Статья:

Влияние культурно-ценностного контекста на мотивацию обучения

Конференция: XIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Педагогическая психология

Выходные данные
Каплий А.К. Влияние культурно-ценностного контекста на мотивацию обучения // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XIV междунар. науч.-практ. конф. — № 1(14). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 90-96.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Влияние культурно-ценностного контекста на мотивацию обучения

Каплий Анастасия Константиновна
студент Кубанского Государственного Университета, РФ, г. Краснодар

 

Influence of the cultural-value context on motivation for learning

 

Anastasia Kaply

student of the Kuban State University Krasnodar, Russia, Krasnodar

 

Аннотация. В данной статье рассматривается взаимосвязь культурно-ценностного контекста на систему мотивации детей к обучению на основе исследований проведенных в США и Китая. Особое внимание уделяется академической успеваемости и поведенческой подготовке дошкольников и школьников.

Abstract. This article examines the relationship between the cultural value context and the system of motivating children to learn on the basis of research conducted in the US and China. Particular attention is paid to academic achievement and behavioral training of preschool children and schoolchildren.

 

Ключевые слова: образование; различия; культура.

Keywords: education; differences; culture.

 

Многие исследования и поддерживают мнение о том, что китайские студенты намного опережают свои американские коллеги в математических науках [11, с. 1-107; 12, с. 53-58]. При этом данное различие начинается еще дошкольных учреждениях и продолжается на всех уровнях обучения [4, с. 56- 60; 21, с.763-775].  У китайских детей, согласно исследованиям, более развиты такие мыслительные операции как: подсчет [7, с. 279-305; 8], операции с основными числами [3, с. 517-529], понимание геометрических форм и логико-математическое обоснование решений задач [4, с. 56- 60; 22, с. 413-427]. Таким образом, наблюдается некий консенсус относительно превосходных математических характеристик китайских (и других азиатских) студентов из США.

Однако при этом отмечается, что хоть китайские студенты и превосходят американских по различным дисциплинам и более последовательно и обстоятельно подходят к своему обучению и самообучению, американские студенты проявляют себя как более инновационные и креативные деятели [20, с. 219-222], а так же они более способны выполнять открытые и творческие задания [8].

В дополнение к этому, с одной стороны, американские учащиеся более подвержены сильным, неконтролируемым эмоциям, перерастающие в агрессию и антиобщественное поведение. С другой стороны, китайские студенты удерживают эмоции в себе, от чего потом страдают от высоких уровней депрессии [2, с. 472-479] и беспокойства [16, с 230-235], которые часто бывают скрытыми [18]. Возможно, именно это ведет к более высоким показателям попыток самоубийства и связанных с этим действий [15, с. 435-444].

С чем же связаны такие различия? Еще в 80-х и 90-х годах при первых полученных данных с вышеупомянутых исследований, были подняты вопросы о сопоставимости образцов Америки и Китая. Исследователи определили множество процессов, которые непосредственно влияют на различия в результатах обучения в Китае и США. Однако чтобы понять происхождение этих национальных различий в производительности, необходимо рассмотреть их изнутри в более широком социокультурном контексте. Можно предположить, что процессы, которые вызывают высокую академическую успеваемость китайских студентов, глубоко вплетены в ткань (традиционной) китайской культуры.

Задача учета культурных различий сложна. Никакая всеобъемлющая система не может учесть все сложности и противоречия, существующие в любой культурной группе [6; 10; 12, с. 53-58]. Имея это ввиду, мы можем попытаться освятить различия в доминирующих культурных группах в Соединенных Штатах и Китае посредством анализа американского индивидуализма [1] и китайского конфуцианства [13].

Итак, американский индивидуализм основан на первенстве личности в социальной и политической жизни. В свою очередь конфуцианство это система убеждений, которая описывает этические отношения между человеком и обществом. Оба эти направления можно рассмотреть с 4 граней: а) смыслообразующие ценности; б) семейные отношения; в) образование и школа; г) связь между индивидуальностью и обществом.

Индивидуализм относится к системе убеждений, которые определяют приоритетность личности над групповыми функциями. С этой точки зрения, люди считаются свободными и равными участниками, каждый из которых способен создавать свои собственные решения об их жизненном пути без ограничений со стороны правительства, семьи или других социальных структур. Мораль организована в первую очередь на принципах индивидуальных прав. Лица могут свободно жить и функционировать, пока их действия не затронут права других. С таким акцентом индивидуализм выступает против систем централизованной власти. Плюрализм является основной ценностью. В данном контексте вопрос о нравственности становится вопросом личной совести. Так люди могут выбирать свои собственные моральные системы.

В соответствии с этой точкой зрения, школы обычно не рассматриваются как подходящее место для морального обучения или внедрения ценностей. Школы воспринимаются как «морально-нейтральные». В данном случае явное одобрение какого-либо набора моральных принципов в школах, может повлечь за собой выделение одной социальной группы и ее дальнейшее противостояние против других.

В отличие от американского индивидуализма, китайский конфуцианство организовано вокруг морального идеала, уважения к иерархии, чести и социальной гармонии. Конфуцианство охватывает идею о том, что все дети способны учиться и совершенствоваться через процесс самосовершенствования. Благодаря тяжелой работе и дисциплине дети способны, основываясь на своих естественных тенденциях, изучать «как быть человеком». Самосовершенствование, однако, не то, что ребенок может делать сам. Это требует прямого обучения и семейного воспитания. Такое обучение происходит в контексте ожидания сыновнего благочестия: дети должны соблюдать и подчиняться своим родителям [17]. Через семью ребенок обучается самодисциплине, правильному поведению, эмоциональному контролю, скромности, уважению к другим и доброжелательности. Неспособности показать сыновнее благочестие или праведное действие приводят к семейному стыду. Проступок ребенка приносит стыд не только ему самому, но и его семье; родители, братья, сестры. Более того, даже учителя участвуют в коллективном стыде [14].

Среди американских родителей существует тенденция полагать, что самооценка является необходимой предпосылкой для достижения и задачи. Ребенок, который чувствует себя компетентным или уверенным, будет работать для достижения успеха; ребенок, который чувствует себя некомпетентным или неуверенным, с меньшей вероятностью преуспеет в любой задаче. В результате американские родители часто мотивированы поддерживать развитие детской самооценки на протяжении всего процесса его обучения. Так же существует убеждение, что слишком частая критика может нанести ущерб для самооценки ребенка, подрывая его мотивацию к успеху. Как результат, помогая ребенку в любой заданной учебной задаче, американские родители склонны хвалить детей очень ярко. При этом они часто используют оценочный язык, который определяет источник успеха ребенка в самом ребенке (например, «какой умный мальчик). Помимо этого идет избегание критики и отрицательной обратной связи, дабы защитить детей от чувства стыда. Это приводит к тому, что родители часто не предпринимают никаких попыток исправить или перенаправить действия ребенка в попытке улучшить свое мастерство в той или иной задаче.

При этом американская концепция автономии делает акцент на самонаправленное действие, исходящее изнутри самого ребенка. Действуя на мир, ребенок приходит к выводу, что он может повлиять на него, что вызывает в нем чувство личного авторитета. Американский ребенок часто мотивируется внутренним любопытством, творчеством и умственной независимостью. Задача родителя в данном контексте состоит в том, чтобы продвигать чувство личного действия ребенка. С этой точки зрения слишком большая критика и отрицательная обратная связь рассматриваются как процессы, которые препятствовать развитию чувства личного влияния и угрожать самоуважению.

Что же касается китайской концепции самосовершенствования, то она понимается как пожизненный и энергичный процесс совершенствования себя. Задача содействия самосовершенствованию у детей заключается в том, что она включает несколько компонентов: а)скромность, тяжелую работу и постепенное обучение; б) дисциплина, выражающаяся в корректирующей обратной связи и угрозе семейного стыда. Как указано выше, обучение рассматривается не только как форма практической деятельности, направленная на конкретные результаты, но и как морально составляющая того, что требуется, чтобы стать полностью развитым человеком.

Китайский образовательный идеал, как описывали некоторые авторы,  заключается в том, что дети должны быть достаточно сильными, чтобы подготовиться к решению задач, встретить успех и встретить неудачи с правильным отношением. Они не должны гордиться, когда они преуспевают, и они не должны разочаровываться, когда они терпят неудачу [19].

Воспитание психологического качества должно начинаться с раннего возраста. Оценка учителей, родителей и общества играет очень важную роль в образовании. Хвалы помогают им видеть их достижения, в то время как критика помогает им видеть свои слабые стороны и побуждать их к поиску путей их преодоления.

Когда ребенок преуспевает в повседневной задаче, китайские родители обычно одобряют успех одобряюще, но без яркой похвалы, которая привлекает внимание к роли ребенка в достижении определенного результата. Кроме того, китайский родитель может побуждать ребенка продолжать упорно трудиться, чтобы развить навык в вопросе, а так же слегка преуменьшать свои заслуги. Более того родители свободно используют критику и отрицательную обратную связь [6;9, с. 1239-1255].

Итак, во многих (но далеко не всех) путях культурные основы китайского и американского обучения являются зеркальными противоположностями. В результате они проявляют противоположные сильные стороны и проблемы. Учитывая дополнительные проблемы, с которыми сталкиваются американское и китайское образование, возможно, обе культуры могут извлечь выгоду из внутри- и межкультурного диалога. Интересно отметить, что многие китайские преподаватели обращаются к Западу за способами решения проблем, с которыми они сталкиваются в своих образовательных системах [22, с. 413-427].

Что же касается российской системы образования, то можно заметить, что имеется тенденция маятника, которые склоняется то к одной, то к другой стороне. Исходя из последних нововведений в систему образования в России, то можно предположить, что сейчас этот маятник качнулся в сторону запада. Однако для более точного ответа требуются дополнительные исследования. Как бы то ни было, возможно, если нам удастся сохранить баланс между подходами востока и запада, при этом сохранив свои национальные особенности, мы избежим проблем возникающих на этих двух полюсах.

 

Список литературы:
1. Bellah, R. N., Madsen, R., Sullivan, W. M., Swidler, A., & Tipton, S. M. (1985). Habits of the heart. NY: Harper & Row.
2. Chen, X., & Li, B-S. (2000). Depressed mood in Chinese children: Development significance for social and school adjustment. International Journal of Behavioral Development, 24, 472-479.
3. Geary, D. W., Bow-Thomas, C. C., Fan, L., Siegler, R. S. (1993). Even before formal instruction, Chinese children outperform American children in mental addition. Cognitive Development, 8, 517-529.
4. Miller, K. F.., Smith, C. M., Zhu, J., & Zhang, H. (1996). Preschool origins of cross-national differences in mathematical competence: The role of number-naming systems. Psychological Science, 6, 56- 60.
5. Mascolo, M. F. (2005). Change processes in development: The concept of coactive scaffolding. New Ideas in Psychology, 23, 185-196.
6. Mascolo, M. F., & Li, J. (Eds.). Culture and self: Beyond dichotomization. New Directions in Child and Adolescent Development Series. W. Damon (Series Editor). San Francisco, CA: Jossey-Bass.
7. Miller, K. F., & Stigler, J. W. (1987). Counting in Chinese: Cultural variation in a basic cognitive skill, Cognitive Development, 2, 279-305.
8. Miller, K. F., Kelly, M., & Zhou, X. (2005). Learning mathematics in China and the United States: Crosscultural insights into the nature and course of preschool mathematical development (163- 177). In Handbook of mathematical cognition. Campbell, Jamie I. D.; New York, NY: Psychology Press.
9. Ng, F. F., Pomerantz, E. M., & Lam, S. (2007). European American and Chinese parents' responses to children's success and failure: Implications for children's responses. Developmental Psychology, 43, 1239-1255.
10. Raeff, C. (2006). Always separate, always connected. Mahwah, N.J.: Erlbaum.
11. Stevenson, H. W., & Lee, S-Y. (1990). Contexts of Achievement: A Study of American, Chinese, and Japanese Children. Monographs of the Society for Research in the Child Development, 55, 1-107.
12. Stevenson, H. W., Chen, C., & Lee, S-Y. (1993). Mathematics achievement of Chinese, Japanese, and American children: Ten years later. Science, 259, 53-58.
13. Tu, W.M. (1985). Selfhood and otherness in Confucian thought. In A. J. Marsella, G. DeVos, & F. L. K. Hsu (Eds.), Culture and self: Asian and Western Perspectives. (pp. 231-251). New York: Tavistock.
14. Fung, H. (1999). Becoming a moral child: The socialization of shame among young Chinese children. Ethos, 27, 180-209.
15. Hesketh, T. , & Dong, Q., J. (2005). Anxiety and depression in adolescents in urban and rural China, Psychological Reports, 96, 435-444.
16. Hesketh, T., Dong, Q. J., & Jenkins, R. (2002). Suicide ideation in Chinese adolescents. Social Psychiatry and Psychiatric Epidemiology, 37, 230-235
17. Hue, M-T. (2006). Emergence of Confucianism from teachers’ definitions of guidance and discipline in Hong Kong secondary schools. Research in Education, 78, 21-33.
18. Lau, A., & Takeuchi, D. (2001). Cultural factors in help-seeking for child behavior problems: Value orientation, affective responding, and severity of appraisals among Chinese –American parents. Journal of Community Psychology, 29, 675-692.
19. Liu, Y-Z., (2000). The cultivation of the whole child. ERIC catalog # ED442752.  20 Cultivating Learning Motivation
20. Zhao, Y. (2005). Increasing math and science achievement: The best and worst of the East and West. Phi Delta Kappan, 219-222.
21. Zhao, X., Huang, J., Wang, Z., Wang, B., Ahao, Z., Yang, L., & Yang, Z. (2006). Parent-child interaction and children’s number learning. Early Child Development and Care, 7, 763-775.
22. Zhou, Z., Peverly, S. T., Lin, J-S. (2005). Understanding early mathematical competencies in American and Chinese children. School Psychology International, 26, 413-427.