Статья:

Приемы обучения грамматике английского языка детей дошкольного возраста

Конференция: X Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Рябова В.В. Приемы обучения грамматике английского языка детей дошкольного возраста // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. X междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10(10). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/10(10).pdf (дата обращения: 15.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Приемы обучения грамматике английского языка детей дошкольного возраста

Рябова Виктория Валерьевна
студент, Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского, РФ, г. Калуга
Молчанова Ольга Евгеньевна
научный руководитель, старший преподаватель кафедры английского языка, Калужский государственный университет им. К.Э .Циолковского, РФ, г. Калуга

 

Данная статья посвящена исследованию приемов обучения грамматике детей дошкольного возраста, процесса обучения с характерными для него особенностями. Проводится анализ теоретической литературы по методике обучения английскому языку и обзор УМК для школьников, направленный на выявление упражнений, которые  способствовали бы более эффективному усвоению грамматического материала детьми дошкольного возраста. Представлены основные положения работ А.А.Константиновой, Б.Д.Лемперт, Е.Ю.Протасовой, Г.В.Роговой, И.А.Шишковой, М.Е.Вербовской.

Ключевые слова: дети дошкольного возраста, обучение, грамматика английского языка, игра, наглядность, сказка.

 

Упражнения являются ведущим практическим методом обучения и они занимают особое место в обучении грамматике. В настоящее время существует огромное количество грамматических упражнений,  но при их отборе необходимо учитывать возрастные особенности обучающихся. Детям дошкольного возраста свойственны неусидчивость и рассеивание внимания, из-за чего многие упражнения будут бесполезны при изучении грамматики.

Прежде всего, задания должны вызывать интерес у учащихся, стимулировать их познавательный процесс и вызывать эмоциональный отклик. В памяти дошкольника сохраняются яркие образы, новые явления часто запечатлеются в виде картинок, поэтому используемые упражнения должны содержать яркие элементы, картинки, которые будут удерживать внимание ребенка. Помимо этого, ребенку быстро надоедают однообразные задания, поэтому необходимо чередовать упражнения, тем самым делая работу детей более разнообразной. Но главным требованием к грамматическим упражнениям для детей дошкольного возраста является их повторяемость. Выполнив упражнение на одно грамматическое явление и, перейдя к изучению нового, первое забывается довольно быстро. Поэтому на следующий день ребенок довольно часто не помнит, о чем шла речь на предыдущем занятии. Использование различных форм повторения и закрепления материала способствуют наиболее прочному усвоению новой темы.

Метод беседы часто используется, если новый материал оказался для ученика довольно простым. С помощью наводящих вопросов, учитель добивается самостоятельного изложения материала ребенком, тем самым воспроизводя его повторение. Но часто одного самостоятельного изложения оказывается недостаточно, из-за чего приходится прибегать к упражнениям.

Чтобы занятия действительно были эффективными и не перегружали ребенка, они должны быть, прежде всего, добровольными. Если изучение иностранного языка в дошкольном возрасте станет обязанностью, это приведет к появлению негативного отношению к изучению языков и в будущем. Как пишет Е.Ю. Протасова в своем учебном пособии «Методика обучения дошкольников иностранному языку», на овладение вторым языком оказывает влияние аффективно-личностная составляющая: воспринимается педагогическое содержание, окрашенное положительным образом или соответствующее внутренней установке учащегося.[3] Поэтому главной задачей родителей и учителей является воспитание у ребенка интереса к данному предмету, в чем нередко помогает игра, как один из способов познать мир.

Учитель играет важную роль при изучении грамматики английского языка детьми дошкольного возраста. Б.Д. Лемперт утверждает, что учитель представляет собой важный фактор, от которого зависит эффективность метода. От его умения объяснять свой материал и закреплять знания пройденного, от его опыта в деле привлечения к активной и сознательной деятельности на уроке иностранного языка, от его находчивости в преодолении трудностей в значительной мере зависят результаты обучения.[2]

Для изучения любого материала, даже не связанного с иностранным языком, важным фактором является последовательность в обучении. Нужно помнить о необходимости подачи материала так, чтобы он с легкостью ложился на тот, что был изучен ранее и не порождал множество новых вопросов. Например, не изучив время Present Indefinite, нельзя требовать от ребенка понимания и использования на практике каких-либо других временных форм. Данное правило относится и к играм.

При обучении ребенка должна присутствовать так называемая «система игр», т.е. их иерархия, в которой каждая ступень отличается от предыдущей более высоким уровнем сложности, формой, методами воздействия и глубиной содержания.

«Главное в обучении – умело организовать мыслительную деятельность учащихся. Наглядные пособия – одно из средств умственного развития, они занимают определённое место в обучении и не определяют всего хода учения». [4] Поэтому, многие педагоги, приступая к обучению ребенка дошкольного возраста грамматике английского языка, отдают предпочтение использованию метода наглядности. Ведь, как известно, дети мыслят образами, а не с помощью логики, поэтому им постоянно необходимо практическое и наглядное применение новых знаний.  Как известно, привлечь внимание маленьких детей наиболее просто с помощью  ярких вещей, которые пробуждают интерес и не позволяют переключиться на что-то другое. 

Например, в учебном пособии И.А.Шишковой и М.Е.Вербовской «английский для малышей» [5, с. 25] в 11 уроке для изучения оборотов there is/are и that is авторы предлагают детям несколько картинок с нарисованными персонажами, которые наглядно показывают, в чем разница между данными грамматическими явлениями. После нескольких упражнений с использованием данных грамматических конструкций, авторы предлагают следующий урок, где ребенок сам должен рассказать, что он видит на данных картинках, используя ранее пройденные конструкции there is/are и that is. Таким образом, процесс изучения нового грамматического явления связан не просто с заучиванием последнего, но и с использованием наглядных изображений, которые привлекают внимание ребенка.

 

Рисунок 1. Урок 11 из учебника И.А.Шишковой и М.Е.Вербовской «Английский для малышей»

 

Но помимо учебников, книг и медиафайлов, педагоги активно используют ролевые игры для преподавания грамматики английского языка детям дошкольного возраста.  Многие педагоги считают, что основа любой игры – ролевая. Здесь дети могут выступать в роли самих себя, взрослых, сказочных персонажей, животных и так далее. И так, в среде, приближенной к естественному общению, ребенок на интуитивном уровне усваивает грамматические структуры.

О пользе использования рифм писала и А. А. Константинова в своем пособии «Неправильные глаголы английского языка для детей в стихах». Она разработала специальные упражнения на отработку трех форм неправильных глаголов, небольшие стихотворения и проверочные задания. При этом отличительной чертой данного пособия является то, что в нем собраны не просто игры и задания на различную тематику.

Вся книга связана одним сюжетом о приключениях «Пингвиненка» и «Моржа», в результате чего изучение языка приравнивается к чтению сказки, к чему дети уже давно привыкли. Так же, большинство стихов написаны на русском языке, что облегчает их понимание. Например: Продавал он sell-sold-sold  и ковры, и сталь, и шёлк. [1] В учебном пособии Шишковой и Вербовской «Английский для малышей» также предложено множество заданий на заучивание стишков и составление своих собственных рифм к словам и конструкциям.

Например, в 43 уроке авторы предлагают выучить песенки с грамматическими конструкциями these are/those are [5, с. 73]. Так, с помощью песенки «What are these? What are those? They are sparrows. They are crows” дошкольник запоминает данную конструкцию. При этом данный урок сопровождаются картинками, помогающими разобраться в правилах использования these are/those are.

 

Рисунок 2. Урок 43 из учебника И.А.Шишковой и М.Е.Вербовской «английский для малышей»

 

Настольные игры включают в себя лото, домино, пазлы, словарные квадраты и многое другое. За счет таких игр, ребенок учится мыслить образами, что способствует усвоению грамматических правил. Они более легко используются в практическом применении.  Например, современные учителя для преподавания грамматики английского языка используют игру You've Been Sentenced. Она состоит из 540 пятиугольных карточек, на каждой из которых написано по пять слов английского языка в разных грамматических формах или частях речи. Суть игры заключается в том, что ребенок  должен составить грамматически верное предложение из этих карточек.

При чем в этой игре так же приходится много разговаривать, что способствует улучшению как грамматических, так и фонетических навыков.

Помимо картинок из учебников так же довольно популярно использование наглядных предметов или карточек с их изображением. Например, для изучения структуры «Like…»  с ребенком можно провести следующую игру: дать ему роль какого-нибудь животного (зайца, медведя, собаки), при этом разложив на столе определенные продукты или их фотографии (морковь, мед, капусту и прочее). Ребенок подходит к столу и, в соответствии со своей ролью, выбирает продукт, при этом говоря, например, «I like cabbage». А для изучения вопроса «Do you like…», так же можно использовать наглядные примеры и картинки, выбирая которые, ребенок будет отвечать «Yes, I do» или  «No, I don’t».

Довольно часто, применяя игровую методику для изучения грамматики иностранного языка, большое внимание уделяется сказке. Вместо правил и терминов, ребенок сталкивается с животными, игрушками и другими вещами, к которым он проявляет тот или иной интерес.

Освоение грамматического материала происходит за счет образной ассоциативной основы. Но, начиная изучать новый язык, обучаемый сталкивается с проблемой отсутствия в родном языке тех или иных грамматических явлений, в результате чего возникают проблемы с проведением аналогий.

Часто возникает проблемы с объяснением дошкольнику такого понятия, как спряжение глагола.

В английском языке наиболее употребляемым считается глагол to be, поэтому он нередко вызывает много вопросов у детей. Существует много способов введения этого глагола в активное использование обучаемых, но для дошкольников наиболее эффективным считается использование сказки о глаголе to be. В данной сказке реализуется принципы наглядности и сознательности. Здесь содержатся примеры, которые иллюстрируют правило использования глагола to be. Через слово в сознании детей появляется определенная воображаемая схема, облаченная в яркие образы героев сказки.

Таким образом, можно сделать вывод, что приемы обучения грамматике английского языка детей дошкольного возраста отличаются от приемов, используемых в школе, в силу возрастных особенностей детей. Используемые в настоящее время УМК предлагают разнообразные игры, как средства обучения грамматике, чрезмерное использование которых препятствует процессу обучения.

Для наиболее эффективного усвоения тех или иных грамматических структур и явлений важно строить урок таким образом, чтобы он не превращался в один игровой процесс, а сочетал в себе элементы игры и обученной деятельности.

 

Список литературы:
1. Константинова А.А. Неправильные глаголы английского языка для детей в стихах. Новороссийск, 2008
2. Б.Д. Лемперт. Научный журнал. Иностранные языки в школе 2011. Просвещение
3. Е.Ю. Протасова, Н.М. Родина. Методика обучения дошкольников иностранному языку. Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Иностр. яз.». — М.: Владос, 2010. — 201 с.
4. Рогова Г.В. О принципах обучения иностранным языкам// Иностранные языки в школе - 1974. - №6.
5. И. А. Шишкова, М. Е. Вербовская Английский для малышей 4-6 лет. Руководство для преподавателей и родителей. Изд. Росмэн-Пресс, 2001 (мягк.обл., 192 с.)