Обеспечение экономической безопасности государства путём осуществления контроля в сфере государственных закупок
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №27(78)
Рубрика: Экономика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №27(78)
Обеспечение экономической безопасности государства путём осуществления контроля в сфере государственных закупок
Сегодня, в условиях слабого роста экономики России, одним из ключевых резервов для достижения её стабильного развития, является повышение эффективности и увеличение качества работы государственных органов.
Являясь крупнейшим хозяйствующим субъектом, государство обязано выполнять все свои функции с использованием наименьшего объема денежных средств и прочих ресурсов. Эта задача является ключевой при выстраивании эффективной экономической системы в стране.
Определяющим фактором для достижения поставленных целей в данном аспекте деятельности государства, является сложившаяся система осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд. Важнейшей составляющей, характеризующей современную контрактную систему в сфере закупок, является качественный контроль за всеми ее участниками.
В современной экономике, доля государственных расходов на закупки является значительной расходной частью бюджетов. В нынешних условиях, важность создания эффективного механизма в системе контроля государственных закупок сложно переоценить. Только в 2018 году в рамках Федерального закона Российской Федерации от 05.04.2013 № 44-ФЗ (далее по тексту — Закон о контрактной системе) государственными заказчиками заключено около 4 млн контрактов на сумму более чем 8,3 трлн рублей, информация по которым размещена в единой информационной системе в сфере закупок [4].
Контроль в сфере государственных закупок должен защищать и обеспечивать права участников контрактной системы, выполнять контрольные функции органов государственной власти, гражданского общества, хозяйствующих субъектов. Система контроля государственных закупок, совместно с законодательными решениями, выступает эффективным инструментом обеспечения экономической безопасности государства, т.к. выявляет и исправляет ошибки и нарушения, допускаемые участниками контрактной системы, в том числе и криминального характера.
Коррупционная направленность нарушений в сфере государственных закупок создает угрозу экономической безопасности. Количество правонарушений, выявляющихся в этой области, является весьма значительным.
Так, согласно данными Минфина России [3] при проведении плановых проверок в отношении закупок, осуществляемых в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, выявлено 10 525 процедур с нарушениями. Всего выявлено 15 598 нарушений, в том числе:
• нарушения в части размещения информации в единой информационной системе в сфере закупок (4 365);
• нарушение порядка выбора способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (555);
• нарушение порядка отбора участников закупок (856);
• нарушение в части установления требований в документации о закупках, влекущие ограничение количества участников закупок (1 371);
• нарушение порядка заключения контракта или неправомерное изменение его условий, а также заключение контракта с нарушениями объявленных условий закупок (292).
По результатам проведения проверок выдано 2 838 предписаний об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок. Кроме того, за 2018 год органами прокуратуры Российской Федерации выявлено 11 974 нарушения законов при осуществлении закупок для государственных и муниципальных нужд (в сфере противодействия коррупции) [2].
Большое число нарушений свидетельствует о недобросовестности заказчиков и поставщиков, а также о наличии теневого сектора, что заставляет усиливать контроль в сфере государственных закупок.
Целями контроля в сфере закупок являются:
• повышение эффективности и результативности осуществления закупок;
• обеспечение гласности и прозрачности осуществления закупок;
• предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере закупок;
• предотвращение и пресечение нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг.
При проведении контрольных мероприятий, призванных к исследованию и нейтрализации коррупционных схем, выделяется три стадии процесса государственного заказа.
- Подготовительная (до торгов);
- Основная (торги);
- Завершающая (после торгов)
На подготовительной стадии проблемы связаны с установлением не справедливых критерий отбора, при формировании закупочной документации, когда выполнить условия может лишь сильно ограниченный круг лиц, что приводит к отсутствию конкуренции на торгах. При проведении торгов, конкуренция также может ограничиваться путём предвзятой оценки заказчиком потенциальных поставщиков, не входящих в круг его личных интересов. На завершающей стадии, риски связаны с отсутствием фактического исполнения контракта или наоборот с отсутствием надлежащей оплаты.
Ревизии и проверки уполномоченных органов в рамках осуществления контроля, выявляют следующие основные нарушения:
- Недобросовестное обоснование начальной максимальной цены, что приводит к несоответствию цен рыночным;
- Ограничение конкуренции, путем установления необоснованных характеристик в техническом задании;
- Необоснованное отклонение участников;
- Необоснованный допуск участников;
- Несоответствие товара, работ или услуги условиям заключенного контракта.
Все эти нарушения могут являться доказательством коррупционной деятельности должностных лиц заказчика. Проверяя законность и целесообразность действий заказчика, контроль в сфере государственных закупок пресекает злоупотребления и нарушения, ведущие к нецелевому расходованию бюджетных средств. Таким образом, контроль в сфере государственных закупок способствует созданию условий для финансовой стабилизации.
Исходя из этого, контроль в сфере государственных закупок, осуществляемый за деятельностью комиссий по осуществлению закупок, контрактных служб, как со стороны органов государственной власти, так и со стороны общества создает необходимые условия для улучшения и развития системы государственных закупок, в том числе:
• повышение конкуренции;
• борьба с коррупцией;
• повышение прозрачности формирования начальной цены контракта исходя из адекватных рынку цен.
Таким образом, осуществление контроля в сфере государственных закупок нацелено на повышение эффективности расходования бюджетных средств, а также на обеспечение экономической стабильности и безопасности функционирования органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Экономическая безопасность в сфере государственных закупок направлена на положительную динамику ее развития с точки зрения основных принципов современной экономики: конкуренции, прозрачности, справедливости и честности ведении бизнеса.
Безусловно, государство постоянно вынуждено принимать меры по обеспечению всех этих принципов. Однако на сегодняшний день этих мер недостаточно. Но все-таки, следует отметить, что совершенствование системы государственных закупок Российской Федерации является приоритетной задачей руководящих органов страны.
Преобразования в области правового регулирования контрактной системы, является одним из важнейших факторов ее бесперебойного и эффективного функционирования. Однако на современном этапе развития экономики, одной из ключевых особенностей развития сферы государственного заказа является ее интеграция в электронное пространство. Перенос проведения всех конкурентных процедур на специализированные электронные торговые площадки, а всей отчетности и информации о контрактах в единую информационную систему, безусловно облегчает и делает абсолютно прозрачным контроль за действиями заказчиков и поставщиков.
Для дальнейшего совершенствования контрактной системы в сфере закупок, необходим системный подход к проведению реформ, позволяющий комплексным образом влиять на деятельность всех ее участников, в том числе и по направлению контроля.
Таким образом, определение роли контролирующих органов в сфере закупок позволяет обозначить основные направления по совершенствованию всей контрактной системы, что обеспечит проведение желаемых преобразований для достижения эффективного расходования бюджетных средств, недопущение злоупотреблений в данной сфере, максимальное удовлетворение потребностей государственных заказчиков в качественном товаре, и в конечном итоге приведет к повышению уровня экономической безопасности функционирования государства.