Совершенствование внутреннего контроля на предприятии и его влияние на качество бухгалтерской и управленческой информации
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №41(92)
Рубрика: Экономика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №41(92)
Совершенствование внутреннего контроля на предприятии и его влияние на качество бухгалтерской и управленческой информации
IMPROVING INTERNAL CONTROL AT THE ENTERPRISE AND ITS IMPACT ON THE QUALITY OF ACCOUNTING AND MANAGEMENT INFORMATION
Bugrova Anastasia
Student, Rostov State Economic University (RINH), Russia, Rostov-on-Don
Svetlana Chabanova
Student, Rostov State Economic University (RINH), Russia, Rostov-on-Don
Marina Kaplina
Candidate of Economics, Associate Professor, Rostov State Economic University (RINH), Russia, Rostov-on-Don
Аннотация. В статье рассмотрены ключевые характеристики внутреннего контроля, представлены основные направления его совершенствования. Раскрыта методика COSO, которая получила широкое распространение на Западе и имеет общие черты с отечественной системой методов, направленных на совершенствование внутреннего контроля на предприятиях. Кроме того, установлено влияние правильно организованной работа системы внутреннего контроля на повышение качественных характеристик учетной информации, поскольку именно она является основным продуктом бухгалтерского учета.
Abstract. The article discusses the key characteristics of internal control, presents the main directions of its improvement. The COSO technique is disclosed, which is widely used in the West and has common features with the domestic system of methods aimed at improving internal control at enterprises. In addition, the influence of properly organized work of the internal control system on improving the quality characteristics of accounting information has been established, since it is precisely this that is the main product of accounting.
Ключевые слова: внутренний контроль; модель COSO; качественные характеристики; эффективность внутреннего контроля; бухгалтерская информация; управленческая информация.
Keywords: internal control; COSO model; quality characteristics; effectiveness of internal control; accounting information; management information.
Ключевой сферой деятельности в любой системе управления является наблюдение за состоянием экономики, формированием социально-экономических процессов. Внутренний контроль становится одним из аспектов данной системы, то есть, его сущность заключается в обеспечении усовершенствования и эффективного применения экономических ресурсов, а также в содействии достижения финансовой стратегии предприятия. [1]
Внутренний контроль по COSO – это совокупность мер, предпринимаемых менеджерами высшего звена предприятия, определяющих его политику, направленную на достижение руководством компании следующих основных поставленных целей: разумный подход и эффективность в финансовой деятельности организации, достоверность её финансовой отчётности, а также соблюдение норм и стандартов действующего законодательства.
Осуществление внутреннего контроля на предприятии представляет собой целый комплекс различных операций, которые способствуют достижению стабильности работы предприятия, позволяющих оценить эффективность управления, поддержать устойчивый уровень развития и рентабельности. [4]
Внутренний контроль предприятия является эффективным методом контроля, надзора, управления и предотвращения рисков. Внутренний контроль, определенный в модели COSO, прямо указывает на то, что целью корпоративного внутреннего контроля является обеспечение достоверности финансовой отчетности, операционной эффективности и результативности, соблюдения соответствующих законов, стандартов и нормативных актов. [8]
Помимо этого, концепция COSO включает в себя следующие принципы в отношении внутреннего контроля: [9]
1. Постановка СВК наравне с системой управления рисками на взаимосвязанных компонентах, являющихся важными инструментами в ходе достижения целей.
2. Понимание возможности использования моделей COSO на различных уровнях управления и их универсальности.
Рисунок 1. Модель IC-COSO (Внутренний контроль). [7,9]
На рисунке 2 приведены категории целей предприятия – они отражены в верхней части фигуры (то, к чему стремится организация). В форме горизонтальных рядов отражены необходимые компоненты (действия, позволяющие достигнуть цели). В вертикальных рядах отображается структура организации. То есть, как и отмечается в модели COSO, внутренний контроль наряду с управлением рисками являются не линейными процессами, а интегрированными. Его отличие в том, что входящие в него все компоненты имеют возможность влияния и непосредственного воздействия одного на другой.
Однако помимо совершенствования внутреннего контроля в рамках данной статьи следует рассмотреть и влияние внутреннего контроля на систему обеспечения качества бухгалтерской и управленческой информации.
Под качеством учётной информации следует понимать совокупность свойств, характеристик бухгалтерской информации, которые удовлетворяют соответствующие потребности пользователей в соответствии с ее назначением. Бухгалтерская информация является ключевым компонентом бухгалтерского учета, служит основным языком бизнеса. [3]
Самая основная особенность бухгалтерской информации заключена в том, что она является основным продуктом бухгалтерского учета. Вместе с тем, достоверность и достаточность учетной информации является основным условием для принятия правильных решений пользователям этой информации. Успешные компании расширяются благодаря эффективному внутреннему контролю. Напротив, провал внутреннего контроля заставит предприятия понести огромные убытки, даже банкротство. Поэтому качество внутреннего контроля может сыграть жизненно важную роль в повышении качества учетной информации, обеспечении сохранности активов компаний, уменьшении финансового мошенничества и повышении способности предотвращения рисков.
После принятия закона Сарбейнса-Оксли проблема внутреннего контроля на предприятии получила широкое распространение. Соблюдение требований закона Сарбейнса-Оксли стало мировой практикой ведения бизнеса, и многие компании, в том числе российские, применяют его положения. Предполагается, что достоверность финансовой отчетности зависит от эффективности внутреннего контроля фирмы: так, если у фирмы слабый внутренний контроль, то менеджеры не смогут определить качество финансовой информации, и следствием этих непреднамеренных искажений является то, что финансовая информация будет менее надежна.
Чтобы повысить качество бухгалтерской информации, предприятию необходимо совершенствовать и улучшать систему внутреннего контроля. Эффективность и целостность внутреннего контроля в итоге и определяют качество учетной информации. Следовательно, эффективный внутренний контроль помогает улучшить следующие качества бухгалтерской информации (Рис. 2).
Рисунок 2. Качественные характеристики бухгалтерской информации при осуществлении внутреннего контроля (составлено авторами)
1. Целостность и прозрачность бухгалтерской информации: внутренний контроль создан для того, чтобы обеспечить эффективность и результативность хозяйственной деятельности. Правильная и осуществимая система внутреннего контроля дает возможность проводить качественный мониторинг, регулировать и оценивать деятельность различных функциональных подразделений и персонала предприятия, отчетливо устанавливать цели, а также стимулировать различные подразделения и персонал предприятия к выполнению своих обязанностей.
2. Достоверность и правильность бухгалтерской информации: важной задачей внутреннего контроля является обеспечение достоверности бухгалтерской информации и финансовой отчетности. Эффективный внутренний контроль позволяет обеспечить, чтобы бухгалтерская информация правдиво отражала фактическую производственную и коммерческую деятельность, а также своевременно выявляла и исправляла всевозможные ошибки, обеспечивая тем самым достоверность и правильность бухгалтерской информации.
3. Законность и достоверность бухгалтерской информации: цели внутреннего контроля обязывают соблюдать действующие применяемые законы и нормативные акты. Благодаря надежному внутреннему контролю можно результативно координировать и проверять различные отделы и звенья внутренней структуры предприятия. [8]
Из этого следует, что создание в организации эффективного внутреннего контроля для того, чтобы добиться намеченных целей, является сложной управленческой задачей, которая может быть решена только объединенными усилиями высшего руководства и служб предприятия. Совершенствование внутреннего контроля необходимо для получения качественной бухгалтерской и управленческой информации, так как эта информация имеет немаловажное значение в управлении предприятием. Качественная бухгалтерская и управленческая информация уменьшает риск неверного отражения информации, ее искажения, и тем самым повышая ликвидность, рентабельность предприятия и, следовательно, улучшается качество работы организации.
Эффективный внутренний контроль может устранить причины, приводящие к искажению учетной информации, что является фундаментальной гарантией качества бухгалтерской информации. Благодаря постоянному совершенствованию системы внутреннего контроля предприятия обеспечивают надежность и достоверность бухгалтерской информации, на основе которой принимаются управленческие решения [3].