Статья:

Повышение степени активности антикоррупционной деятельности институтов гражданского общества как механизм предупреждения коррупции

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №32(83)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Исагулов А.Г. Повышение степени активности антикоррупционной деятельности институтов гражданского общества как механизм предупреждения коррупции // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 32(83). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/83/59005 (дата обращения: 25.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Повышение степени активности антикоррупционной деятельности институтов гражданского общества как механизм предупреждения коррупции

Исагулов Арсен Григорьевич
магистрант, Дальневосточный институт (филиал) ФГБОУ ВО «Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России), РФ, г. Хабаровск

 

Сегодня коррупция является одним из серьезных условий, препятствующих эффективному развитию государства и представляет серьезную социальную проблему. В новой Стратегии безопасности Российской Федерации коррупция названа одной из основных угроз государственной и общественной безопасности, а развитие взаимодействия органов обеспечения государственной безопасности и правопорядка с гражданским обществом названо в перечне направлений обеспечения безопасности страны. Поэтому разработка правовых механизмов противодействия коррупции становится значимой и актуальной проблемой развития российского общества и государства. На данный момент, несмотря на принимаемые государством усилия, коррупция создала реальную угрозу национальной безопасности страны. Она наносит ущерб стабильности и безопасности общества, приводит к значительным потерям в социально-экономическом и политическом развитии. Поэтому готовность к эффективной борьбе с ней рассматривается мировым сообществом в качестве главного показателя цивилизованности государства, его приверженности демократическим идеалам. Борьба с коррупцией является одним из специальных направлений правовой политики государства. Основополагающими составляющими противодействия коррупции являются деятельности по предупреждению, в том числе по выявлению  и последующему устранению ее причин (профилактика коррупции), деятельность по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений, а также по минимизации и (или) ликвидации их последствия.

Среди законодательно обозначенных основных комплексных антикоррупционных стратегий, в механизме предупреждений коррупции определена необходимость применения таких средств, как антикоррупционная экспертиза правовых актов и проектов, повышение уровня правовой культуры в обществе и степени активности антикоррупционной деятельности институтов гражданского общества.

В целях устранения коренных причин коррупции в обществе Национальный план противодействия коррупции, утвержденный  Указом Президента РФ от 29 июня 2018 года № 378 «О национальном плане противодействия коррупции на 2018 -2020 годы» предусматривает взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной сласти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества и организаций.

Важная роль в реализации Национальной стратегии противодействия коррупции, в том числе по вопросам ее профилактики, отводится институтам гражданского общества. Очень важна роль и средств массовой информации, и наличия общественного контроля, и другие.

В настоящее время, когда коррупция приобрела столь угрожающий размах, проникнув во все сферы общественной жизни, а противодействие ей только законодательными мерами не приводит к желаемым последствиям, именно антикоррупционная деятельность институтов гражданского общества выходит на первые позиции. И особое место здесь принадлежит средствам массовой информации, поскольку, имея возможность доступа к разнообразным источникам информации, они отражают широкий спектр сложившихся в обществе отношений. В том числе ищут, получают и распространяют информацию о фактах коррумпированности во всех сферах общественной жизни и, тем самым являются наиболее эффективным контрольным инструментом общества. При это они способы оказывать существенное влияние на сознание населения, формировать побудительные мотивы для опресненного поведения.

Вместе с тем, при всей важности роли СМИ в противодействии коррупции вся их деятельность, как правило, носит чисто разоблачительный характер применительно к тому или иному чиновнику, конкретному факту проявления коррупции. Отсутствует системная политика в данной области, в силу чего СМИ являются незначительным ресурсом для реализации действенной антикоррупционной политики. За последние годы достоянием общественности стала информация о десятках уголовных дел, фигурантами которых стали высокопоставленные чиновника. Однако, очевидная внешняя эффективность государственной антикоррупционной политики не всегда совпадает с оценкой эффективности этой борьбы с общественным мнением. Согласно данным ежегодно публикуемым международной организацией «Трансперенси Интернейшнл», Россия в Индексе восприятия коррупции в 2018 заняла 138 место из 180 и набрала 28 баллов из 100. Последние три года Россия набирала 29 баллов, а в этом году потеряла один балл и опустилась на три места. Столько же баллов набрали Папуа-Новая Гвинея, Ливан, Иран, Гвинея и Мексика. Следует обратить внимание, ИВК в большей степени ориентирован на изменение уровня восприятия коррупции как явления. Поэтому, чем активнее ведется борьба с коррупцией и чем больше об этом информировано население, тем выше может быть ИВК.

Мониторинг общественного мнения, проводимый известными организациями демонстрирует, что проблему коррупции и противодействие ей население страны оценивает неоднозначно. По данным опроса «Левада-Центра» в 2019 году, большинство жителей России уверены, что в декларациях высших чиновников не отражены все доходы и имущество, которым они обладают. Внимание к задержанию высокопоставленных чиновников, скорее, слабое. Подобные аресты у 40% опрошенных «не вызывают никаких особых чувств», у 34% - «удовлетворение», но  лишь четверть опрошенных считает их проявлением реальной борьбы с коррупцией. Ожидания от 2019 года - 63% опрошенных не исключают возможность коррупционных скандалов и отставок. Более трети россиян уверены, что справиться с коррупцией в России невозможно.

В этой ситуации значительное место отводится работе пресс-служб всех уровней власти, в том числе системы МВД. В целях повышения эффективности их деятельности, во исполнение подпункта «д» пункта 20 Указа Президента РФ от 29 июня 2018 года № 378 «О национальном плане противодействия коррупции на 2018-2020 годы», необходимо придерживаться следующих основных рекомендаций:

1. Поддержание информационной открытости деятельности государственных и муниципальных органов власти.

Результаты деятельности органов государственной власти всех уровней по выявлению, предупреждению, пресечению и расследованию коррупционных правонарушений и минимизации и (или) ликвидации их последствий должны быть доступны для общественного обсуждения. В связи с этим рекомендуется на постоянной основе (не реже раза в год) публиковать ведомственные федеральные и региональные доклады, включающие в себя информацию о результатах антикоррупционного мониторинга и сведения о реализации мероприятий в сфере противодействия коррупции, предусмотренные планами по противодействию коррупции.

2. Привлечение внимания средств массовой информации к проблеме противодействия коррупции.

В целях наиболее полного информирования населения о результатах противодействия коррупции освещения проводимой органами государственной власти работы данном направлении, в случае возникновения информационных поводов необходимо организовывать тематические брифинги и интервью по указанной проблеме ведущим СМИ - как федеральным, так и региональным.

3. Публикация результатов проведение анализа обращений граждан и организаций на предмет наличия информации о фактах коррупционных проявлений со стороны сотрудников государственной власти..

Данный вид работы является неотъемлемой частью работы по противодействию коррупции. Анализ необходимо проводить на регулярной основе и, в случае, если изложенные в обращении граждан и организаций факты коррупционного поведения будут подтверждены вступившим в законную силу судебным решением, размещать на официальных сайтах ведомств в сети Интернет подробные отчеты о проделанной работе.

4. Формирование положительного образа государственных гражданских служащих.

Повышение престижа государственной гражданской службы является необходимым условием для снижения уровня преступлений коррупционной направленности, так как в прямой зависимости от уровня престижа государственной службы находится не только ее обеспечение высококвалифицированными кадрами, но и уровень общественного доверия к органам государственной власти. В связи с этим пресс-службам органов государственной власти всех органов необходимо проводить работу, направленную на повышение престижности государственной службы и созданию позитивного образа государственного служащего.

5. Демонстрация новых информационных сервисов, включающих коррупционное поведение.

Современные информационно-коммуникационные технологии, используемые государственными структурами, способствуют повышению качества государственного управления. Ведомства широко используют возможности интернет-сайтов и социальных сетей для размещения информации о своей деятельности, а также предоставления электронных услуг и обеспечения интерактивного взаимодействия с гражданами и бизнесом (электронные приемные). Наличие у органного государственной власти активных аккаунтов в социальных сетях позволяет не только выстроить эффективную систему обратной связи с населением, но и реализовать механизм участия гражданского общества в противодействии коррупции. Перечисленные выше изменения полностью поменяли механизм работы органов государственной и муниципальной власти с документами и данными, в том числе их аналитической обработки. Таким образом, внедрение на территории Российской Федерации цифровых технологий способствует снижению стимула применять коррупционные механизмы. Пресс-службам государственных органов власти всех уровней необходимо при информировании общественности увязывать результаты своей работы по профилактике коррупционных правонарушений с развитием цифровой экономики и новых технологий.

Если говорить об общественном контроле как мере, направленной на предупреждение коррупции, следует отметить, что со всеми гражданами, в отличии от профессиональных контролерах, не удается договориться.

Общественный контроль играет важную роль в развитии любого социального государства, где мнение граждан является ключевым при принятии управленческого решения и определении приоритетов развития  страны.  правовую основу осуществления общественного контроля закладывают нормы Конституции Российской Федерации, Федеральных законов от 04 апреля 2005 года № 32-ФЗ «Об общественной палате Российской Федерации», от 21 июля 2007 года № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», от 10 июня 2008 года № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» и других подзаконных правовых актах.

Общественный контроль осуществляется как на федеральном, региональном и местном уровнях, так и распространяет свое действие на многие органы государственной власти. В том числе, системы МВД. Создание общественных советов при МВД и его территориальных органах призвано реализации этих полномочий. В соответствии с Положением об Общественном Совете при МВД России, утвержденном указом Президента Российской Федерации от 28 июля 2011 г. № 1027, основными задачами Общественного совета являются привлечение граждан, общественных объединений и организаций к реализации государственной политики в сфере охраны общественного порядка, профилактики правонарушений, обеспечение общественной безопасности, а также содействие в реализации государственной политики в сфере противодействия преступности; участие в разработке и рассмотрении концепций, программ, инициатив граждан, общественных организаций по наиболее актуальным вопросам деятельности органов внутренних дел; участие в информировании граждан о деятельности органов внутренних дел, в том числе через средства массовой информации, и в публичном обсуждении вопросов, касающихся деятельности органов внутренних дел; осуществление общественного контроля за деятельностью органов внутренних дел.

В целом понятие общественного контроля рассматривается в качестве одного из видов социального контроля и пересекается с гражданским контролем. Общественный контроль призван укрепить государство и укрепляет его в развитых правопорядках. Интересно отметить, что многие органы власти в России подчеркивают и развивают принцип государственно-общественного управления отдельными сферами жизни с целью обеспечения предпосылок для расширения участия общества в развитии государственных образований и в контроле за исполнением законодательства, для независимой оценки качества государственных функций (услуг) и с целью развития иных форм общественного контроля. 

Закон об основах общественного контроля рассматривает общественный контроль в целом ограничительно как деятельность отдельных субъектов, к числу которых отнесены общественная палата РФ, общественные палаты субъектов РФ и муниципальных образований, а также общественные советы при отдельных органах власти. Кроме того, для осуществления общественного контроля могут создаваться общественные наблюдательные комиссии, общественные инспекции, группы общественного контроля и иные организационные структуры общественного контроля.

Общественный контроль в целом и в сфере противодействия коррупции в частности невозможен без гласности, прозрачности и открытости функционирования публичной власти. Открытость органов государственной власти в последние десятилетия существенно расширились, в том числе благодаря принятию нормативных актов сфере обеспечения доступа к информации о деятельности органов власти обеспечивается через средства массовой информации, сеть Интернет, размещение информации в доступных местах, посредством присутствия граждан на заседании органов, предоставлению информации по запросу. Концепция открытости федеральных органов исполнительной власти, утвержденная Распоряжением Правительства РФ 30.01.2014 № 93-р «Об утверждении Концепции открытости федеральных органов исполнительной власти», призвана способствовать дальнейшему повышению прозрачности и подотчетности государственного управления, расширению возможностей непосредственного участия гражданского общества в процессах разработки и экспертизы решений, принимаемых федеральными органами исполнительной власти, качественному изменению уровня информационной открытости таких органов и развитию механизмов общественного контроля за их деятельностью.

К числу позитивных изменений в области общественного контроля коррупционных проявлений в сфере государственных закупок следует отнести введение в 2017 году института обязательного общественного обсуждения закупок. Соответствующие случаи проведения данной процедуры и его порядок определены Постановлением Правительства РФ от 22 августа 2016 г. № 835 «Об отвердении Правил проведения обязательного общественного обсуждения закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Законодательные положения должны способствовать повышению прозрачности крупных законодательных закупок и минимизации коррупционных явлений в данной сфере.

Залогом эффективности государственной антикоррупционной политики является комплексный подход к решению данной задачи, предполагающий одновременную проработку проблемных вопросов противодействия коррупции на всех направлениях правоохранительной деятельности - от совершенствования законодательства до повышения уровня правового сознания граждан. Как показывает практика, измерение объемов коррупционной преступности зависит  не только от состояния действующего российского законодательства, но и от позиции, занимаемом гражданским обществом по отношению к сложившейся коррупционной ситуации в стране. Формированию духовного фундамента в сознании людей призвана содействовать правовоспитательная деятельность, которая предопределила бы необходимое и четкое соблюдение правовых норм в обществе, обеспечило бы основу сознательной реализации права.

Правовое воспитание должно опираться на правовое обучение, то есть на педагогический процесс передачи и усвоения правовых знаний, а также умений и навыков привального использования этих знаний. Правовое обучение - необходимое условие выработки у населения уважения к закону, правовой убежденности. Конечно, нельзя требовать, чтобы правовое обучение обеспечило знания и усвоение каждым гражданином положений всех действующих законов. Однако основные законы, регулирующие поведение людей, их отношения, необходимо знать всем.

Вместе с тем, к сожалению, на современном этапе развития Российского государства следует констатировать низкий уровень правосознания и правовой культуры в обществе. Кризис правосознания во многом обусловлен положением, сложившимся в правовой сфере, существенным разрывом между конституционными нормами и реальными отношениями, отсутствием четкого и успешно функционирующего правотворческого процесса, системы объективных критериев оценки эффективности российского законодательства, деятельности государственных органов и должностных лиц. Подытоживая все вышесказанное, следует отметить, важнейшим направлением модернизации взаимодействия государства и институтов гражданского общества является открытое, постоянное и чеснок сотрудничество указанные субъектов, развитие законодательствам том числе регионального, анализ практического опыта общественного контроля. Именно об создании тесного взаимодействия и укрепления взаимного доверия между гражданским обществом и государством было заявлено в декабре 2016 года Президентом РФ В.В. Путиным на заседании Совета по развитию гражданского общества и правам человека.

Деятельность по профилактике коррупции, во всех ее проявлениях должна быть направлена в первую очередь на устранение причин и условий ее возникновений. А для этого необходимы усилия всех слоев общества. Со стороны органов государственной власти это деятельность по недопущению и устранению коррупциогенных факторов в законодательстве, по обеспечению деятельности, направленной на повышение уровня правовой культуры в обществе; со стороны  институтов гражданского общества - повышение степени осознанного участия граждан и организаций вне зависимости от форм собственности в антикоррупционных мероприятиях, являющихся частью общественного контроля, формирование антикоррупционного поведения в обществе (со стороны средств массовой информации) и другие.  

 

Список литературы:
1. Синюкова Т.Н. Понятие и подходы к содержанию коррупции / Т.Н. Синюкова // Вестник нижегородской Академии МВД России. - 2015. - N 1(29). - С. 336.
2. Билоус Е.Н., Васильев Н.Н., Харченко С.В. К вопросу об организации взаимодействия органов внутренних дел и их оперативных подразделений с институтами гражданского общества в свете противодействия коррупции / Е.Н. Билоус , Н.Н. Васильев, С.В. Харченко // Труды Академии МВД России. - 2011. - N2. - С. 48-53.
3. Никодимов И.Ю. Место и роль средств массовой информации в механизме реализации информационно-коммуникативной функции государства / И.Ю. Никодимов // Инновации и инвестиции. - 2014. - N8. - С. 148.
4. Официальный сайт «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс].
5. Тихомиров Ю.А. Участие институтов гражданского общества в борьбе с коррупцией: научно-практическое пособие / Т.А. Едкова, О.А. Иванюк, А. В. Сороко и др; отв. ред. Ю.А. Тихомиров. - М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ: ПОЛИГРАФ-ПЛЮС. - 2013. - С. 35.
6. Распоряжение правительства Российской Федерации от 12.09.2012 N 1679-р СЗ РФ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012. - N 38. - С. 5185).
7. Маршакова Н.Н. Понятие коррупции в международно-правовых актах / Н.Н. Маршакова. - Российская Юстиция. -2020. - N 11. - С. - 67-71.
8. Голубовский В.Ю., Синюкова Т.Н. Роль средств массовой информации в противодействии коррупции / В.Ю. Голубовский, Т.Н. Синюкова // Казанский педагогический журнал. - 2016. - N 2. - том 2. - С. 400-404.