Статья:

Правовая природа и содержание коррупционных правонарушений

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №39(90)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Заббарова Г.Р. Правовая природа и содержание коррупционных правонарушений // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 39(90). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/90/62630 (дата обращения: 28.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Правовая природа и содержание коррупционных правонарушений

Заббарова Гузалия Рамисовна
магистрант, Тольяттинский государственный университет, РФ, г. Тольятти

 

Аннотация. В статье проанализирована правовая природа и содержание правонарушений коррупционной направленности, изучена правовые категории «коррупция», исследованы мнения ученых по данному вопросу, дано на основе изученного определение понятия коррупционного правонарушения, а также раскрыты его основные признаки.

 

Ключевые слова: коррупция, правонарушение, коррупционное правонарушение, состав преступления коррупционной направленности, публичное лицо.

 

Введение. Коррупция является одним из наиболее опасных социально-экономических явлений, которое представляет большую опасность не только ее экономике либо финансовой сфере, но и является угрозой национальной безопасности Российской Федерации. Поэтому вопросы определения данного явления в научной литературе и нормах законодательства являются очень актуальными и востребованными. При этом, как отмечают многие юристы, данное сегодня определение коррупции, приведенное в Федеральном законе «О противодействии коррупции», явно недостаточное. Для максимально полного и всеобъемлющего анализа данного феномена необходимо точное правовое отражении коррупции в законодательстве.

Основная часть.

Коррупция сегодня является одним из наиболее сильных и угрожающих стабильности и эффективному функционированию государства и жизни общества явлений. Из-за сложных условий формирования государственного механизма в России после десятилетий советской власти фактически отсутствует развитая идеология и негативное восприятие коррупции на социокультурном уровне. Из-за этого важнейшей  стратегической задачей современной государственной власти является планирование, организация и противодействие коррупции во всех ее проявлениях.

Нет сомнения, что коррупция возникла одновременно с возникновением государственности и ее институтов власти и повсеместно существует до сих пор, невзирая на серьезные и строгие меры противодействия и предотвращения. Безусловно, что из-за этого коррупцию нельзя считать только уголовным преступлением без рассматривания социокультурной составляющей и исторических реалий ее распространения. Ведь не зря еще в Российской империи времен Екатерины Великой за счет даров и подношений, определяемых тогда нормами корпоративной этики, и жили чиновники, а государственное жалование было скорее символическим. К тому же достаточно сложным выдается изучение особенностей коррупции только как социального явления, ведь отношение к ней в обществе далеко не всегда негативное, а поэтому и дискуссионное.

Итак, понятие коррупции четко сформулировано в п. 1 ст. 1 Федерального закона «О противодействии коррупции»: «…злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц, либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение вышеуказанных деяний от имени или в интересах юридического лица…» [1].

Как видим, в данном нормативном акте понятие коррупции раскрывается законодателем через перечисление различных противоправных деяний. Данные преступные деяния одновременно выступают и как внешние проявления коррупции (например, злоупотребление служебным положением, дача и получение взятки, злоупотребление полномочиями), и также указывают на главный сущностный признак коррупционного преступления – незаконное, сопряженное с получением выгоды либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими лицами, использование лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства.

Для сравнения рассмотрим авторские определения коррупции. Так,  С.Н. Шишкарев под понимает коррупционными правоотношения такие виды отношений, которые «…обладают полномочиями публич­ной власти и иных лиц и возникают по поводу неправомерного использования государственных и общественных ресурсов, властных полномочий, целью которых являются личные, групповые или корпоративные интересы…» [7, 15].

А.В. Куракин в процессе изучения криминологических аспектов коррупционных деяний на государственной службе, замечает, что она «…включает в себя некие противоправные деяния, которые состоят в принятии служащими неких имущественных благ и осуществляемых ими должностных злоупотреблений, подкупа и т.д., используя свой правовой статус…» [5, 11].

Отметим, что, как указывает Т.Л. Козлов, из-за четкости формулировки в современной законодательной базе коррупционных проявлений, проявляющихся в конкретных правонарушениях коррупционного характера, состав коррупционных правонарушений одновременно является и правовыми формами коррупции. Однако, по мнению правоведа, главная проблема состоит не в этом, а в том, что составы правонарушений, к которым можно бы было добавить слово «коррупционные», не указываются ни в УК РФ, ни в КоАП, ни в иных нормативных актах российского законодательства [2, 268].

Традиционно сегодня коррупцию рассматривают как уникальное социально-правовое явление, имеющее давнюю историю и проявляющееся так или иначе в каждом государстве. Непосредственно исторически термин «коррупция» происходит от латинского слова corruptio, что означает «порчу, подкуп» в буквальном переводе.

Сегодня большинство ученых сходятся во мнениях в том, что коррупцию необходимо рассматривать как универсальное социально-правовое явление, поскольку ее исследование нельзя рассматривать в рамках  какой-либо одной отраслевой дисциплины. Коррупция синтезирует в себе целый комплекс различных правовых, социальных, морально-этических, философских и экономических особенностей, поэтому нельзя сводить ее понимание к примитивному взяточничеству. Не стоит забывать также и о таких прикрытых и невидимых широкому обществу проявлений коррупции, как лоббизм, фаворитизм, незаконное спонсирование политических партий и движений, протекционизм, использование связей преступных сообществ и проч.

Однако, как нам видится, в ст. 1 Федерального закона «О противодействии коррупции» указаны только отдельные составы преступных коррупционных деяний, за которые предусмотрено уголовное наказание. При этом, как утверждает большинство ученых, перечень приведенных в данном федеральном законе видов коррупционных правонарушений далеко не полный.

Ключевыми признаками любого правонарушения, в том числе и коррупционного, являются противоправность и общественная опасность деяния. Это значит, что совершенные преступником действия или бездействие либо нанесли определенный ущерб государству, либо представляют для него опасность, а также нанесли вред обществу, отдельным его гражданам своими негативными последствиями, нарушая при этом, закрепленную в конкретном правовом акте конкретную норму права. Но только законодатель вправе отнести данное деяние к противоправному, то есть нарушающему нормы права.

Существуют также и другие признаки правонарушений коррупционной направленности, которые все вместе образуют юридический состав данного вида правонарушений. К ним относятся:

- деяние, которое выражается через действие или бездействие и имеет вину, то есть формирует объективную сторону;

- объект коррупционного правонарушения;

- субъект, то есть лицо, которое посягает на данный вид правоотношений;

- субъективная сторона.

Ю.Р. Орлова указывает, что коррупция возникает в таких условиях, когда обособляются и закрепляются на законодательном уровне отдельные функции государственного управления. В таком случае у должностных лиц априори появляется возможность за определенное вознаграждение принимать такие решения в пользу себя или иных лиц, исходя из корыстных и личных желаний и побуждений, а не направленных на реализацию интересов государства, общества и граждан [6, 113].

Отметим, что в процессе оказания публичных услуг всегда существует вероятность нарушения установленного порядка управления через принятие решений ответственных должностных лиц в свою пользу или пользу иных лиц через личную корысть. Поэтому коррупция как явления наиболее часто встречается в сфере государственных закупок, лицензировании и регистрации бизнеса, сфере образования, здравоохранения и т.д.

Объективную сторону коррупционных правонарушений можно отдельно выделить определения, указанного нами выше в ст. 1 ФЗ «О противодействии коррупции». Данная статья фактически перечисляет предусмотренные УК РФ статьи: ст. 285 (деяние – злоупотребление должностными полномочиями), ст. 290 (деяние – получение взятки), ст. 291 (получение взятки), ст. 201 (деяние – злоупотребление полномочиями), ст. 204 (деяние – коммерческий подкуп) [1].

Поэтому, как указывает Т.Л. Козлов, остальные виды коррупционные правонарушений нужно отнести в определение «…иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения…» [4, 270].

Считаем, что также следует добавить к понятию объективной стороны правонарушений в сфере коррупции и нарушение предназначенных для противодействия и предупреждения коррупции процедур, правил и норм. В качестве подтверждения можно указать нормы ст. 13 ФЗ «О противодействии коррупции» о возможности наступления административной и дисциплинарной ответственности за совершение правонарушений коррупционного характера, а не только лишь уголовной [3].

Субъект коррупционных правонарушений определяется ФЗ «О противодействии коррупции» не как должностное лицо, а как некое физическое лицо, которое использует свое служебное положение. Именно такой подход, по мнению большинства отечественных юристов, наиболее полно соответствует требованиям международных антикоррупционных конвенций.

Наконец, субъективная сторона преступлений коррупционной направленности, несомненно, всегда проявляется в форме умысла, ведь и коррупционер, и корруптер осознают в полной мере противоправность данных деяний и желают наступления нужных последствий. Однако стоит отделять их от коррупционных правонарушений непреступного характера, в которых вина возможна не только в виде умысла, но и неосторожности. Например, привлечение государственного служащего либо лица, бывшего государственным служащим, к официальной трудовой деятельности в иной сфере часто обуславливается незнанием работодателей о существующих в отечественном законодательстве ограничениях (т. 19.29 КоАП РФ) [2].

Заключение. Итак, коррупционное правонарушение – это злоупотребление публичными (должностными) лицами своим публичным (должностным) положением в личных целях или интересах третьих лиц вопреки интересам государства и общества для дальнейшего получения материальной или нематериальной выгоды.

 

Список литературы:
1. Уголовный кодекс Российской Федерации. [Электронный ресурс] – режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. [Электронный ресурс] – режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/
3. Федеральный закон № 273-ФЗ от 25.12.2008 «О противодействии коррупции». [Электронный ресурс] – режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82959/
4. Козлов Т.Л. О правовой природе и содержании коррупционного правонарушения // Актуальные проблемы экономики и права. Уголовное право и криминология. 2012, № 1. – С. 268 – 273.
5. Куракин А.В. Административно-правовые средства предупреждения и пресечения коррупции в системе госу¬дарственной службы Российской Федерации: автореф. дис. … д-ра юрид. наук. – Люберцы, 2008.
6. Орлова Ю.Р. Коррупция как социально-правовая проблема российской действительности // Преодоление коррупции – главное условие утверждения правового го¬сударства: межведомственный научный сборник / под ред. А.И. Комаровой. – М., 2009. – Т. 1 (39). – С. 113–117.
7. Шишкарев С.Н. Концептуальные и правовые основы российской антикоррупционной политики. – М.: КДУ, 2010. – 248 с.