Статья:

Оценка эффективности государственой поддержки малого бизнеса в ЯНАО

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №34(85)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Герина Л.В. Оценка эффективности государственой поддержки малого бизнеса в ЯНАО // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 34(85). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/85/59790 (дата обращения: 26.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Оценка эффективности государственой поддержки малого бизнеса в ЯНАО

Герина Любовь Владимировна
магистрант, Южно-Уральского института управления и экономики, РФ, г. Челябинск

 

Аннотация. Вопрос эффективности политики государства, проводимой в области поддержки субъектов малого предпринимательства, приобретает всё большую актуальность. Повышение роли государственной поддержки малого предпринимательства обусловливает необходимость оценки эффекта от реализуемых программ. В статье осуществлена оценка эффективности государственной поддержки малого бизнеса и разработаны меры по повышению ее эффективности в депрессивных регионах.

Abstract. The question of the effectiveness of the state policy pursued in the field of support of small businesses is becoming increasingly relevant. Increasing the role of state support for small businesses necessitates the evaluation of the effect of the implemented programs. The article assesses the effectiveness of state support for small business and develops measures to improve its effectiveness in depressed regions.

 

Ключевые слова: малое предпринимательство, поддержка, предпринимательство, государство, эффективность.

Keywords: small business, support, entrepreneurship, state, efficiency.

 

Малый бизнес обладает огромным потенциалом, придаёт необходимую гибкость рыночной экономике, мобилизует трудовые, производственные и финансовые ресурсы, решает многие проблемы социально-экономического развития, оказывает влияние на потребительский рынок страны. Поэтому поддержка предприятий малого бизнеса органами государственного управления становится важнейшей задачей. Отсутствие целостной и эффективной системы государственной поддержки развития малого бизнеса определяет актуальность данной статьи.

Малый бизнес признан важной сферой современной экономики России. Необходимость его развития - стратегическая задача, поставленная государством для формирования рыночных отношений и социально-экономической стабильности общества. Малый бизнес - наиболее незащищенный сектор экономики от внешних воздействий, источник экономических и социальных рисков. В своей деятельности малые предприятия сталкиваются с множеством административных, нормативно - правовых проблем и иных организационных ограничений, негативно влияющих на процесс предпринимательской деятельности, таких как недостаточный доступ к финансовым ресурсам, наиболее остро проявляющийся на ранних стадиях развития бизнеса, неразвитость инфраструктуры поддержки малого предпринимательства и др.

Государственная поддержка малого предпринимательства - это комплекс мер, направленных на становление, развитие и стабилизацию сегмента малого бизнеса.

Каждый субъект Российской Федерации в рамках реализации программы государственной поддержки малого предпринимательства вправе организовывать и проводить собственные мероприятия по оказанию помощи предпринимателям [1, С.2].

Общий объем средств, направленных на поддержку малого предпринимательства за 2016-2018 год составит порядка 1,5 млрд. руб. Округ активно участвует ежегодных конкурсах по распределению федеральных средств и, как правило, получает поддержку в запрашиваемом объеме.

В 2016 и 2017 годах на реализацию мероприятий программы привлечено 183 млн. руб. из федерального бюджета [4].

 

Рисунок 1. Объем средств, направленных на поддержку малого предпринимательства ЯНАО за период 2016-2018 годы, млн. руб.

 

Одной из главных проблем является оценка эффективности действующей системы государственной поддержки малого бизнеса. В экономической литературе имеются различные подходы к оценке эффективности государственной поддержки малого бизнеса. Наиболее применяемым является традиционный подход, в соответствии с которым используются показатели, характеризующие долю малых предприятий [2, С.4]:

  • в общем числе предприятий;
  • в общем обороте;
  • в налоговых поступлениях;
  • в формировании ВРП;
  • занятых на малых предприятиях от общей численности занятых.

По состоянию на 01.01.20116 года показатели развития малого предпринимательства в ЯНАО составляли в среднем 60% от среднероссийских, а объем инвестиций был ниже среднероссийского уровня в 16 раз.

 

Рисунок 2. Темпы прироста количества малых и средних предприятий по отношению к уровню 2015 года, %

 

Для развития малого бизнеса в ЯНАО необходимо сосредоточиться на трех основных задачах:

  • увеличение доли малых предприятий;
  • повышение доли занятых в сфере малого бизнеса в регионе;
  • увеличение совокупного оборота малого бизнеса среди остальных компаний в регионе [1, С.3].

Повышение каждого из показателей может быть простимулировано за счет мер государственной поддержки, разработанных в рамках данного комплексного решения.

На следующем этапе поддержка малых предприятий может осуществляться с помощью предоставления доступа к государственным заказам. Кроме этого, малые компании могут быть задействованы в процессе импортозамещения. Так же, необходимо повысить эффективность существующих программ поддержки, а также провести анализ причин закрытия программ, которые были свернуты в последние несколько лет.

Таким образом, проанализировав данные о количестве действующих программ государственной поддержки в ЯНАО можно сделать вывод, что государственная поддержка малого бизнеса действует на уровне, который сложно признать идеальным.

 

Список литературы:
1. Ильин И.Е. Малый бизнес в России: проблемы и перспективы // Банковское кредитование. - 2015 г. - № 2. - С.42 - 44.
2. Литвак Е. Влияние кризисных явлений в экономике Российской Федерации на малый бизнес // Финансовая газета. - 2014. - № 6. - С.4
3. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ: по сост. на 27.12.2018 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2007. - № 31. - Ст. 4006.
4. Об утверждении государственной программы Ямало-Ненецкого автономного округа «Экономическое развитие и инновационная экономика на 2014-2020 годы»: постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа автономного округа от 25 декабря 2013 года №1111-П: по сост. на 13.06.2019 г. // Газета «Красный Север». - 2013.
5. Официальный сайт Департамента экономики Ямало-Ненецкого автономного округа [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://de.yanao.ru/activity/428/ (дата обращения: 20.10.2019).
6. Официальный сайт Федерального портала малого и среднего предпринимательства [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://oldsmb.economy.gov.ru/map/srf/71140/ (дата обращения: 20.10.2019).
7. Официальный сайт Центра Мой Бизнес Ямало-Ненецкий а.о.  [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mb89.ru/index.php (дата обращения: 20.10.2019).