Статья:

Результаты апробирования интеграционного проекта в школе

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №37(88)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Данилюк А.И. Результаты апробирования интеграционного проекта в школе // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 37(88). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/88/61049 (дата обращения: 25.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Результаты апробирования интеграционного проекта в школе

Данилюк Анна Игоревна
магистрант, Педагогический институт Иркутского государственного университета, РФ, г. Иркутск

 

RESULTS OF TESTING AN INTEGRATION PROJECT AT SCHOOL

 

Anna Danilyuk

undergraduate, Pedagogical Institute of Irkutsk State University, Russia, Irkutsk

 

Аннотация. В статье представлены результаты апробирования интеграционного проекта на интегрированном уроке ОБЖ – География в 7 классе. За период производственной практики в школе были проведены все запланированные мероприятия, это: тестирование, а также интегрированный урок ОБЖ – Географии на тему «Путешествие в Индонезию для туриста должно быть не только интересным, но и безопасным» для обучающихся 7 «А» (экспериментальный), 7 «Б» (контрольный) классов. Для выявления уровня знаний о стране Индонезия была проведена диагностика по составленному нами тесту.

Abstract. The article presents the results of testing an integration project in an integrated lesson Lafe safety – Geography in grade 7. During the practical training period, all the planned activities were carried out at the school, these were: testing, as well as an integrated lesson in Life safety – Geography on the topic “Traveling to Indonesia for a tourist should be not only interesting, but also safe” for students 7 «A» (experimental), 7 «B» (control) classes. To identify the level of knowledge about the country, Indonesia was diagnosed using our test.

 

Ключевые слова: интеграционный проект, интегрированный урок, география, основы безопасности жизнедеятельности.

Keywords: integration project, integrated lesson, geography, the basics of life safety.

 

За период производственной практики в школе были проведены все запланированные мероприятия, это: тестирование, а также интегрированный урок по ОБЖ-Географии на тему «Путешествие в Индонезию для туриста должно быть не только интересным, но и безопасным» для обучающихся 7 «А» (экспериментальный), 7 «Б» (контрольный) классов.

Для выявления уровня знаний о стране Индонезия была проведена диагностика по составленному нами тесту.

Результаты диагностики показали, что в экспериментальном классе высокий уровень развития предметных результатов показало 22 % обучающихся; хороший уровень – 45 %; удовлетворительный – 33 %. По итогам диагностики учащихся были выставлены оценки (см. рис. 1.1.). Средний балл равен 3.88 баллам.

 

Рисунок. 1. Уровень знаний о стране Индонезия экспериментальном классе

 

Результаты диагностики в контрольном классе показали, что высокий уровень развития предметных результатов имеют 20 % обучающихся; хороший – 45 %; удовлетворительный – 35 % (см. рис. 1.2.). По итогам диагностики, обучающимся также были выставлены оценки. Средний балл равен 3.43 баллам.

 

Рисунок. 2. Уровень знаний о стране Индонезия в контрольном классе

 

Полученные результаты в контрольном и экспериментальном классах свидетельствуют о том, что обучающиеся экспериментального класса показывают более высокий уровень развития предметных результатов.

После проведенной диагностики в экспериментальном классе нами проводилась работа по формированию предметных результатов на уроках географии в рамках темы «Юго-Восточная Азия» и ОБЖ по разделу «Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях» по средствам интеграционного проекта «Путешествие в Индонезию для туриста должно быть не только интересным, но и безопасным».

Проектная деятельность является одной из эффективных форм работы по изучению безопасного поведения на природоопасных территориях. Изучение страны Индонезия и ее особенностей, а также правил безопасного поведения на данной территории, осуществляется обучающимися в виде составления памятки туристу (продукт проекта), который может быть представлен в виде брошюры, видеоролика, презентации и др. Информационной базой являются: учебник, карты, атласы, статистические данные, интернет ресурсы. Создание конечного продукта заданного проекта требовало от обучающихся умения работать с различными источниками информации, отбирать литературу, анализировать полученные данные и умение обобщать и делать выводы.

Формируются метапредметные УУД:

1) регулятивные – это способность организовать свою деятельность: принимать, понимать учебную задачу, планировать, корректировать свои действия, адекватно оценивать свои действия и других, пользоваться помощью;

2) познавательные – искать, получать и использовать информацию, логически выполнять действия;

3) коммуникативные – это умение общаться, слушать, говорить, возражать, соблюдать нормы речевого этикета, сотрудничать и очень важное действие: допускать возможность различных точек зрения, понимать собеседника, высказывать и аргументировать свое мнение.

Также формируется информационная компетенстность (владение информационными технологиями – умение работать со всеми видами информации). 

Уровень деятельности поисковый – метод обучения, при котором знания учащиеся получают самостоятельно, отвечая на поставленные вопросы или решая проблемные задания.

Этот метод имеет следующие характерные признаки:

1) знания ученикам в «готовом» виде не предлагают, их необходимо приобретать самостоятельно;

2) учитель организует поиск новых знаний с помощью различных средств;

3) обучающиеся под руководством учителя самостоятельно рассуждают, анализируют, сравнивают, обобщают.

Эффективность формирующего эксперимента подтверждается результатами анализа в сформированности достижения предметных результатов на интегрированном уроке ОБЖ – География «Путешествие в Индонезию для туриста должно быть не только интересным, но и безопасным». Для диагностики результатов было проведено повторное тестирование.

По итогам диагностики выполненного обучающимися повторного тестирования, им были выставлены оценки.

В экспериментальном классе высокий уровень предметных результатов показало 33 % обучающихся; хороший – 56 %, удовлетворительный – 11 % (см. рис. 2.1.). Средний балл класса равен 4.22 баллам.

 

Рисунок. 3. Уровень предметных результатов на интегрированном уроке ОБЖ – География «Путешествие в Индонезию для туриста должно быть не только интересным, но и безопасным» в экспериментальном классе

 

Рисунок 4. Уровень предметных результатов на интегрированном уроке ОБЖ – География «Путешествие в Индонезию для туриста должно быть не только интересным, но и безопасным» в контрольном классе

 

В контрольном классе показатели также изменились, высокий уровень показали 21% обучающихся, хороший – 49%; удовлетворительный – 30 %. (см. рис. 2.2.).

Таким образом, практическое значение проведенной работы заключается в том, что она разнообразила привычную форму работы на уроке, стимулировала познавательную активность учащихся, создала условия для самостоятельной работы учащихся, помогла улучшению предметных и метапредметных результатов на интегрированном уроке ОБЖ – География «Путешествие в Индонезию для туриста должно быть не только интересным, но и безопасным», обогатила содержание интегрированного урока за счет представления на занятии максимальной наглядности.

Подводя итоги опытного обучения, можно сделать вывод о том, что большинство учащихся достигли успеха, изучая предложенную тему.

Обобщенные результаты экспериментальной работы представлены в таблице 1.1. и на рисунке 3.1. Можно проследить динамику уровня сформированности достижения предметных результатов на интегрированном уроке ОБЖ – География «Путешествие в Индонезию для туриста должно быть не только интересным, но и безопасным». После проведенных уроков процент обучающихся с высоким уровнем сформированности предметных результатов с 11,1 % увеличился до 30,2 %; со средним – с 25,4 % до 34,9 %; низкий показатель сформированности достижения предметных результатов снизился с 63,5 % до 34,9 %.

Эффективность обучающего эксперимента подтверждается результатами анализа сформированности достижения предметных результатов на интегрированном уроке ОБЖ – География «Путешествие в Индонезию для туриста должно быть не только интересным, но и безопасным». В результате исследования гипотеза проверена и подтверждена, поставленные задачи выполнены.

Таблица 1.

Динамика уровней достижения предметных результатов на интегрированном уроке ОБЖ – География «Путешествие в Индонезию для туриста должно быть не только интересным, но и безопасным» до и после формирующего этапа эксперимента

Уровень сформированности достижения предметных результатов на интегрированном уроке ОБЖ – География «Путешествие в Индонезию для туриста должно быть не только интересным, но и безопасным»

 

до

после

кол-во

%

кол-во

%

высокий

7

11,1

19

30,2

средний

16

25,4

22

34,9

низкий

40

63,5

22

34.9

 

Рисунок 5. Динамика уровней достижения предметных результатов на интегрированном уроке ОБЖ – География «Путешествие в Индонезию для туриста должно быть не только интересным, но и безопасным» до и после формирующего этапа эксперимента

 

Экспериментальное обучение по средствам интегрированного проекта показало, что возросла доля учащихся со средним и высоким уровнем сформированности знаний о безопасное поведение в стране Индонезия.

В целом результат экспериментального обучения показал эффективность предложенной методики формирования знаний (интеграционный проект) о безопасном поведении в стране Индонезия у учащихся на интегрированном уроке ОБЖ – Географии «Путешествие в Индонезию для туриста должно быть не только интересным, но и безопасным».

 

Список литературы:
1. Домышева А. С. Развитие самостоятельности обучающихся в школьном курсе географии и ОБЖ посредством интеграции // Учебная самостоятельность личности – основа образования через всю жизнь : материалы международной научно-практической  конференции (г. Иркутск, 27 апреля – 10 мая 2018 г.). – Иркутск : Изд-во : Иркутский государственный университет, 2018. – С. 199-203.
2. Лоскутова Т. Л. Интегрированный урок – эффективное средство реализации межпредметных связей ОБЖ с другими школьными дисциплинами // Педагогический опыт: теория, методика, практика. – 2015. – № 4 (5). – С. 300-303.
3. Уткина Т. В. Достижение метапредметных результатов через учебно-исследовательскую и проектную деятельность учащихся : учебное пособие – Челябинск : ЧИППКРО, 2014. – 192 с.