Формирование норм и правил у детей старшего дошкольного возраста в коллективе сверстников
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №22(73)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №22(73)
Формирование норм и правил у детей старшего дошкольного возраста в коллективе сверстников
В настоящее время большое значение имеет проблема нравственного воспитания детей. Именно в дошкольном возрасте происходит формирование личности человека. Нравственное развитие происходит благодаря целенаправленному воспитанию, ознакомлению ребенка с нормами и правилами поведения в общественной жизни, в процессе общения с окружающими. По данным исследований 21 в. Большинство детей дошкольного возраста имеют такие качества, как эгоизм, недружелюбие, замкнутость, грубость, отсутствие умения трудиться и общаться как со своими сверстниками так и со взрослыми.
Формирование представлений о нормах и правилах поведения необходимо влиять на отношения со сверстниками, родителями детей, помогая ориентироваться в окружающей среде. Поэтому воспитания культуры поведения является важной частью воспитательного процесса. Большое внимание нравственному воспитанию уделяли современные педагоги психологи, такие как О. С. Богданова, Л. Р. Болотина, М. А. Белова, Е. Е. Павлова, изучением культуры поведения занимались А. М. Виноградова, А. Н. Леонтьева, Т. М. Марвина, В. Г. Нечаева, С. В. Петерина и другие.
В ФГОС ДО говориться о том, что содержание образовательной работы должно обеспечивать целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе норм и правил поведения в интересах человека и общества, должно обеспечивать формирование общей культуры личности детей, в том числе нравственных качеств: инициативности, самостоятельности, ответственности ребенка[3].
В соответствии с ФГОС ДО социально-коммуникативное развитие направленно на усвоение норм и ценностей привитых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, развития общения и взаимодействие ребенка со сверстниками, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения, чувства принадлежности к сообществу детей. Нравственное воспитание – целенаправленный процесс приобщения детей моральным ценностям человечества и конкретного общества. Результатом нравственного воспитания является появление и утверждения в личности определенного набора нравственных качеств. Чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих. Составной частью нравственного воспитания является культура поведения с учетом возрастных особенностей.
С.В. Петерина писала - «Понятие «культура поведения дошкольников» можно определить как совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности» [2, С.6]. В составе культуры поведения С.В. Петерина выделила следующие компоненты: культура деятельности проявляется у ребенка во время занятий, в игре, при выполнении трудовых поручений; культура общения проявляется во всех формах взаимодействия ребенка с взрослыми и детьми; культурно-гигиенические навыки соблюдение которых укрепляет здоровье, демонстрирует уважение к окружающим, а также способствует приятным взаимоотношениям детей и взрослых.
С. А. Козлова, Т. А. Куликова говоря о культуре поведения, выделили понятия «нравственная норма», «нравственное правило». Козлова С. А., Куликова Т. А писали – «и правило, и норма – это установленный порядок действий, отношений. Но правило имеет частный и более узкий смысл. Норма носит более обобщенный характер, она характеризует общую направленность отношений и поведения и конкретизируется в правилах» [1]. Всё чаще педагоги стали сталкиваться с нарушениями в сфере общения, а также с недостаточным развитием нравственно-эмоциональной сферы детей. Лучшим другом современного ребёнка являются телевизор или компьютер, а любимыми занятиями – просмотр мультфильмов, компьютерные игры. Дети стали меньше общаться с взрослыми и друг с другом. Между тем живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками палитру их ощущений. Ребёнок, который мало общается с детьми и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвлённым и отвергнутым, что может привести к эмоциональному неблагополучию: снижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости, формированию тревожности или, наоборот, к чрезмерной агрессивности поведения. Доминирование такого отчуждённого отношения к сверстникам вызывает естественную тревогу, поскольку оно не только затрудняет общение дошкольников, но и в дальнейшем может принести массу всевозможных проблем. Отношения остро переживаются ребенком и окрашены массой разнообразных эмоций. Именно разные формы общения во многом определяют дальнейшее их развитие и влияют на личность ребенка. Детский коллектив – детская группа, в которой создается система высоконравственных и эстетически воспитывающих общественных отношений, деятельности и общения, способствующая формированию личности и развитию индивидуальности каждого его члена[4]. Для формирования норм и правил в коллективе сверстников нами был разработан комплекс мероприятий. Осуществлялась реализация комплекса осуществлялась поэтапно:
На первом этапе мы формировали у детей старшего дошкольного возраста представления о способах общения со сверстниками.
На втором этапе мы формировали у детей взаимодействия между детьми в решении проблемных ситуациях.
На третьем этапе мы осуществляли применение норм и правил поведения в самостоятельной деятельности.
Использовали занятия: «Культура поведения» цель: развивать эмоциональный мир детей, учить управлять своими эмоциями, воспитывать культуру общения. «Зачем нужны правила» цель: вызвать у детей желание соблюдать правила поведения.
Беседы: «Об уступчивости» цель рассмотреть с детьми различные ситуации. Обсудить, какие качества проявляют их участники (взаимное уважение, доброта, взаимопомощь, сострадание, жалость, сопереживание). «Учимся общаться со сверстниками» цель: обогащать опыт общения детей, знакомить с различными моделями поведения.
Игры: Д/и «Что такое хорошо, что такое плохо» Цель: развивать умение оценивать поступки детей, воспитывать желание поступать хорошо. Р/и «К бабушке в деревню» П. цель: воспитывать у детей умения играть дружно, приходить на помощь другу, вежливо обращаться за помощью, благодарить за ее оказание. И. цель: придумать сюжет игры по обязанностям на хозяйственном дворе. Д/и «Добро - зло» Цель: развивать умение оценивать поступки детей, воспитывать желание поступать хорошо. Д/и «Я могу быть уступчивым» Цель: объяснить, как важно в любой совместной деятельности уступать друг другу, применяя специальные этикетные стереотипы: советы, извинения, согласие, одобрение. Р/и «Теремок» П.цель: воспитывать любовь к сказкам и чувства сопереживания их героям и готовность всегда прийти на помощь. И. цель: поставить спектакль с использование кукольного театра «Теремок», придумать что-то свое. Р/и «Аптека доктора Пилюлькина» П.цель: закрепить у детей следующие этические нормы поведения: доброжелательность, чуткость, отзывчивость. Формирование умений проявлять инициативу умение договариваться при распределении ролей игрового оборудования, способность совместно планировать сюжет игры, договариваясь со сверстниками. И. цель: создать аптеку для зверей, чтобы их вылечить.
Мастерская: Изготовление детьми ромашки «Правила поведения» Цель: Создать условия для формирования у детей представлений о «доброте», «дружбе», «взаимопомощи», «справедливости», «трудолюбии». Приучать детей выражать своё отношение к поступкам сверстников, правильно оценивать свои поступки и поступки товарищей. «Мастерская книги» Цель: Учить правильно, отвечать на вопросы, пользоваться правильно ножницами, клейкой лентой. Развивать правильно грамматическую речь, способность к сопереживанию, память, мышление, мелкую моторику. Формировать интерес и любознательность к книгам. Воспитывать аккуратность, дружеские взаимоотношения. Мастерская «Юные модельеры» Цель: Формирование позитивных установок к результатам труда, расширение представлений о разнообразии тканей и их использовании в швейном производстве. Воспитывать интерес и желание познавать новое, самостоятельно искать пути решения задач; формировать умение ответственно относиться к порученному заданию, работать в коллективе.
Выставки: «Подари улыбку» Цель: Учить детей разным способам и формам выражения радости и хорошего настроения. «Портрет моего друга» Цель: формировать интерес к портретной живописи, как одному из жанров изобразительного искусства, воспитывать дружеские взаимоотношения в группе. «Эмблема дружбы» цель: обобщить знания детей о дружбе, воспитывать доброжелательное отношение к людям, формировать положительные дружеские взаимоотношения со сверстниками, побуждать их к добрым поступкам. Развивать добрые чувства, эмоциональную отзывчивость. Учить оценивать поступки с позиции нравственных представлений.
Анализ результатов показал эффективность формирования норм и правил поведения в коллективе сверстников у детей старшего дошкольного возраста. Разработанный комплекс мероприятий может оказать помощь воспитателю детского сада в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста.