Статья:

Эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами природы

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №21(72)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Малоок И.Ю. Эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами природы // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 21(72). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/72/53687 (дата обращения: 28.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами природы

Малоок Ирина Юрьевна
студент, Оренбургский государственный педагогический университет, РФ, г. Оренбург

 

Аннотация. В статье описывается особенности эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста средствами природы.

 

Ключевые слова: эстетическое воспитание, дети старшего дошкольного возраста, природа.

 

В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания в старшем дошкольном возрасте. И это далеко не случайно, т.к. именно в этом возрасте происходит  интенсивное формирование духовно богатой, гармоничной и всесторонне развитой будущей личности. Такое развитие зависит от успешной реализации воспитательных задач, среди которых эстетическое воспитание играет особую роль.

Эстетическое воспитание, по определению Н.А. Ветлугины, это развитие способности воспринимать, понимать, чувствовать прекрасное в искусстве и жизни, как воспитание стремления самому участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты, как приобщение к художественной деятельности и развитие творческих способностей [1, с.38].

В старшем дошкольном возрасте значительным средством эстетического воспитания служит родная природа, которая особенно глубоко оценивается в детстве и остаётся навсегда в наших мыслях, чувствах  и в душе человека. Умение существовать в гармонии с природой, с окружающей средой следует начинать как можно раньше. Т.к. истинная красота заложена в природе, поэтому и задача воспитателя состоит в том, чтобы помочь ребенку увидеть её.

Любовь к природе воспитывается с дошкольного возраста, именно в этот период необходимо прививать детям любовь к красоте, гармонии, единству, которые царят в ней.

Наблюдение за окружающей нас действительности оказывает огромное влияние на всестороннее развитие личности детей. У ребёнка в процессе наблюдения за природой включаются все анализаторы:

  • слуховой – помогает ребёнку слышать шелест листьев, как дует ветер, шум дождя;
  • зрительный – ребёнок видит цвет и размер исследуемого объекта;
  • вкусовой – помогает ребёнку различить вкус родниковой и морской воды;
  • осязание для ребёнка это вторые глаза, помогает ребенку различить температуру воды, чувствовать все шероховатости коры деревьев.

В работе по эстетическому воспитанию средствами природы с детьми старшего дошкольного возраста, воспитатель должен знать особенности этого возраста. Именно в этом возрасте  у детей  наблюдается большое стремление к независимости и самостоятельности, потому что дети все хотят увидеть, всё открыть самим, почувствовать. Этот интерес побуждает детей к активной деятельности.

Методы эстетического воспитания многообразны. Они находятся  зависимости от многочисленных обстоятельств: от возраста ребенка, от объёма и качества информации, от форм организации и видов деятельности. Значительную роль играют степень подготовки, профессионализм и способностей воспитателя.

Педагогическая наука и практическая деятельность устанавливает несколько наиболее результативных методов, содействующих развитию у ребёнка эстетических чувств, практических действий, взаимоотношений и мнений. Проанализировав литературные источники, остановимся на следующих методах:

  • метод побуждения к сопереживанию, эмоционально-положительной отзывчивости на прекрасное и негативное отношение к безобразному в окружающем нас мире. Эстетические переживания постоянно связаны с моральными проявлениями. Целостность морального и эстетического считается важной характерной особенностью формирования личности ребёнка. Доказывать необходимо не только путём непосредственного воздействия прекрасного в искусстве, мире, быту, природе. Однако необходимо влиять словом на сознание ребёнка, притягивая его к практическим действиям. Как говорил Д.Б. Кабалевский «Прекрасное пробуждает доброе»
  • метод убеждения, направлен на формирование эстетического восприятия, оценки, первоначальных проявлений вкуса. Отличительная черта метода убеждения согласно эстетическому воспитанию заключается в том, что применять его можно только тогда, когда воспринимаемое явление – прекрасно.
  • метод приучения, упражнения, направлен на приобретения навыков культуры поведения. Этот метод требует многократного повторения, что позволяет успешнее добиться необходимых результатов. Дошкольник  должен научиться вслушиваться, всматриваться, оценивать прекрасное и в соответствии с этим активно действовать.
  • метод проблемных ситуаций подталкивает к творческим и практическим действиям.
  • метод непосредственных наблюдений, применяемый согласно к искусству как области эстетического воспитания, сопряжен не только с целенаправленным отбором художественных ценностей, однако и с ориентацией эстетических переживаний ребёнком данных ценностей. Здесь предпочтительную роль имеет теоретическая форма эстетического воспитания [3, с.96].

В целом лишь только совокупность различных методов может обеспечить полноценное эстетическое и всестороннее развитие у детей старшего дошкольного возраста.

Работа согласно эстетическому воспитанию весьма многогранна и непосредственно связана абсолютно со всеми сторонами воспитательного процесса. От воспитателя во многом зависит, каким станет в будущем маленький человек, который находится весь в его руках. Формирование эстетической культуры воспитанников мы будем вести посредством интегрированных занятий, работая в кружке.

В кружке по экологии дети будут узнавать большое количество увлекательного о природе и, в частности, и о природе родного края. В течении года согласно плану кружка мы будем проводить работу на участке детского сада, озеленять дворик, создавать красоту собственными ручками. А осенью совместно с родителями проводить  эстафету «Собери урожай»; конкурс «Чудеса с обычной грядки»; выставку «Овощной переполох» и т.п.

Взаимодействие с природой, методично верно организованная деятельность, эстетическое понимание явлений природы готовы обеспечить эстетическое развитие детей, а это много означает для всестороннего формирования личности, которая объединила в себе нравственную чистоту, духовное богатство и физическое совершенство.

Обучить дошкольника наблюдать  красоту родной природы, вглядываться в неё, приобрести умения общения с ней поможет метод целевых экскурсий в природу. Экскурсия предоставляет хороший материал для воспитания эстетических чувств, материалистического мировоззрения, диалектического представления, экологических связей, единства и целостности природных комплексов.

Эффективным приёмом развития морально-эстетического взаимоотношения к природе является постановка проблемных ситуаций во время экскурсий. Познавательные ситуации больше предполагаются воспитателем. К примеру, он демонстрирует картину: на заснеженной лесной поляне – следы зайца, лисы, заметны норки в снегу,  обгрызенные шишки и т.д.

Ставятся вопросы, которые животные здесь побывали? Что о них можно сказать по этой картине? К ответу ребята подготовлены, так как на предыдущих упражнениях они приобрели необходимые знания. Знания о природных явлениях, приобретённые на экскурсиях, прогулках, экскурсиях, углубляются, расширяются на художественно-речевых занятиях. Предыдущая практика живого общения с природой предоставляет ребёнку вероятность легче осмыслить, эмоционально воспринять рассказ, стихотворение, сказку, стимулируют показать собственный подход к ним. Слушая о наблюдаемых явлениях природы, ребёнок сравнивает действительность и художественные образы, ярче ощущает красоту природных явлений.

Эстетическое отношение, под влиянием природы, формирует у ребёнка образное мышление и эстетические суждения, то есть прививаются привычки, вкус, манеры и мировоззрение.

В ДОУ создаются уголки природы, для наблюдения и ухода за живыми растениями, которые формируют эстетическое восприятие и отношение, умение создавать красивому самому и приучать к активной деятельности.

Взаимодействие с природой, методически грамотно организованный труд, эстетическое восприятие явлений природы готовы гарантировать эстетическое формирование детей старшего дошкольного возраста, а это много означает для всестороннего развития личности, которая объединила в себе внутреннее богатство, нравственную красоту и физическое совершенство.

 

Список литературы:
1. Ветлугина Н.А. Эстетическое воспитание в детском саду: учебное пособие / Н. А. Ветлугина. 2-е изд., Перераб. и добавить. М.: Просвещение, 2015.  С. 207.
2. Дубровская Е.А. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / под ред. Е.А. Дубровской, С.А. Козловой.  М.: Издательский центр «Академия», 2012. С. 256.
3. Козлова С. А., Куликова Т. Д. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие на завод. По средам, пед. исследования. учреждения, 2-е изд., перераб. и добавить. / Козлова С.А., Куликова Т.Д. М .: Издательский центр "Академия", 2017. С. 416.