГОС на уроках истории
Современная российская школа работает в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования (ФГОС ООО) и подготовки к введению федеральных государственных стандартов среднего общего образования (ФГОС СОО) [2].
Главной задачей преподавания истории является формирование личности школьника. Для решения этой задачи Президиум Российского исторического общества принял «Концепцию нового учебно-методического комплекса по отечественной истории», основой которого является Историко-культурный стандарт (ИКС) [5].
Одной из наиболее целесообразных и продуктивных форм планирования и организации деятельности старшеклассников при изучении истории является тематический блок (модуль).
Основными блоками занятия являются: организационный → мотивационный → информационный → аналитический → оценочный → рефлексивный.
- Организационный блок может включать следующие элементы: целеполагание (цели, т.е. ради чего будет изучаться тема, и задачи, т.е. что будет сделано), инструкции и пояснения для выполнения заданий, вводное слово учителя, распределение по группам, критерии оценивания.
- Мотивационный блок является ключевым в системе деятельности. Известный отечественный исследователь Л.С. Выготский называл это «якорением», т.е. якорем, который делает работу осмысленной («крючок», «интрига»). Специфика мотивации в учебной деятельности состоит в её связи с постановкой проблемы. Именно она задаёт определённое противоречие, которое будет рассматриваться, показывает различие позиций, обращает внимание на самое главное в занятии. Другими словами, формулирование проблемы является существенной частью каждого урока, задаёт направление деятельности учащихся. Использую и другие приёмы мотивации: интересные факты, примеры, метод провокаций, фотографии, карикатуры, а также высказывания, афоризмы, по которым учащиеся определяют тему и задачи урока.
- Информационный блок ориентирован на получение информации из разных источников: текстовые документы, схемы, диаграммы, электронные ресурсы, видеоматериалы, статистика, иллюстрации и др. Главное, чтобы информация была чёткой, иллюстративной, корректной, представляющей разные позиции, доступной.
- Аналитический блок позволяет более глубоко рассмотреть полученную информацию, сделать обобщение, провести обсуждение, сформулировать выводы. И здесь использую деятельностный подход: учащиеся выделяют ключевые положения документа, лекции, интерпретируют, определяют альтернативные решения, участвуют в дискуссии, составляют сравнительные таблицы, тезисы, схемы. Роль учителя: подбор материала для изучения; формулировка и разъяснение задания; инструктирование школьников о способах деятельности
- Оценочный блок – это не только выставление отметок, но и оценка (учитель хмурится, кивает и улыбается, поддержка ученика словами или критика), а также самооценивание, взаимооценивание. При этом нужно помнить, что оценка не должна посягать на достоинство человека, следует оценивать учебные результаты, а не личные особенности. Важно открыто устанавливать и совместно обсуждать критерии оценок и отметок, чтобы оценка мотивировала к учению. Роль учителя: наблюдение за работой и корректировка; проверка, анализ и оценка результатов.
- Рефлексивный блок.
Значительная роль в учебном процессе отводится самостоятельной работе учащихся. При этом функции учителя сводятся к руководству самостоятельной деятельностью учащихся, то есть доведение до каждого учащегося задач, целей выполняемой работы через так называемые рабочие листы с заданиями и презентации, помощь в самостоятельном изучении учебного материала, пояснение сложных вопросов, организация дискуссий, диспутов, а также объективная оценка знаний, умений и навыков учащихся.
Основные идеи технологии: блочно - тематический принцип планирования уроков; активизация познавательной деятельности учащихся через мотивацию и проблемные задания; преобладание самостоятельной, продуктивной деятельности учащихся на уроках под руководством учителя через организацию их индивидуальной и групповой деятельности.
Поскольку активизация познавательной деятельности предполагает взаимодействие учителя и ученика, поэтому главным методом обучения учащихся являются учебные задания (задачи), то есть проблемы.
Процесс решения учебной задачи состоит из 5 этапов:
Первый этап целеполагания: мотивация; совместное обсуждение задач учебной работы (на уроке, нескольких уроках темы); создание проблемной ситуации, постановка проблемы (познавательной задачи); выбор учащимися заданий и способов деятельности (развитие мотивации и интереса к учению); при отборе познавательных заданий использую методический аппарат учебников (в начале параграфа; сопровождающие авторский текст; обращённые к документам, картам, иллюстрациям; в конце параграфа; в конце глав или разделов), дидактические материалы (задачи из пособия Степанищева А.Т.).
Второй подготовительно-организационный этап: обсуждение плана работы; выработка алгоритма действий – совместное составление памяток; т.е. анализ проблемы.
Третий этап выполнения учебной работы (содержательно-организационный): поиск решения проблемы; использование активных диалогических форм (беседа с постановкой проблемы, эвристическая); вариативность (чередование) форм работы; использование приёма представления информационного блока (текст параграфа, другие источники: документ, справочный материал, карты, схемы); использование приёмов персонификации (презентации учащихся); обращение к региональному материалу (презентации по истории ЯНАО, например: «Родной край в первой половине XIX в.», «Вклад ЯНАО в победу в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»);
Четвёртый этап проверки и коррекции: коллективное обсуждение результатов, полученных группами и отдельными учениками; учащиеся развивают умения излагать и аргументировать свои выводы и, что также немаловажно, обмениваются информацией по всему спектру изучаемых вопросов;
Пятый этап оценки результатов: по традиционной пятибалльной системе или в зачётных баллах, накопительной системе; самооценка («завершающая мотивация») [4].
Реализацию проблемного подхода к изучению исторического материала осуществляю через создание проблемных ситуаций; поиск и решение сложных вопросов, требующих актуализации, анализа, применения знаний и умений учеников в новых условиях. Каждое задание несёт алгоритм самостоятельного поиска информации на основе трансформации, переноса усвоенных знаний и умений. Задания и вопросы начинаются со слов: установите, объясните, определите, докажите. Например: Докажите противоречивость и незавершённость попыток демократического обновления общества в середине 1950-х - первой половине 1960-х гг.
Структура изучения тематического блока:
- Вводная лекция (обзорная, информационная или проблемная), где формулирую задачи, определяю актуальность её изучения, выделяю основные проблемы темы, различные точки зрения в современной исторической науке, или беседа.
- Уроки совершенствования знаний, умений и навыков (лабораторная работа с учебником, историческими источниками; практикумы, семинары, конференции, «круглые столы»; диспуты; тренинги, презентации, видеофильмы, Интернет-ресурсы), на которых учащиеся самостоятельно прорабатывают выделенные вопросы, ищут решения поставленных проблем, при необходимости осуществляют коррекцию результатов своей продуктивной деятельности. Роль учителя: подбор материала для изучения; формулировка и разъяснение задания; инструктирование школьников о способах деятельности, наблюдение за работой и корректировка.
- Контрольные уроки, где провожу обобщение результатов работы (семинар, «круглый стол», конференция), проверяю усвоение знаний и умений в форме зачётов (в формате КИМ ЕГЭ).
Материал изучается крупными блоками, что позволяет сопоставлять особенности, характерные черты каждого этапа исторического развития, прослеживать изменения, происходящие в различных сферах жизни общества.
Переход к гражданскому обществу ориентирует человека на готовность осуществлять тот или иной выбор. С этой целью на каждом уроке стараюсь создать ситуацию выбора, то есть знакомлю учащихся с различными, в том числе альтернативными точками зрения по изучаемой проблеме, организую исследование, когда ученики анализируют, сравнивают, делают осознанный выбор и аргументируют его. Например: Пакт Молотова - Риббентропа: успех или ошибка советской внешней политики?; Внезапность нападения Германии на СССР: миф или реальность?
Особое внимание уделяю развитию прогностических умений учащихся. На групповых и семинарских занятиях учащиеся получают задания, ориентированные либо на построение общественных моделей, либо на осмысление альтернатив исторического развития, например: альтернативы развития России в 1917 г.; НЭП и индустриализация. Так у учащихся закладываются основы теоретического мышления.
При работе с источниками развиваю у учащихся умения и навыки исторического мышления: задавать вопросы, видеть «подтекст» документа, сравнивать подходы, разрабатывать собственную интерпретацию («делать историю»). В этом случае главное значение придаю не знаниям как таковым, а формированию на их основе навыков исторического, в том числе и критического мышления. Ученик выступает как исследователь, развивающий собственное представление о прошлом на основе работы с источником, письменным или визуальным (деятельностный и компетентностный подходы).
Проблемно - теоретический подход и блочно - тематический принцип изложения материала позволяют реализовать интеграцию истории России с всеобщей историей (что очень важно в условиях реализации историко-культурного стандарта, подготовки учащихся к сдаче единого государственного экзамена) и обществознанием (например, понятие «цивилизация»).
Таким образом, практически все уроки в старшей школе носят проблемный характер. Причём, если в основной школе основными методами проблемного обучения являются проблемное изложение и частично поисковый или эвристический методы, используемые для подготовки учащихся к самостоятельному решению познавательной задачи, то в старшей школе используются исследовательские методы, когда учащиеся самостоятельно решают новые для них познавательные проблемы. Именно умение ученика решать задачи позволяет в первую очередь судить о том, насколько глубоко он усвоил тему, научился применять полученные знания.
Проблемно - теоретический подход в сочетании с деятельностным и компетентностным подходами способствуют развитию у учащихся целостного миропонимания и научного мировоззрения.