Сравнительно- правовой анализ регулирования государственного заказа в России и зарубежных стран
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №41(92)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №41(92)
Сравнительно- правовой анализ регулирования государственного заказа в России и зарубежных стран
В настоящее время в области закупок для государственных и муниципальных нужд происходят кардинальные изменения.
Международный анализ системы государственных закупок установил, что меры протекционизма, действовавшие в ХХ веке в ряде развитых стран для предохранения и защиты развития промышленной базы, существенно ослабили и х конкурентоспособность: зародили стагнацию промышленного формирования, снижение национального дох ода и увеличения ценовых диспропорций на продукцию числа отраслей. Зарубежная практика скопила почти 200-летний опыт по организации и проведению закупок для государственных нужд. Одной из самых старых государственных контрактных систем в мире является контрактная система США создана в 1921 году. Объем ее бюджетных средств, которые управляются в рамках федеральной контрактной системы, составляет более 500 млрд. долл. Первый закон по регулированию федеральной системы государственных закупок был принят в США в 1792 г., согласно ему полномочия в области закупок на государственные нужды были даны министерствам финансов и обороны. В целом система закупок на национальные нужды в США нецентрализованная, однако закупки непосредственно на государственные нужды очень напоминают систему Госснаба, существовавшую в советские времена.[1]
В странах западной Европы и Америки государство не рассматривается как отдельно взятый экономический субъект, имеющий собственные нужды, не схожие с потребностями общества. Закупки нужны не сам ому государству, а целому обществу, для сохранения и обеспечения интересов которого, государство и живет ка к система властных институтов. Благо даря чему и образовался тер мин «общественные закупки». Особенно следует отметить внимательное отношение специалистов по закупкам в западных странах к самому важному этапу проведения закупочного процесса - планированию, так как именно это этап, является первоочередным и в о многом устанавливает результативность всех следующих процедур.
Планирование является одной и з составных частей прокьюремента - это совокупность практических методов и приемов, а также инструментов, применяемых в процессе организации закупок, предоставления объектов в аренду, распределения заказов в ходе осуществления конкурсных торгов, концессию с целью рационализации процедур, облегчения их для участников, соблюдения справедливости, предотвращения коррупции; форма управленческой техно логии. В основе прокьюремента лежит соблюдение принципов открытости (гласности), равноправия претендентов, эффективности заключаемых сделок, ответственности сторон — участников контракта.
В СШ А для всех специалистов в системе закупок поставлены ясные квалификационные требования, а так же должностные инструкции к замещаемым ими должностям. Высокая профессиональная квалификация государственного служащего обуславливает особую престижность статуса контрактного офицера. Противоположный опыт имеет Франция, который в дальнейшем бы л признан малоэффективным. Из вышесказанного, установленная задача и реализация принципа профессионализма может быть решена не только путем рос та профессионального уровня сотрудников заказчика, уполномоченного органа, но и образованием нужных стимулов для привлечения специалистов. Изменения, происходящие в последние несколько лет, в области государственного и муниципального заказа Р Ф, обращены н а формирование условий для конкуренции участников, обеспечения прозрачности, преодоление сложившихся коррупционных схем.
Не для кого не секрет, что коррупция является спутником государственных институтов власти. П о мнению исследователей, как явление социально-негативное коррупция в обществе, существовала всегда. В области государственных закупок, коррупция приводит к большим потерям в каждой стране, и не только финансовым. Изучение зарубежного опыта показывает, что существует сформированная нормативно-правовая база в целях реализации государственных закупок в разных странах. Документом, который объединил весь имеющийся международный опыт и практические наработки в области ка к государственных, та к и общественных закупок в условиях рыночной экономики, является Типовой закон ЮНСИТРАЛ «О закупках товаров (работ) и услуг», принятый в 1994 г. на 27-й сессии Комиссии ООН п о праву международной торговли. [4] В общем, в некоторых странах имеются специальные уполномоченные органы власти, собирающие организационное ядро национальных контрактных систем. Борьба с коррупцией в области закупок в государственном сект оре экономики, невыполнима без системного подхода к решению этой сложной проблемы.
Изучение зарубежного опыта показывает, что эффективная мотивация сотрудников подразумевает по д собой н е только финансовые вознаграждения чиновников, отвечающих за закупки, н о также и специальные мотивированные программы направленные на стимулирование желания долговременного сотрудничества с работодателем, построение карьеры в организации. В европейских странах, чиновники, отвечающие за государственные и муниципальные закупки, выделены в отдельную категорию государственных и муниципальных служащих и полу чают более высокое денежное вознаграждение за свою работу п о сравнению с остальными коллегами - своеобразная «доплата з а честность». В России так ой подход пока не практикуется.
[1] Федорович В. А. Федеральная контрактная система: механизм регулирования государственного хозяйствования / В. А. Федорович, А. П. Патрон, В. П. Заварухин; Ин-т США и Канады РАН. М.: Наука, 2017.