Статья:

Понятие и значение гарантий государственным служащим в Российской Федерации

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №9(145)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Паленная Ю.А. Понятие и значение гарантий государственным служащим в Российской Федерации // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 9(145). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/145/88193 (дата обращения: 26.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Понятие и значение гарантий государственным служащим в Российской Федерации

Паленная Юлия Александровна
магистрант, Уральский институт управления – филиал РАНХиГС, РФ, г. Екатеринбург

 

Аннотация. В статье автор рассматривается понятие гарантий государственным служащим в Российской Федерации и определяется их значение на гражданской службе.

Abstract. In the article, the author develops the concept of guarantees for civil servants in the Russian Federation and determines their importance in the civil service.

 

Ключевые слова: гарантии, государственные служащие, права и обязанности, признаки.

Keywords: guarantees, civil servants, rights and obligations, signs.

 

Гарантии деятельности государственных служащих заключаются в создании необходимых условий для их профессиональной деятельности, обеспечении нормальной жизни, поддержании социального и профессионального статуса государственных служащих органами государственной власти, местного самоуправления[1, с.54].

Понятие «гарантия» имеет французское происхождение от слова «garantie», что означает «ручательство, условие обеспечивающее что-либо». Поручителем выступает государство, учреждение или лицо, которое что-то гарантирует [2,с.127].

Гарантии для государственных служащих по сути не являются привилегией[3, с.274], а являются неотъемлемой частью их официального статуса.

К понятию гарантии в системе государственной службы применяют несколько трактовок.

По мнению Д.М. Овсянко, гарантии государственных служащих -это «меры экономического, социального, организационного и правового характера, направленные на реализацию как должностных, так и общих прав и обязанностей государственного служащего» [4,с.93].

По мнению А.И. Турчинова, гарантии государственных служащих – это средства, способы и условия, обеспечивающие предоставление им прав в области социально-трудовых отношений3.

Ю.Н. Старилов считает, что гарантии - это «основные нормы закона, описывающие социальные и правовые аспекты статуса должностного лица» [5, с.344].

Б. Габричидзе и А.Г. Чернявский высказывают свое мнение о том, что гарантии - «механизмы защиты и качественного исполнения прав, обязанностей должностных лиц и важнейшие условия, предпосылки, факторы, которые предопределяют эффективное и нормальное функционирование этих должностных лиц» [6, с.195].

А. Турчинов в своих трудах считает гарантии для государственных служащих средствами, методами и условиями, обеспечивающими их права в социальных и трудовых отношениях [7, с.56].

Гарантии для государственных служащих - это комплекс финансовых, организационных, социальных и стимулирующих мер со стороны государства, направленных на создание условий для эффективного выполнения государственными служащими своих обязанностей на всей государственной службе [8, с.47].

Гарантии государственных служащих также признаются установленными законодательными средствами косвенного административного и правового воздействия на  его действия, призванными обеспечить материальное благополучие государственного служащего, с одной стороны, а с другой стороны, защитить его от внешней агрессии и произвола со стороны руководителя государственного органа, тем самым способствуя осуществлению ими своих должностных прав и обязанностей, а также их прав и обязанностей как гражданина [9,с.12].

Есть еще одна концепция гарантий в государственном управлении, дана Е.В. Охотским, по его словам, гарантиями на государственной службе признаются совокупностью правовых, социально-экономических, организационных, управленческих и этико-психологических мер, которые создают благоприятные условия для эффективного функционирования государственных услуг, что повышает привлекательность государственной службы, обеспечивают стабильность социально-правового статуса государственного служащего [10, с.24].

И. Панин и Л.В. Вагина считают, что «гарантии для государственных служащих - это средства, методы и условия, которые позволяют им осуществлять свои официальные права и обеспечивать выполнение своих обязанностей государственными служащими» [11, с.312].

Г.П. Зинченко и А. Старостин считают гарантии для государственных служащих «мерами по обеспечению социальной и правовой защиты государственного служащего и членов его семьи в соответствии с Федеральным законом «О государственных служащих Российской Федерации»»[12. C.312].

Для сравнения можно процитировать Трудовой кодекс Российской Федерации: «Гарантии - это средства, методы и условия, обеспечивающие реализацию прав, предоставленных работникам в социальных и трудовых отношениях» [13, ст.164].

На основании приведенных выше утверждений и правил статьи 164 Трудового кодекса РФ все эти определения относятся к отдельным частям понятия «гарантия».

Автором не найдены формулировки понятия «гарантии государственных служащих» при исследовании научной литературы и действующего законодательства Российской Федерации.

По мнению автора, понятие «гарантии государственных служащих» следует трактовать следующим образом: средства закрепленные на законодательном уровне, методы и условия правовой и социальной защиты, обеспечивающие реализацию прав государственного служащего, с целью обеспечить им эффективное выполнение поставленных задач, а также направленные на укрепление стабильности профессионального развития государственных служащих и соблюдение ими ограничений, установленных действующим законодательством.

Таким образом, автором сделан вывод, что ученые в области юриспруденции единогласно считают, что гарантии -  это неотъемлемая часть особого правового статуса государственных служащих.

Гарантии государственных служащих являются важным правовым средством, обеспечивающим осуществление закрепленных законом социальных, финансово-экономических и организационных их прав.

Гарантии предназначены для покрытия ограничений или неудобных функций в профессиональной деятельности государственных служащих.

В целом гарантии охватывают три основные подсистемы: гарантии при переходе на государственную службу, гарантии материальной и финансовой поддержки, потребительские гарантии в виде социальных льгот.

Система гарантий гражданских служащих должна выполнять не только функцию покрытия финансово-экономических ограничений, налагаемых на них, но и задачу привлечения и удержания специалистов в области государственного управления.

Социальная практика показывает, что гарантии для государственных служащих можно рассматривать в социальном плане с точки зрения признания обществом важности выполнения государственными служащими своих задач для защиты и реализации интересов граждан и общества [14, с.24].

Исходя из вышеизложенного, мы имеем в виду под гарантиями государственных служащих нормативно-усиленные средства, методы и условия правовой и социальной защиты, обеспечивающие реализацию  их прав, части социального и правового статуса, с целью эффективного выполнение своих задач, направленное на укрепление стабильности государственных служащих и соблюдение  ими ограничений, установленных законодательством Российской Федерации.

 

Список литературы:
1. Неупокоев М.Д. Социальные гарантии государственных гражданских служащих : социологический анализ : дис. … канд. соц. наук. М., 2004. 
2. Тараканов А. Гарантии для государственных служащих : понятие и соотношение с другими категориями // Государственная служба. 2003. № 1. 
3. Управление персоналом : энциклопедический словарь / под ред. А.Я. Кибанова. М., 1998. 
4. Овсянко Д.М. Государственная служба Российской Федерации. М., 1996. 
5. Старилов Ю.Н. Служебное право. М., 1996. 
6. Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. Служебное право. М., 2003. 
7. Управление персоналом : учебник / общ. ред. А.И. Турчинова. М., 2003.
8. Панин И.Н., Вагина Л.В. Социальная защита кадров в процессе реформирования госслужбы // Труд и социальные отношения. 2003. № 2. 
9. Смагина И.А. Гарантии как элемент административно-правового статуса государственного и муниципального служащего : автореф. дис. … канд. юрид. наук. Саратов, 2001. 
10. Охотский Е.В. Правовой статус государственного служащего Российской Федерации // Государство и право. 2003. № 9. 
11. Панин И.Н., Вагина Л.В. Социальная защита кадров в процессе реформирования госслужбы // Труд и социальные отношения. 2003. № 2. 
12. Государственная кадровая политика. Ростов н/Д, 2004. 
13. Трудовой кодекс Российской Федерации : федер. закон от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ 
14. Лазарев В.В. Применение советского права. Казань, 1972.