Статья:

Знание мифов в молодежной среде как один из факторов идеологического воспитания

Конференция: XII Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Культурология

Выходные данные
Москалёва В.В. Знание мифов в молодежной среде как один из факторов идеологического воспитания // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(12). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/1(12).pdf (дата обращения: 29.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Знание мифов в молодежной среде как один из факторов идеологического воспитания

Москалёва Вероника Викторовна
студент, Барановичский государственный университет, Республика Беларусь, г.Барановичи
Лизакова Роза Алексеевна
научный руководитель, канд. экон. наук, доцент, Барановичский государственный университет, Республика Беларусь, г. Барановичи

 

Мифология – особая форма человеческого сознания. С помощью мифологии народ сохраняет традиции в беспрестанно изменяющейся действительности. Для белорусского народа,  как и для любого другого,  мифология также является способом сохранения традиций. Основными способами связи современного человека с мифологией являются летописи и раскопки идолов. Во многих городах Беларуси расположены скульптуры мифических существ. Белорусская мифология входит своей составной частью в общеславянскую мифологию. В республике реализуется проект по созданию каталога мифологических персонажей, которые пришли к нам из народного фольклора. Предполагается проведение выставок из ростовых скульптур белорусских мифологических персонажей, которые будут проходить в крупных городах страны. На сегодняшний день известно около 500 мифологических персонажей, около 150 из них довольно подробно описаны в различных источниках, для 100 персонажей есть графические изображения, 15 из них уже имеют объемное представление в виде ростовых скульптур [1]. В деревне Великая Липа предполагается создание культурно-исторического центра, где можно будет ознакомиться с мифологической культурой Беларуси.

Проблема состоит в том, что на сегодняшний день мифология в жизни молодых белорусов во многом не играет никакой роли. Молодежь в основной своей массе не интересуется стародавними традициями. Однако нашей стране есть что показать, и есть чем удивлять. Наша культурная история может помочь в идеологическом воспитании молодежи. Если мы лучше узнаем свою страну, то можем ее и более эффективно популяризировать на внешних рынках. Поэтому нужно вдохнуть в историю и легенды нашей земли какую-то современную жизнь.

Нами был выбран мифический герой  Лепельский Цмок, который изображен на рисунке 1.

 

Рисунок 1. Цмок, который живет в Лепельском озере

 

Цмок – это дракон в белорусской мифологии. Как сообщают источники,  в отличие от западного европейского дракона белорусский Цмок не является враждебным человеку [2]. Мы взяли для примера мифологического персонажа, который чаще всего озвучивается в СМИ. Интерес именно к данному персонажу был вызван тем, что баскетбольная команда г. Минска носит такое название.

 Для определения глубины проблемы был проведен опрос «Что для вас значит слово «Цмок»?» среди молодежи 18-24 лет. В опросе участвовало 25 человек, которые имели незаконченное высшее образование. Результаты опроса показали, что 40% опрашиваемых знают о «Цмоке» как о мифологическом существе. Из них 4 человека также говорят о белорусской баскетбольной команде «Цмоки-Минск». Большинство молодежи не знают значение слова «Цмок» и воспринимают его как сленговое значение поцелуя (чмок). Процент понимающих значение слова «Цмок» невелик, а это значит, что рассматриваемая проблема актуальна. Проведенный опрос показывает, что молодежь не достаточно знает мифологию страны, а, следовательно, – свои корни. Нельзя забывать старые традиции и  методы работы над возрождением традиций и культуры могут иметь абсолютно разные, нестандартные формы.

В частности, 23 июня 2017 года в Березинском биосферном заповеднике построили Центр мифологического туризма в рамках проекта «Содействие переходу Республики Беларусь к «зеленой» экономике», финансируемого Европейским союзом и реализуемого Программой развития ООН в партнерстве с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь. Так появилась мифологическая тропа в и музей Мифов [4]. Место для создания тропы выбиралось не случайно: дорожку удалось проложить и через болото, молодой березняк, рвы, густой лес – практически через все возможные пейзажи заповедника. На экологической мифологической тропе на протяжении всей экскурсии витает атмосфера постоянного присутствия кого-то потустороннего, таинственного защитника природной девственности. Этому поспособствуют созданные на тропе инсталляции мифологических персонажей, с этой же целью будут проводиться всевозможные элементы интерпретации. Кладник, Болотник, Кикимора, Ужиный Король, Волосняк, русалочки, Аржавенник – этих и других мифологических персонажей можно встретить на мифологической тропе (персонажей для экскурсантов сейчас представляют работники заповедника исключительно по собственной инициативе).

Такой центр — единственный в Беларуси. В основе концепции музея лежит модель «Мирового дерева». Здесь туристов ждет загадочный и необычный мир мифологических существ и духов, который воссоздан с помощью театрализованных звуковых и световых инсталляций благодаря применению современных аудиовизуальных приемов.

Экспозиция музея небольшая и состоит из трех комнат. В первой, посвященной связи мифологии и времен года, можно увидеть символы, соответствующие лету, зиме, весне и осени. Следующий зал погружен во тьму: здесь логово Ужиного Короля, с которым связано множество легенд и преданий. Третий зал связывает человека с небесным миром. Музей мифом и мифологическая тропа могут стать отличной частью программы идеологического воспитания современной молодежи. Однако необходимо продумать  программу совершенствования и продвижения данного центра.

Решить данный вопрос можно следующим образом:

  • добавить инсталляции в музей Мифов. В первую комнату предлагается выделить место под макеты персонажей и рисунки от детей. Так для детей повысится значимость этого музея, так как их работы будут размещены вместе с инсталляциями. Наша цель – привлечь молодежь и молодые семьи с детьми;
  • разработать интерактивные игры на территории музея, что добавит в программу красочность и не заставит скучать посетителей. Например, проводя экскурсию для детей, в программу вносится знакомство со всеми персонажами.  Но перед этим детям необходимо разгадать головоломку и найти подсказки, которые указывают на персонажа (конкретные «проделки» персонажа). Например, след Злыдня). Это позволит решить проблему с отсутствием интереса к экскурсиям у детей, вовлечением их в игру;
  • разработать квесты с ориентацией на молодежную среду. Для этого можно привлечь студенчество соответствующих специальностей. Например, совместные проекты психологов, историков, филологов, маркетологов. Такие работы можно выполнять в рамках студенческих научных работ;
  • в рамках производственных практик привлекать студентов к театрализации, связанной с мифологией. Это как раз туристские сезоны.

После решения этих проблем можно браться за введение в функционирование музея Мифов в обычном рабочем режиме заповедника.

Социальным эффектом от проведения мероприятия будет повышение заинтересованности и участия молодежи в укреплении ценностей и традиций; повышение уровня культурного разнообразия. При активном участии жителей Беларуси в проведении мероприятия, у них укрепится чувство гордости и сплоченности, чувство территориальной идентичности.

Таким образом, можно сказать, что данный способ продвижения музея Мифов и экологической тропы поможет проявлению интереса молодежи к родной местности  и проявлению патриотизма у местных жителей.  Экскурсии по данным местам могут положительно влиять на идеологическое воспитание молодежи в плане знания своей культуры.  На республиканском уровне это поможет закрепить в осознании гостей, что Беларусь – страна с уникальными местами, где чтут традиции и культуру.

 

Список литературы:
1. Белорусская мифология. – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki (Дата Обращения 10.01.2019).
2. Гнездо дракона. – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://dragons-nest.ru (Дата Обращения 10.01.2019).
3. ГПУ «Березинский биосферный заповедник». – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.berezinsky.by/ru/ (Дата Обращения 10.01.2019).
4. Мифология Беларуси. – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://mythology.by/about-project-ru/ (Дата Обращения 10.01.2019).