Статья:

Анализ песни Егора Летова "Про дурачка"

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №28(79)

Рубрика: Филология

Выходные данные
Цыкунова И.М. Анализ песни Егора Летова "Про дурачка" // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 28(79). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/79/57062 (дата обращения: 25.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Анализ песни Егора Летова "Про дурачка"

Цыкунова Ирина Михайловна
студент, Курский Государственный Университет, РФ, г.Курск

 

ANALYSIS OF THE SONG OF YEGOR LETOV «PRO DURACHKA»

Irina Tsykunova

Student, Kursk State University, Russian Federation, Kursk

 

АннотацияВ статье анализируется образ «дурака» в известной песни Егора Летова. Дается сопоставительный анализ с похожими образами из других  музыкальных и литературных произведений.

Abstract. Тhe article analyzes the image of the "fool" in the famous song of Yegor Letov. A comparative analysis is given with similar images from other musical and literary works.

 

Главным действующим лицом в песне Е.Летова «Про дурачка» является дурак – лирический герой, в личности которого с помощью подключения ближних и дальних контекстов (русских народных сказок, былин) проявляется его главное качество – душевная боль. Это, без сомнения, истинно русский герой, через рефлексирующее сознание которого автор транслирует и воплощает в текстах «вечные вопросы», как воплощает их в своём произведении К.Кинчев с помощью героя - «дурака»: «Ходит дурак по земле босиком, берегами рек да опушкой леса/ Веселит дурак почтенный народ всё да по площадям городов…». Поэтому такое понятие, как «дурак» является центральным в данных текстах, так как именно из него вырываются нити искренности и правды, связывающие все имена в единое целое, наполняя их родственными токами и духовно-поэтической энергетикой. Аналогично у Б.Гребенщиков в песне «Никита Рязанский» проявляется образ олицетворения праведной силы, богатырской удали и веры в Бога, а само имя Никиты укорено в пространстве исконно русского: «Никита Рязанский строил город, и ему не хватило гвоздя, /Никита Рязанский протянул ладони и увидел в них капли дождя…».

Эпический образ «дурака» в песне несёт в себе магические токи, без которых сознание русского человека существовать не может. Это и является основой для рождения незамутнённого рассудка, для которого не существует противоречия души и сердца, что формирует целостность ощущения жизни. Однако данная гармония человека вступает в противоречие с реальной действительностью, соответственно, на этом изломе рождается романтическое противостояние «дурака» и «умного мира». Неслучайно  М. Горький писал: «Герой фольклора – «дурак», презираемый даже отцом и братьями, всегда оказывается умнее их, всегда победитель всех житейских невзгод».

В строках песни Е.Летова: «Ходит дурачок по лесу/ Ищет дурачок глупее себя…» ситуация «метафизического покоя» скрыта в семантике фразы «ходит дурачок», так как процесс движения реализован с помощью глагольной формы - «ходит» и даже указано место направления - «лес», который ассоциативно относится к понятию «тёмный», а само движение растворено в бессознательном. Здесь герой уже не просто «ходит», он «ищет». В этой форме и скрывается фраза «метафизического бунта»- восстания человека против своего удела и против всего мироздания.  В песне также присутствует образ леса, который обладает магической, сакральной семантикой, заставляя человека выбирать между добром и злом, правдой и ложью, жизнью и смертью. Поэтому территория леса - это зона самоопределения, выбора, который высвечивает качественные стороны сознания героя. Таким образом, происходит  становление символа великого русского экзистенциального путешествия по бескрайним просторам пустоты, наполненной мученическими токами, через которые герою предстоит пройти.

В строках песни «Буду пух глотать,/ Буду в землю нырять/ И на вопросы отвечать: "Всегда живой!"» рассматривается образ земли и неба как основ мироздания. Земля, как правило, ассоциируется с мирским и греховным началом, а небо - с космическим и духовным. Поэтому в данной поэтической системе оформляется противоречие, раскрывающееся через принципы обратной символики - земля приобретает свойства небесного и наоборот. Здесь воплощается ситуация вечного притяжения, слияния первооснов. Соответственно, на этих весах и реализуется динамика рождения и смерти гармонии и истинного поэтического начала.

 В других строках песни: «Зубчатые колёса завертелись в бошке,/ В промокшей бошке, /Под бронебойным дождём» прослеживается образ- символ реки и шире - водной стихии. Вода - это символ вечности, у которой нет ни начала, ни конца. Поэтому при соприкосновении с данным измерением лирический герой чувствует ответственность перед собой и перед всем сотворённым и существующим. Герой, носящий в себе дар и боль стремления к познанию, обладает особым зрением, ведь он не просто видит, он зрит. Одновременно с этим, река и вода являются олицетворением динамики жизненной энергии и временного вектора, то есть, символа времени, который отмеряет отрезки человеческой жизни. Также данные слова песни могли быть взяты из новеллы японского писателя Рюноскэ Акутагавы «Зубчатые колёса»,  в которой рассказывается о неком писателе, медленно, но верно сходящем с ума, одержимом и своим безумием, выраженном в паранойе и частых галлюцинациях: "Мало того, в поле моего зрения я заметил нечто странное. Странное? Собственно, вот что: беспрерывно вертящиеся полупрозрачные зубчатые колеса. Это случалось со мной и раньше. Зубчатых колес обычно становилось все больше, они наполовину заполняли мое поле зрения, длилось это недолго, вскоре они пропадали, а следом начиналась головная боль - всегда было одно и то же…" и страхом перед сумасшедшим домом, где страшится окончить дни. Здесь также описываются потайные знаки смерти, которые человек может увидеть вокруг себя, приближаясь к трагическому финалу своей жизни.

В строках песни: «Светит солнышко и ночью и днём/ Не бывает атеистов в окопах под огнём» есть образ солнца – символа  непоколебимой, праведной надежды на долгое терпение и силу духа, чтобы достойно перенести все испытания, выпавшие на  долю лирического героя. Ведь солнце – это дар Божий, образ живого, магического, поэтического слова, а слово является зерном, которое питается солнечной энергетикой, а затем дарит людям семена добра и духовности.

В строках: «Моя мертвая мамка вчера ко мне пришла,/ Всё грозила кулаком, называла дураком» можно увидеть намёки подсознания через видение умерших родственников, а также аллюзию к русской народной сказке «Вещий сон», в которой Иван – купеческий сын женится на Елене Прекрасной, пройдя перед этим все опасности и испытания, увиденные им во сне. Можно сказать, что все это подводит нас к финальным строкам песни: «Добежит слепой, победит ничтожный/ Такое вам и не снилось».Эти слова и есть отсылка к жизни «Ивана-дурака» - героя русских народных сказок, который является хозяином своей жизни, который всегда влюблён в неё. И хотя неудачи преследуют героя, но все же не могут догнать из-за его природной смекалки. Иван- дурак не глупый, он наделён высшим умом, который заключён не в плутовстве, а в мудрости, знающей истинную цену всякой фальши, поэтому герой и обладает благородной, широкой, открытой русской душой.

Таким образом, «дурак» у Е. Летова, это герой-поэт, вольный певец, стремящийся обрести душевный покой: «А сегодня я воздушных шариков купил,/ Полечу на них над расчудесной страной», предстающий перед нами как герой  песни К. Кинчева, который «По земле сказки собирал, но ближе к солнцу не стал/ Ох, тропинки-песенки/ Прямо по земле к небесам!».

«Дурак» у Е.Летова в конце-концов стремится победить, уйти в иной  мир, который не способен осознать простой человек. Возможно, этот мир имеет сходство с миром из песни «Город золотой», входящей в репертуар Б. Гребенщикова: « Кто любит, тот любим ,кто светел, тот и свят/ Пускай ведет звезда тебя дорогой в дивный сад». Ведь исходя из текста песни "город золотой"- очевидный аналог одновременно Эдема и Царства Божия, а в Евангелии сказано: "Не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: "Вот, оно здесь", или "вот, там". Ибо вот, Царствие Божие внутри вас".

 

Список литературы:

1.Акутагава Р. Зубчатые колёса. Гиперион, 2002.

2.Бараг Л.Г. Русские народные сказки А.Н. Афанасьева. Наука, 1984.

3.Гребенщиков Б. Песни (сборник). Литагент, 2013.

4.Кинчев К. Солнцеворот. Эксмо, 2001.

5.Летов Е. Стихи. Выргород, 2011.