Статья:

Создание чат-бота для портала «Культура.рф» на основе виртуального помощника «Яндекс.Алиса»

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №28(79)

Рубрика: Технические науки

Выходные данные
Семыкина А.А., Попова Ю.Ю. Создание чат-бота для портала «Культура.рф» на основе виртуального помощника «Яндекс.Алиса» // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 28(79). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/79/57359 (дата обращения: 25.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Создание чат-бота для портала «Культура.рф» на основе виртуального помощника «Яндекс.Алиса»

Семыкина Анастасия Анатольевна
магистрант, Институт энергетики, информационных технологий и управляющих систем, Белгородский Государственный Технологический Университет имени Владимира Григорьевича Шухова, РФ, г. Белгород
Попова Юлия Юрьевна
магистрант, Институт энергетики, информационных технологий и управляющих систем, Белгородский Государственный Технологический Университет имени Владимира Григорьевича Шухова, РФ, г. Белгород

 

Культура играет важную роль в жизни человека и общества, которая состоит, прежде всего, в том, что культура выступает средством аккумуляции, хранения и передачи человеческого опыта. Именно культура делает человека личностью.

На сегодняшний день в современном обществе остро стоит вопрос нехватки времени. Человек начинает все больше и больше доверять голосовым помощникам, которые  распознают речь пользователя и пытаются предоставить необходимую информацию. В 2017 году компания «Яндекс» презентовала виртуальный голосовой помощник «Яндекс.Алиса», который распознает естественную речь, имитирует живой диалог, даёт ответы на вопросы пользователя и, благодаря запрограммированным навыкам, решает прикладные задачи. «Навыки» — это чат-боты, активирующиеся по ключевой фразе и работающие в интерфейсе «Алисы».  «Яндекс.Алиса» работает на смартфонах, в том числе «Яндекс.Телефоне», в автомобилях, в «Яндекс.Станции». По данным «Яндекса», ежедневная аудитория голосового помощника «Алисы» составляет 8 млн пользователей, а месячная аудитория «Алисы» по состоянию на январь 2019 года составила 30 млн человек [2]. . Но как часто люди применяют «Яндекс.Алису» с пользой?  Для того, чтобы явления, относящиеся к культуре, не рассматривались в изоляции друг от друга, а информационные технологии экономили время людей, было решено создать пользовательские сценарии для навыка на основе гуманитарного просветительского проекта «Культура.РФ» для виртуального голосового помощника «Яндекс.Алиса».

«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России, который рассказывает о событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках природы, а также проводит всероссийские культурные акции — «Ночь музеев», «День театра», «Библионочь» и «Ночь искусств» и прямые трансляции культурных событий со всей России. Публикует статьи, фотографии, цитаты и справочные заметки, создает мультимедийные проекты, собирает архив российских фильмов, спектаклей, общеобразовательных лекций и классической литературы. На портале доступны виртуальные туры по сотням музеев страны, а также туристические маршруты. В 2017 году проект «Культура.РФ» представил новую концепцию портала — «Читать, смотреть, посетить» с использованием специальных форматов — удобных, понятных, интересных для читателя и полезных для учреждений культуры [3].

При создании навыка учитывается тот фактор, что информация носит справочный характер. Например, откинув лишнюю информацию, запрос пользователя «Алиса, когда можно посетить выставку Малевича» удобно разбить на части, которые помогут сформулировать более точный ответ.  Следовательно, навыки удобно запускать уже с использованием специальных активационных слов:

●«скажи [команда] [активационное имя]»;

●«узнай [команда] [активационное имя]»;

●«когда [команда] [активационное имя]»;

●«спроси у [команда] [активационное имя]».

В итоге пользовательский запрос «Алиса, когда можно посетить выставку Малевича» будет представлен следующим образом: «когда [посетить] [выставку] Малевича» [1].

При создании навыков нужно помнить, что общение пользователя с искусственным интеллектом – диалог. Для предоставлению корректной информации пользователю был проведен кластерный анализ пользовательских сценариев. В качестве входных данных для метода кластеризации были составлены связи, упрощающие понимание между голосовым помощником и человеком.

Для упрощения работы с базой, опираясь на рекомендации по созданию навыков, а также благодаря разработанной концепции на портале, была подготовлена следующая схема:

 

Рисунок 1. Схема навыков

 

Пользователь может указать у каждого активационного имени следующие параметры:

1.Адрес: библиотека, выставка.

2.Время до закрытия: библиотека, выставка.

3.Маршрут: библиотека, выставка.

4.Ближайшее мероприятие: библиотека, лекции, кинопоказ, фестиваль, экскурсии, концерты, театры, прямые трансляции, спектакль.

5.Время и дата для посещений: выставка.

6.Применение фильтров:

6.1 Год, актер, жанр, режиссер, театр: балет, спектакль.

6.2 актер, год, жанр, страна, режиссер: фильм.

7.Выбор лектора: лекции.

8.Выбор информации из подборок:

8.1 Кино, музеи, музыка, театры, литература, новые публикации: новости.

8.2 Тематические подборки: фильмы.

9.Прочитать популярную либо недавно добавленную информацию: статьи об искусстве.

Описанный навык может порекомендовать человеку, например, тот или иной фильм, на основе пользовательской информации. Если пользователь выполняет недостаточно корректный запрос по время поиска, то «Яндекс.Алиса» обязательно задаст уточняющие вопросы, чтобы предоставить информативный ответ пользователю.

Таким образом, были разработаны пользовательские сценарии, которые помогают пользователю быстро получать корректную информацию, затратив на поиск минимальное время.   

 

Список литературы:

1. Активация и деактивация языка [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://yandex.ru/dev/dialogs/alice/doc/activation-docpage/. (дата обращения: 25.06.2019).

2.Алиса (голосовой помощник) [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Алиса_(голосовой_помощник). (дата обращения: 01.08.2018).

3.Портал «Культура.РФ» [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.culture.ru/. (дата обращения: 25.06.2019).