Некоторые особенности ценностно-смысловой картины мира жителей крупных городов
Секция: Психология
лауреатов
участников
лауреатов
участников
XXXVIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Некоторые особенности ценностно-смысловой картины мира жителей крупных городов
В эпоху мировой глобализации, когда мир меняется столь стремительно, что бытовое сознание едва успевает за ним, жизнь общества так или иначе связана с городами. Причем чаще всего не просто с городами, а крупнейшими городами - мегаполисами. В ХХI веке окончательно сменился образ жизни основной массы населения Земли. Большинство людей, которые ранее жили в деревнях и селах, придерживаясь традиционного уклада жизни, переселились в гигантские социо-культурные системы городов. В начале позапрошлого века городское население составляло около 3% всего человечества, в середине ХХ века в городах проживало 40%, а к 90-м годам – это более 60% жителей нашей планеты.
Жизнь современного человека превращается в бесконечный поток передвижения по мегаполисам. Проблеме адаптации человека к неестественным городским условиям посвящено множество исследований: от физики до психологии. Стресс, депрессии, тревожность, феномен одиночества… Это хорошо знакомо жителям крупных городов, как и ученым, изучающим данные проблемы. Но если заглянуть глубже в историю, то становится очевидным, что эти проблемы не новы. В условиях массовой урбанизации кардинально изменились способы и формы восприятия человеком действительности. Городская среда диктует свои приоритеты. Формирование жизненной среды – всегда двуединый процесс: среда влияет на человека, обусловливая средовое сознание, средовое поведение, соответствующий образ жизни, а с другой стороны, человек также существенно влияет на окружающую среду в процессе жизнедеятельности. Среди множества организующих пространственную среду структур нас интересует в первую очередь социокультурная, которая опирается на результаты ценностно-смыслового и культурного освоения среды человеком. Специфическая особенность городской среды состоит в том, что она навязывает особую систему ценностей.
Среди особенностей ценностно-смысловой картины мира жителей крупных городов можно назвать:
· особая роль культуры потребления, потребление – как ценность;
· широкое пространство возможностей, свобода выбора как ценность;
· смещение ценностных ориентиров в зону «социальной статусности»;
· особое качество социальной нормы – толерантность к отклоняющемуся поведению;
· горе отрицается как факт повседневной жизни, искусственный культ позитива;
· «отложенное» взросление, инфантилизация.
Общественный ценности не возникают сами по себе, как природный феномен. Они репрезентуют кристаллизованную за долгое время систему взглядов и предпочтений людей в определенных социально-экономических и культурных условиях. Ценности определяют смысл целенаправленной деятельности, регулируют социальное взаимодействие, внутренне побуждают человека. Система ценностей – это внутренний стержень культуры и духовная опора для личности, помогающая устоять перед жизненными трудностыми. Исследование системы ценностей жителей крупных городов дает понимание общей картины развития и дальнейших перспектив современной цивилизации.