Знание мифов в молодежной среде как один из факторов идеологического воспитания
Конференция: XII Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Секция: Культурология
лауреатов
участников
лауреатов
участников
XII Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Знание мифов в молодежной среде как один из факторов идеологического воспитания
Мифология – особая форма человеческого сознания. С помощью мифологии народ сохраняет традиции в беспрестанно изменяющейся действительности. Для белорусского народа, как и для любого другого, мифология также является способом сохранения традиций. Основными способами связи современного человека с мифологией являются летописи и раскопки идолов. Во многих городах Беларуси расположены скульптуры мифических существ. Белорусская мифология входит своей составной частью в общеславянскую мифологию. В республике реализуется проект по созданию каталога мифологических персонажей, которые пришли к нам из народного фольклора. Предполагается проведение выставок из ростовых скульптур белорусских мифологических персонажей, которые будут проходить в крупных городах страны. На сегодняшний день известно около 500 мифологических персонажей, около 150 из них довольно подробно описаны в различных источниках, для 100 персонажей есть графические изображения, 15 из них уже имеют объемное представление в виде ростовых скульптур [1]. В деревне Великая Липа предполагается создание культурно-исторического центра, где можно будет ознакомиться с мифологической культурой Беларуси.
Проблема состоит в том, что на сегодняшний день мифология в жизни молодых белорусов во многом не играет никакой роли. Молодежь в основной своей массе не интересуется стародавними традициями. Однако нашей стране есть что показать, и есть чем удивлять. Наша культурная история может помочь в идеологическом воспитании молодежи. Если мы лучше узнаем свою страну, то можем ее и более эффективно популяризировать на внешних рынках. Поэтому нужно вдохнуть в историю и легенды нашей земли какую-то современную жизнь.
Нами был выбран мифический герой Лепельский Цмок, который изображен на рисунке 1.
Рисунок 1. Цмок, который живет в Лепельском озере
Цмок – это дракон в белорусской мифологии. Как сообщают источники, в отличие от западного европейского дракона белорусский Цмок не является враждебным человеку [2]. Мы взяли для примера мифологического персонажа, который чаще всего озвучивается в СМИ. Интерес именно к данному персонажу был вызван тем, что баскетбольная команда г. Минска носит такое название.
Для определения глубины проблемы был проведен опрос «Что для вас значит слово «Цмок»?» среди молодежи 18-24 лет. В опросе участвовало 25 человек, которые имели незаконченное высшее образование. Результаты опроса показали, что 40% опрашиваемых знают о «Цмоке» как о мифологическом существе. Из них 4 человека также говорят о белорусской баскетбольной команде «Цмоки-Минск». Большинство молодежи не знают значение слова «Цмок» и воспринимают его как сленговое значение поцелуя (чмок). Процент понимающих значение слова «Цмок» невелик, а это значит, что рассматриваемая проблема актуальна. Проведенный опрос показывает, что молодежь не достаточно знает мифологию страны, а, следовательно, – свои корни. Нельзя забывать старые традиции и методы работы над возрождением традиций и культуры могут иметь абсолютно разные, нестандартные формы.
В частности, 23 июня 2017 года в Березинском биосферном заповеднике построили Центр мифологического туризма в рамках проекта «Содействие переходу Республики Беларусь к «зеленой» экономике», финансируемого Европейским союзом и реализуемого Программой развития ООН в партнерстве с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь. Так появилась мифологическая тропа в и музей Мифов [4]. Место для создания тропы выбиралось не случайно: дорожку удалось проложить и через болото, молодой березняк, рвы, густой лес – практически через все возможные пейзажи заповедника. На экологической мифологической тропе на протяжении всей экскурсии витает атмосфера постоянного присутствия кого-то потустороннего, таинственного защитника природной девственности. Этому поспособствуют созданные на тропе инсталляции мифологических персонажей, с этой же целью будут проводиться всевозможные элементы интерпретации. Кладник, Болотник, Кикимора, Ужиный Король, Волосняк, русалочки, Аржавенник – этих и других мифологических персонажей можно встретить на мифологической тропе (персонажей для экскурсантов сейчас представляют работники заповедника исключительно по собственной инициативе).
Такой центр — единственный в Беларуси. В основе концепции музея лежит модель «Мирового дерева». Здесь туристов ждет загадочный и необычный мир мифологических существ и духов, который воссоздан с помощью театрализованных звуковых и световых инсталляций благодаря применению современных аудиовизуальных приемов.
Экспозиция музея небольшая и состоит из трех комнат. В первой, посвященной связи мифологии и времен года, можно увидеть символы, соответствующие лету, зиме, весне и осени. Следующий зал погружен во тьму: здесь логово Ужиного Короля, с которым связано множество легенд и преданий. Третий зал связывает человека с небесным миром. Музей мифом и мифологическая тропа могут стать отличной частью программы идеологического воспитания современной молодежи. Однако необходимо продумать программу совершенствования и продвижения данного центра.
Решить данный вопрос можно следующим образом:
- добавить инсталляции в музей Мифов. В первую комнату предлагается выделить место под макеты персонажей и рисунки от детей. Так для детей повысится значимость этого музея, так как их работы будут размещены вместе с инсталляциями. Наша цель – привлечь молодежь и молодые семьи с детьми;
- разработать интерактивные игры на территории музея, что добавит в программу красочность и не заставит скучать посетителей. Например, проводя экскурсию для детей, в программу вносится знакомство со всеми персонажами. Но перед этим детям необходимо разгадать головоломку и найти подсказки, которые указывают на персонажа (конкретные «проделки» персонажа). Например, след Злыдня). Это позволит решить проблему с отсутствием интереса к экскурсиям у детей, вовлечением их в игру;
- разработать квесты с ориентацией на молодежную среду. Для этого можно привлечь студенчество соответствующих специальностей. Например, совместные проекты психологов, историков, филологов, маркетологов. Такие работы можно выполнять в рамках студенческих научных работ;
- в рамках производственных практик привлекать студентов к театрализации, связанной с мифологией. Это как раз туристские сезоны.
После решения этих проблем можно браться за введение в функционирование музея Мифов в обычном рабочем режиме заповедника.
Социальным эффектом от проведения мероприятия будет повышение заинтересованности и участия молодежи в укреплении ценностей и традиций; повышение уровня культурного разнообразия. При активном участии жителей Беларуси в проведении мероприятия, у них укрепится чувство гордости и сплоченности, чувство территориальной идентичности.
Таким образом, можно сказать, что данный способ продвижения музея Мифов и экологической тропы поможет проявлению интереса молодежи к родной местности и проявлению патриотизма у местных жителей. Экскурсии по данным местам могут положительно влиять на идеологическое воспитание молодежи в плане знания своей культуры. На республиканском уровне это поможет закрепить в осознании гостей, что Беларусь – страна с уникальными местами, где чтут традиции и культуру.