Статья:

Имитационная модель ленточного конвейера

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №21(72)

Рубрика: Технические науки

Выходные данные
Серегин А.А., Греков Э.Л., Сурков Д.В. Имитационная модель ленточного конвейера // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 21(72). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/72/54346 (дата обращения: 28.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Имитационная модель ленточного конвейера

Серегин Артём Алексеевич
студент, Оренбургский государственный университет, РФ, г. Оренбург
Греков Эдуард Леонидович
канд. техн. наук, доцент, Оренбургский государственный университет, РФ, г. Оренбург
Сурков Дмитрий Вячеславович
канд. техн. наук, доцент, Оренбургский государственный университет, РФ, г. Оренбург

 

Ленточный конвейер – транспортирующее устройство непрерывного действия с объединённым грузонесущим и тяговым органом в виде замкнутой (бесконечной) гибкой ленты. Движение ленты осуществляется по жестко закрепленным роликовым опорам при этом груз, лежащий на ленте, находится в неподвижном состоянии. Основными достоинствами ленточного конвейера являются: простота конструкции, низкая энергетическая затратность, высокая надежность высокая производительность и скорость перемещения грузов. Благодаря этому, ленточные конвейеры приобрели широкое применение в различных областях промышленности – химической, горнодобывающей, пищевой, в сельском хозяйстве и многих других. С помощью ленточного конвейера можно перемещать грузы различного типа на любые расстояния и под различными углами наклона.

Несмотря на простоту конструкции в ленточных конвейерах существуют следующие проблемы [1]:

1) особенности пуска длинных конвейеров;

2) сход ленты в сторону;

3) пробуксовка ленты;

4) износ ленты;

5) заклинивание ленты.

При обучении студентов электротехнических направлений на практических занятиях по исследованию электропривода, системы автоматики, удобно использовать компьютерную (имитационную) модель, на которой можно оперативно изменить технические параметры и получить те или иные статические и динамические характеристики.

В данной статье рассматривается имитационная модель ленточного конвейера в системе MATLAB, построенная на основе метода конечных элементов. Вся длина ленты разбивается на равные участки для которых рассчитываются силы сопротивления.

Приводная станция устанавливается в конце рабочего участка. Это позволяет разгрузить последующую холостую ветвь конвейера от больших натяжений рабочего участка. Соответственно, натяжная станция устанавливается в противоположном конце. В конвейере присутствуют несколько рабочих участков такие как, прямолинейные (наклонные) и изгиб.

Силы сопротивления движению на прямолинейных участках [2]:

H,                                                                                               (1)

где – ускорение свободного падения;

 масса участка конвейера (уравнение 2, 3);

 результирующий коэффициент сопротивления движению;

 угол наклона к горизонту участка.

Силы сопротивления движению на участках изгиба:

H,                                                                                                      (2)

где  –  коэффициент сопротивления от изгиба тягового элемента;

 – набегающая точка на участке изгиба;

 – сила на участке изгиба;

 – коэффициент трения в подшипниках;

 – диаметр вала барабана;

 – диаметр барабана.

Расчетное результирующее усилие на прямолинейных участках трассы:

H.                                                                   (3)

Масса 1 м транспортируемого груза в соотношении с заданной производительностью:

кг/м,                                                                                                         (4)

где  – производимость.

Массы участков конвейера:

, кг;                                                                                                              (5)

, кг.                                                                                                       (6)

По уравнениям 1 – 6 была разработана имитационная модель элемента одного прямолинейного участка (рисунок 1). 1 –моделирование статических режимов были использованы (реализованы) уравнения 5, 6. 2 – моделирование динамических режимов, использовали расчетную суммарную массу и умножали на ускорение. 3 – «Fcn» – блок общего выражения, в котором было реализовано уравнение 1.

 

Рисунок 1. Реализация уравнений в программном пакете Matlab/Simulink

 

Построим модель ленточный конвейер, состоящих из 6 прямолинейных участков и 6 участков изгиба (рисунке 2). Лента конвейера была разбита на 24 равных участка, т.е. 12 в верхнем участке с грузом и 12 в нижнем. Силы сопротивления для каждого участка рассчитываются по структурной схеме, аналогичной рисунку 1.

 

Рисунок 2. Модель ленточного конвейера

 

На рисунке 3 представлена общая схема модели ленточного конвейера. В модели ленточного конвейера используются 6 коэффициентов изгиба (Ku1-Ku6) согласно уравнению 3.

 

Рисунок 3. Общая схема модели конвейера в программном пакете Matlab/Simulink

 

Модель электропривода ленточного конвейера представлена на рисунке 4. Асинхронный двигатель «AD 0,12 Kw» питается от трехфазного источника напряжения «Three-Phase Source». Скорость вращения двигателя через коэффициент приведения «Кприв2» подается на вход модели конвейера «Subsystem». Модель рассчитывает силу набегающей и сбегающей точки приводного барабана. Разница сил через коэффициент приведения «Кприв1» приводим к валу двигателя и подаем в качестве нагрузки на двигатели:

;                                                                                               (6)

, м/с.                                                                                (7)

 

Рисунок 4.Имитационная модель ленточного конвейера

 

Технические данные моделирования: производительность конвейера  скорость   масса одного метра ленты  углы обхвата приводного барабана  и натяжного барабана  длины и углы наклона к горизонту участку м; радрадрадрад; допустимое ускорение м/с2.

Принимаем значение коэффициентов трения и сопротивления движению [2]: .

Параметры двигателя: номинальная мощность кВт, частота Гц, номинальное напряжение В, номинальный ток А и номинальная частота вращения об/мин.

На рисунках 5 и 6 представлены ступенчатые графики эпюр натяжений ленточного конвейера с грузом и без груза при установившейся скорости. На рисунке 7 представлена эпюра в момент разгона.

 

Рисунок 5. Ступенчатый график эпюры натяжения ленты без груза

 

Рисунок 6. Ступенчатый график эпюры натяжения ленты с грузом

 

Рисунок 7.Ступенчатый график эпюры при разгоне

 

На 1 – 2 участке видно увеличение нагрузки, 3 – 4 нагрузка падает из-за наклона. Самые большие нагрузки 7 – 16 происходят на подъеме конвейера. Когда с грузом 7 – 16 нагрузка становится еще больше.

 

Список литературы:
1. Серегин, А. А. Задачи автоматизации ленточного конвейера [Элек-тронный ресурс] / Серегин А. А., Греков Э. Л., Шелихов Е. С. // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры : материалы Всерос. науч.-метод. конф. (с между-нар. участием), 23-25 янв. 2019 г., Оренбург / М-во науки и высш. образования Рос. Федерации, Федер. гос. бюджет. образоват. учре-ждение высш. образования "Оренбург. гос. ун-т". - Электрон. дан. - Оренбург : ОГУ,2019. - . - С. 3395-3399. . - 5 с.
2. Ключев В.И., Терехов В.М. Электропривод и автоматизация обще-промышленных механизмов: Учебник для вузов. – М.: Энергия, 1980. – 360 с., ил.