Статья:

Эвтаназия – право человека на смерть

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №30(81)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Костанов Д.Р., Ребров Д.А., Симонян Р.З. Эвтаназия – право человека на смерть // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 30(81). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/81/58130 (дата обращения: 29.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Эвтаназия – право человека на смерть

Костанов Даниил Романович
студент, Курский Государственный Медицинский Университет, РФ, г. Курск
Ребров Дмитрий Артурович
студент, Курский Государственный Медицинский Университет, РФ, г. Курск
Симонян Римма Зориковна
канд. ист. наук, доцент, Курский Государственный Медицинский Университет, РФ, г. Курск

 

У каждого человека есть право на жизнь. Но собственного или даже юридического права на окончание этой жизни человек, к сожалению, не имеет. Уже многие десятилетия обсуждения о проблемах эвтаназии не прекращаются. С каждым годом все больше новостей и фактов применения эвтаназии и легализации ее в Европейских государствах мы видим в средствах массовой информации.

Первое в медицинском понимании упоминание понятия «эвтаназия» относится к 16 веку. Френсис Бекон употребил этот термин для определения «легкой смерти». В современной медицине эвтаназия трактуется как «умерщвление неизлечимо больных людей по их просьбе с целью прекращения их страданий»; «сознательное действие, приводящее к смерти безнадежно больного человека относительно быстрым и безболезненным путем с целью прекращения страданий» [1]. В этом случае, причинение смерти воспринимается как благо, которое возможно для устранения страданий.  В юридической литературе эвтаназия рассматривается как «умышленное действие или бездействие медицинского работника, осуществляемое в соответствии с явно выраженной просьбой информированного больного или его законного представителя с целью прекращения физических и психических страданий больного, находящегося в угрожающем жизни состоянии, в результате которых наступает его смерть» [2].

В Российской Федерации эвтаназия законодательно запрещена Федеральным законом № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Лицо, которое сознательно побуждает больного к эвтаназии или осуществляет эвтаназию, также несет уголовную ответственность. Легализация эвтаназии недопустима и несовместима с врачебным призванием. Также эвтаназия является угрозой развития медицины. Но даже несмотря на это, в некоторых странах всё-таки эвтаназия легализована, например, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Швейцария, Канада. Там практически в каждой больнице есть услуга «умерщвления» - как часть паллиативной помощи. Может некоторые больницы, и хотели бы отказаться от применения практики эвтаназии, но сделать они этого не могут, из–за политического характера данного деяния. В этих странах даже в аптеках стали продаваться наборы для совершения эвтаназии, которые выписывает лечащий врач с указанием точной для человека дозировки вещества. В 1998 году в Швейцарии создалась целая некоммерческая организация под названием Dignitas, которая помогает человеку «в прекращении страданий», происходит данная процедура в частном доме или в квартире человека. Также специалисты Dignitas говорят с людьми о смерти «без каких-либо запретов и патернализма», сотрудничают с клиниками и врачами и помогают человеку в «самоопределении конца его жизни», а также работают над предотвращением суицидов и самоубийств.

Главным критерием отказа от применения эвтаназии считается надежда на то, что удастся победить болезнь. Человек до конца жизни надеется, что болезнь отступит сама по себе и что он будет всегда здоров, но на самом деле это мнение ошибочно. Игумен Никон (Воробьев, 1963) в своих трудах писал, что рак - это милость Божья к человеку. Обреченный на смерть человек отказывается от греховных удовольствий, ум его занят только одним: «он знает, что смерть его уже близка, уже необратима и заботится лишь о том, чтобы подготовиться к ней – исправлением себя и примирением со всеми, а главное – искренним покаянием перед Богом» [3]. Если посмотреть на позицию Русской православной церкви, то она ясна и однозначна. Для православного христианина не может быть «бессмысленных» страданий. Боль и страдание – это последствия грехов человека, которые изменили его природу и сущность. Они неизбежны в жизни человека, по мнению православной церкви. Однако Бог победил власть греха Своими страданиями. Но, мы знаем, что не всякое страдание искупимо. Главный принцип христианской православной биоэтики -  принцип священности человеческой жизни, а эвтаназия полностью противоречит этому и является посягательством на христианские устои.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что проблема эвтаназии в наше время имеет очень сложный и многогранный характер. На мой взгляд, самоубийство при содействии создает новое, вымышленное право - «право на смерть». Это очень сильно подрывает право на жизнь, которое играет главную роль во всем обществе. Сейчас общественность не готова ответить на вопрос о легализации добровольного ухода из жизни. В случае разрешения проведения процедуры эвтаназии в России, вероятность, что общественность примет эту процедуру крайне мала, потому что будет велика опасность с разного рода употреблениями.  Поэтому логично предположить, что появись перспектива «легализованной эвтаназии», все это превратилось бы в некий инструмент, который «использовался бы по – разному», в разных интересах» и зачастую независимо от воли лица, к которому данная процедура будет применена.

 

Список литературы:
1. Крылова Н. Е. «Эвтаназия: уголовно-правовой аспект» // Вестник московского университета серия 11 право, 2000, № 2.
2. Симонян Р.З. ПРАВОВЫЕ НОРМЫ ОБ ЭВТАНАЗИИ В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ: УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭВТАНАЗИИ // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 6-5. – С. 971-975.
3. Силуянова И. Человек и болезнь. Изд-во Сретенского монастыря, 2002. С. 36-37.