Использования психологических типов в адаптивном процессе обучения
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №17(68)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №17(68)
Использования психологических типов в адаптивном процессе обучения
Введение
Важнейшая задача любого учебного заведения заключается в повышении эффективности учебного процесса.
От оптимальности проведения теоретических и практических практик, а также адаптивной подачи изучаемого материала студентам зависит то, какой уровень усвояемости будет достигнут.
Существует ряд факторов, влияющих на эффективность процесса обучения студентов в вузах.
Основными аспектами эффективности обучения являются: соответствие программ обучения настоящим и будущим потребностям изучаемой дисциплины; правильная формулировка цели обучения; формы и методы, используемые для подачи по обучаемой дисциплине; степень учета особенностей студентов при преподавании и индивидуальная мотивация каждого студента [1]
Репрезентативная система (Р.С.) в рамках данной статьи подразумевает понятие подраздела нейролингвистического программирования преимущественно способом изучения студентом материала дисциплины через его индивидуалистическое восприятие информации о внешнем мире[4].
Целью данной статьи является подтверждение или опровержение выдвинутой нами гипотезы о повышении эффективности учебного процесса в условиях применения адаптивного или изменчивого метода с использованием Р.С. при преподавании дисциплинарного материала студенту.
Субъектом исследования является студент входящий в состав фокус-группы, высшего учебного заведения, достигший сформированного типа репрезентативной системы.
Объектом исследования в данной статье является влияние адаптивного метода обучения в рамках Р. С. на студента высшего учебного заведения (субъекта).
Перед данным исследованием поставлены следующие задачи:
- Определение термина Репрезентативной Системы.
- Определение термина адаптивности в рамках учебного процесса.
- Рассмотрение способов внедрения Р.С. в адаптивном процессе обучения.
- Проведение сравнительного анализа по определению эффективности внедрения Р.С. в адаптивный процесс обучения на фокус-группах.
Таким образом в данной статье мы рассмотрим влияние репрезентативной системы подраздела нейролингвистического программирования раздела психолингвистики на адаптивные формы преподавания преподавательским составом в заведениях высшего учебного образования.
Также в статье приведен сравнительный анализ влияния данного метода на эффективность форм и методов обучения и их зависимость от повышения эффективности обучения. В частности, использование адаптивного или изменчивого (в т. ч. индивидуального подхода к каждому студенту) процесса обучения на основе принадлежности к психотипу личности.
Репрезентативная система
В соответствии с теорией Джона Гриндера и Джудит Делозье, родоначальников дисциплины Нейролингвистического программирования различаются четыре Репрезентативные системы каждого сформированного индивидуума:
- визуальная — опирающаяся, в своей основе, на зрительные образы;
- аудиальная — базирующаяся, на слуховой канал получения информации;
- кинестетическая — опирающаяся, в основном, на обонятельный-осязательный канал информации.
- дискретная (дигитальная) — опирающаяся на субъективно-логическое осмысление человеком сигналов, полученных по трем вышеперечисленным каналам.
Согласно данной теории в зависимости от принадлежности индивидуума к одному из типов Р.С. информация, получаемая из внешних источников, лучше усваивается при ее соответствии Р.С. каждого индивида.
Адаптивный процесс обучения
Адаптивным обучением является педагогическая методология использования различных форм и методов для достижения эффективного индивидуального прогресса в изучении студентом материала по определенной дисциплине. Адаптивный процесс должен обрабатывать индивидуалистические особенности изначального уровня знаний каждого обучаемого, а также отслеживать результаты студента в режиме реального времени. Такой подход должен обеспечивать подбор актуальной подачи материала индивидуально для каждого студента, что в свою очередь может обеспечить эффективную усваиваемость знаний по дисциплине[2].
Оптимизация процесса преподавания должна способствовать снижению малопроизводительных издержек живого труда, а также исключить наличие человеческого фактора и улучшить методологический потенциал профессорско-преподавательского состава. Данный фактор позволит увеличить эффективность процесса обучения в несколько раз за счет автоматизации преподавания и аттестации пройденного материала.
Интеграция Репрезентативной системы в адаптивный процесс обучения
Идея внедрения Р.С. состоит в классификации студентов по типу восприятия и в соответствии с этим типом предоставление им занятий подходящие под их тип восприятия[4].
Таким образом визуалам для лучшего понимания информации важно присутствие визуальной составляющей, таких как образы и схемы, да и наглядность изучаемого материала в целом.
Аудиалы лучше запоминают при неоднократном повторении и проговаривании информации, лекции должны содержать яркие звуковые образы и живой голос, а не монотонную речь.
Кинестетики лучше усваивают материал дисциплины на практике. Для них важно наличие большого количества повторений, в виде физического действия (например, письмо или практическое решение задачи, они лучше учатся на «живых» примерах).
Дискреты воспринимают информацию в качестве теоретических выкладок, в которых нужно логическое мышление для заключения логического итога.
Способ внедрения адаптивного Р.С. заключается в разработке четырех типов преподавания идентичного учебного материала. На данном этапе в связи с закрепленным методом тестовой аттестации не является актуальным использование новых методов проверки усвоенных знаний.
Нами были разработаны 8 уроков под каждый из 4 типов восприятия. Предмет обучения: Основы языка C# и Microsoft .NET. Темы уроков представлены в Таблице 1.
Таблица 1.
Темы уроков, используемых в эксперименте
Урок № |
Тема |
1 |
Введение в язык C# |
2 |
Конструкции языка С#. |
3 |
Типы данных языка C# |
4 |
Основы ООП программирования |
5 |
Операторы потока в языке C# |
6 |
Лямбда функции и делегаты в языке C# |
7 |
Основы Language Integrated Query |
8 |
Введение в Microsoft .NET |
Для каждой темы из таблицы были разработаны 5 типов уроков. Первый тип подразумевал лекции, в исконном их виде. И четыре типа под каждый тип Репрезентативной системы.
Для визуалов, каждый урок основывался на наглядном представлении информации (диаграммах, схемах).
Для аудиалов, акцент делался на устном объяснении материала, приведении и адаптации устных примеров.
Для кинестетиков, были разработаны уроки с упором на практические занятия с написанием кода.
Для дискретов, проводился глубокий математический и логический анализ каждой темы.
Для проверки выдвинутой гипотезы об эффективности Адаптивного процесса с использованием классификации по Репрезентативной Системе, были проведены пробные занятия в фокус-группах.
Для этого были собраны две фокус-группы по 20 человек. Занятия в первой группе проходили с использованием стандартного подхода (лекций).
Вторая фокус-группа была разделена на подгруппы, согласно их типу Р.С., соответственно материал адаптировался для каждой подгруппы индивидуально.
Для верного разделения по четырем типам Р.С. в исследовании использовался БИАС-тест предложенный в 1982 году Lewis B. и Pucelik F. Для выявления ведущего сенсорного признака использовался тест-опросник «Ведущая репрезентативная система» (Л.Д. Столяренко, 2006 г.). [3]
Анализ полученных данных представлен в следующей главе.
Сравнительный анализ
После проведения БИАС-теста фокус группа номер два была разделена на четыре подгруппы, что показано на таблице №2.
Таблица 2.
фокус-группа №2
Количество участников |
Аудиалы |
Визуалы |
Кинестетики |
Дискреты |
20 |
6 |
7 |
4 |
3 |
При подготовке материалов занятий мы потратили в 3 раза больше времени для формирования материала в фокус-группе 2, чем в фокус-группе 1. Однако время усвоения материала студентами этой группы было на 20 процентов ниже чем в фокус-группе 1.
Каждый студент прошел 8 занятий. В фокус-группе 1 использовались традиционные лекции. Фокус группе 2 были предоставлены адаптированные уроки в зависимости от типа их восприятия. После прохождения каждого урока, все участники сдали тест на уровень усвоения материала. Результаты тестирования показаны в таблице №3.
Таблица 3.
Процент успеваемости фокус-групп
Урок |
Процент успеваемости фокус-группы 1 |
Процент успеваемости фокус-группы 2 |
1 |
64,73 |
73,65 |
2 |
63,94 |
69,57 |
3 |
57,85 |
68,99 |
4 |
64,13 |
68,25 |
5 |
66,57 |
71,21 |
6 |
62,59 |
73,46 |
7 |
64,64 |
70,63 |
8 |
66,23 |
77,45 |
Ср. |
63,835 |
71,65125 |
Заключение
Таким образом рассмотрев результаты двух фокус-групп, где студенты занимались в соответствии с задачей каждой группы мы пришли к выводу о том, что внедрение модели Адаптивного метода с использованием Р.С. при преподавании материала дисциплины повышает усваиваемость материала, а также повышает общую эффективность учебного процесса, однако увеличивая затраты на разработку учебных материалов в среднем в 3 раза.