Проблемы развития эмоционально-личностной сферы подростков в рамках отношений с родителями
Конференция: XII Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Секция: Педагогика
XII Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Проблемы развития эмоционально-личностной сферы подростков в рамках отношений с родителями
Аннотация. Семья является первоначальной ступенью формирования ребенка как полноценной социально адаптированной личности. Подростковый возраст протекает ярко, включая в себя внешние и внутренние конфликты. В связи с этим интерес представляет осмысление проблемы изменения функции родителей и их психологической значимости для подростка.
Ключевые слова: воспитание; эмоциональная сфера; подростковый возраст.
Семья традиционно является главным институтом воспитания. Именно на данном этапе ребенок учится взаимодействовать с окружающим миром. Значимость семьи как института социализации обусловлена еще и тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов социализации не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.
Особенно активно процесс формирование личности идёт на стадии раннего онтогенеза, а именно детства и отрочества. В этот период особенно результативно воздействие семьи и родителей. Однако отметим, что данный процесс может иметь не только положительные результаты, но и отрицательные. Ценностные поведенческие установки, приобретённые в подростковом возрасте, у многих людей сохраняются на долгие годы. Эта ступень характеризуется повышенной эмоциональностью, и здесь мы можем выделить такие явления, легкую возбудимость, изменчивость настроения, возникновение тревожности, агрессивности и других бурных реакций. Подростковый возраст считается наиболее «эмоционально насыщенным», почему изучение эмоционального развития подростков и занимает ведущее место в психологии.
За последние годы интерес к проблеме эмоционального развития вырос в значительной степени. Эмоциональные нарушения, возникающие в этот период, имеют долгосрочные и затянувшиеся последствия. Многие исследователи напрямую связывают некоторые типы нарушения поведения у детей с различными формами эмоциональных нарушений. Неоднократно наблюдается связь эмоционального неблагополучия и нестабильности с неуспеваемостью, трудностями общения со сверстниками и взрослыми, быстрой утомляемостью, замкнутостью и т. д. Данная проблема наиболее полно отражена в работах отечественных зарубежных авторов таких как Анохин П. К, Грецов А. Г., Казанская В. Г., Лафренье П., Райс Ф., Выготский Л.С., Рубинштейн С. Л., Мясищев, В. Н. и др. Семья – есть ни что иное, как коллектив, играющий в воспитании центральную и важнейшую роль.
Принципиальным и решающим компонентом отношения родителей с детьми является любовь к ребенку, способствующая формированию доверительных отношений и определяющая удовольствие от общения с ним. При этом существует и обратная сторона: требовательность и контроль, необходимые для воспитания социальных навыков и норм поведения, принятых в обществе. Подобное разделение мы видим ещё на заре исследований родительского отношения: так, модель, предложенная Е. С. Шeфер и Р. А. Белл предполагает два основных фактора развития: эмоциональный (любовь/ненависть) и поведенческий (автономия/контроль).
Среди других работ на тему родительских позиций можно выделить работу А. С. Макаренко, который выделяет: ложный авторитет - неустойчивый по своей структуре, возникающий с единственной целью родителей установить полное послушание детей и их собственное спокойствие; истинный авторитет - формируется, если родители отдают себе полный отчет в своих действиях и поступках. При этом Макаренко выделяет следующие компоненты истинного авторитета: авторитет знания (осведомленность о жизни ребенка, об его успехах и неудачах, хобби, друзьях и т. д.), авторитет помощи (поддержка в преодолении трудностей ) и авторитет ответственности.
Анализ научной литературы, позволил протипировать поведение родителей следующим образом: отвержение – холодное и унижающее отношение к ребенку, полное непринятие ребенка, установка всевозможных запретов; безразличие – отношения строятся на удовлетворении исключительно физических нужд ребенка, отсутствие интереса к его увлечениям и т.д.; гиперопека – желание оградить ребенка от всевозможных трудностей и неприятностей, любая независимость подлежит наказаниям; сверхтребовательность – большое количество запретов и ограничений, желание взрастить важные качества в ребенке, отвечающие лишь интересам родителей; устойчивость (нейтралитет) – здоровая эмоциональная среда, родители занимаются воспитанием, не навязывая ребенку свои желания и давая ему свободу; активная любовь – высокое участие в жизни ребенка, стремление помочь ему во всех его начинаниях, родители выступают в качестве партнеров.
Наиболее оптимальной и удобной классификаций, на наш взгляд, является разделение стилей воспитания, на: демократический стиль - в максимальной степени способствующий не только поддержанию нормальных отношений с детьми, но и формированию таких важнейших качеств гармоничной личности, как инициатива, ответственность, самостоятельность и активность. Данный стиль сочетает в себе не только строгость и подчинение, но и поощрение, к авторитарному поведению и жестким правилам прибегают в исключительных случаях, мнение родителей не является абсолютной истиной, а мнение ребенка всегда играет ведущую роль; авторитарный стиль – все взаимодействие строится на кратких деловых распоряжениях, без всяких разъяснений, основывается на запретах без снисхождения и угрозах; попустительский стиль – родители существуют автономно, представляя детям абсолютную свободу выбора. Вектор общения, выбранный родителями, полностью определяет не только их взаимоотношения с ребенком, но и является ключевым фактором в формировании личности ребенка. Вопрос выбора того или иного стиля зависит, прежде всего, от личности родителей, а так же степени устойчивости их психики.
Таким образом, исследование показало, что семья – это не только среда обитания подростка, но и важный фактор, влияющий на становление его как личности, потому так важна здоровая внутрисемейная атмосфера и качество взаимоотношений между ее членами. Подростки имеют очень хрупкую и неустойчивую психику, и, в отличие от взрослых, испытывают более сильные эмоциональные переживания. Дисгармоничные семьи имеют опасность воспитать незрелую, асоциальную личность с рядом комплексов и личных проблем, которые, в дальнейшем, не позволят комфортно существовать в социуме. Поэтому родителям так необходимо понимать степень своей ответственности в выстраивании стратегии воспитания своего чада, ведь они несут ответственность не только перед ним, и перед собой.