К ВОПРОСУ О КЛАССИФИКАЦИИ ТИПОВ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКИ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ
Секция: 6. Педагогика
XXIV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
К ВОПРОСУ О КЛАССИФИКАЦИИ ТИПОВ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКИ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ
В последние десятилетия в многочисленных философских, социологических, демографических, психологических и педагогических исследованиях прослеживается тревога, связанная с глубоким кризисом института современной семьи, который проявляется в искажении традиционных семейных устоев и традиций семейного воспитания детей. В связи с этим на первый план выступают проблемы воспитания и обучения подрастающего поколения в различных типах семей: «дистантной», невротической, внебрачной, материнской, неполной и др. В работах Д. Видры, Ю.П. Литвинене, З. Матейчека, Г. Фигдора, Р.А. Шепутите, Л.Б. Шнейдер и др. под неполной семьей понимается группа ближайших родственников, состоящая из одного родителя (отца или матери) с одним или несколькими несовершеннолетними детьми.
В исследованиях А.И. Антонова, Д. Видры, В.Н. Дружинина, Н.А. Ефремовой, Д. Журавлева, О.Н. Салмановой, А.С. Сергеевой, Г. Фигдора, А.С. Шмотовой и др. рассматриваются источники возникновения неполных семей, к которым относятся следующие: 1 — потеря одного из родителей по причине трагических случаев (осиротевшая семьи); 2 — распад семьи в процессе развода супругов (распавшаяся семья); 3 — не вступление женщины в брак с отцом ребенка и рождение ребенка вне брака (внебрачная или материнская семья).
В период с 1980 по 1990 гг. основной причиной возникновения неполных семей признавался развод родителей. Начиная с 1995 г., наблюдается стремительный рост числа распавшихся семьей, образовавшихся в следствии развода родителей. Ребенок, как правило, оставался с матерью, а отец становился «воскресным папой». Причинами развода Д. Видра, Ю.П. Литвинене, Р.А. Шепутите, Л.Б. Шнейдер и др. называют: отсутствие у супругов общих интересов и взглядов на жизнь; несовместимость характеров; любовь к другому человеку; измена; алкоголизм и наркомания; отсутствие нормальных материальных и жилищных условий; вмешательство родителей или других членов семьи и т. д.
Согласно исследованиям Д. Журавлева, А.С. Сергеевой и др., увеличение количества неполных семей непосредственно связано со сферой брачно–семейных отношений, а именно: изменением моральных норм в области взаимоотношений полов; распространением добрачных связей; изменением традиционных семейных ролей мужчины и женщины; утратой семьей своей производственной функции; неподготовленностью молодежи к браку; завышенными требованиями по отношению к брачному партнеру; алкоголизмом и наркоманией; утрата семейных традиций и т. д. [1, с. 212].
В современной России и многих зарубежных странах формированию неполных материнских семей способствует рост числа смертности мужского населения трудоспособного возраста. Ее причинами являются: отравление, алкоголизм, наркомания, производственные травмы, инвалидность, военные действия, автомобильные катастрофы, суицид и т. д. Большинство неполных семей испытывают значительные материальные трудности, что привело к росту числа неполных малообеспеченных семей, которые нуждающихся в помощи и поддержке со стороны не только государства, но и ее ближайшего окружения.
В большинстве социологических и психолого-педагогических исследованиях выделяются следующие типы неполных: неполная осиротевшая, неполная распавшаяся, неполная внебрачная (материнская) семья (А.И. Антонов, Д. Видра, Ю.П. Литвинене, З. Матейчек, В.В. Утягулов, Г. Фигдора, О.Х. Хаматова, Р.А. Шепутите и др.). Данная классификация признается традиционной. Помимо названных типов неполных семей, в настоящее время встречается такое понятие, как «монородительская» семья («моно» — один, значит это семья с одним родителем). Выделяются неполные монородительские материнские и отцовские семьи, в состав которых входят: 1 — мать и ребенок (дети), т. е. материнская семья; 2 — отец и ребенок (дети) — отцовская семья (З. Матейчек, Э. Фромм и др.).
В исследованиях Л.Б. Шнейдер приводятся следующие виды неполных семей: с одной брачной парой с детьми и без детей; с одной брачной парой с детьми и без детей с одним родителем; с одной брачной парой с детьми и без детей с одним из родителей супругов; с двумя или более брачными парами, с детьми и без детей, с одним из супругов (или без него) и с другими родственниками ( или без них); состоящие из матери с детьми; состоящие из матери (отца) с детьми; состоящие из матерей с детьми с одним из родителей матери (отца); состоящие из отца с детьми, с одним из родителей отца (матери) [4, с. 112].
В.М. Целуйко предлагает свою классификацию неполных семей: осиротевшая неполная семья - образуется в результате смерти одного из родителей. Потеря близкого человека, конечно же, это страшный удар для семьи, оставшиеся ее члены способны еще более сплотиться и поддержать целостность семейной группы. Родственные связи в таких семьях не разрушаются, а наоборот, сохраняются, устанавливаются более устойчивые и уважительные взаимоотношения со всеми родственниками по линии погибшего (умершего) супруга, которые продолжают оставаться членами данной семьи; неполная (распавшаяся) семья — родители по какой-то причине не захотели или не смогли жить вместе, вынуждены развестись. Для ребенка развод родителей является психологической травмой, обуславливающейся появлением чувства неполноценности, страха и стыда, а также стресса. Поэтому у детей дошкольного и младшего школьного возраста появляется естественное желание и надежда на примирение и воссоединение родителей, восстановление брачных отношений между ними; материнская семья (внебрачная или семья матери–одиночки). В силу различных жизненных обстоятельств зрелая или состоятельная женщина принимает решение родить ребенка, не вступая в брачные отношения с мужчиной (биологическим отцом ребенка), т. е. родить только «для себя», при этом груз ответственности по воспитанию ребенка возлагается на женщину (мать). Это может стать ее желанием скрасить свое одиночество, стремлением удовлетворить потребность в материнстве или рождении ребенка, а также в качестве напоминания о любимом человеке [3, с. 88].
По данным службы государственной статистики РФ, начиная с 1990 года, наблюдается значительный рост числа внебрачной рождаемости. Так, в 1990 годах их доля составляла 10,9 %, в 1995 году она возросла до 15,4 %, в 2001 году — до 23,2 %, а с 2005 года увеличилась до 29,2 %. Сегодня насчитывается примерно 50 % внебрачных детей, воспитывающихся в неполных семьях. Представленные статистические факты упрямо свидетельствуют о росте числа неполных семей в России и о многочисленных проблемах, возникающих в них [1, с. 212].
Особенно остро стоит проблема функционирования неполной семьи как института воспитания и социализации ребенка. В исследованиях А.И. Антонова, Д. Видры, В.Н. Дружинина, Н.А. Ефремовой, Д. Журавлева, З. Матейчека, О.Н. Салмановой, А.С. Сергеевой, В.В. Утягулова, Г. Фигдора, Э. Фромма, О.Х. Хаматовой, А.С. Шмотовой и др. издержки воспитания детей в неполной семье связываются, прежде всего, с негативными экономическими факторами, отражающимися и на ее воспитательной деятельности. Отсутствие одного из родителей в семье может явиться причиной неполноценного, неудачного воспитания и развития ребенка. Дети, воспитывающиеся в неполных монородительских семьях, лишены положительного примера взаимоотношений мужчины (отца) или женщины (матери), что в целом негативно влияет на процесс их социализации и в частности на подготовленность к будущей семейной жизни. Педагогическая наука высоко оценивает показатель идентификации детей со своими родителями, называя его одним из основных критериев эффективного семейного воспитания. При этом ребенок выражает свое принятие нравственных, моральных и идеологических норм и правил поведения родителей. Осуществление обозначенной составляющей воспитательного потенциала семьи в неполной семье деформируется в связи с отсутствием одного из родителей. Так, в материнских семьях мальчики не видят примера мужского поведения, что способствует формированию у него неадекватного представления о ролевых функциях мужчины, мужа и отца. Поведение незамужней женщины в семье во многом обусловлено отсутствием мужчины. Что сказывается и на воспитании девочек в материнских семьях, в которых искажается их представление о ролевых функциях женщины, жены и матери. В неполных отцовских семьях к перечисленным выше проблемам добавляются еще и отсутствие материнской ласки и любви, без которых воспитание детей не может быть полноценным [3, с. 89].
В рамках воспитательной деятельности одному родителю достаточно сложно осуществлять контроль над ребенком и влиять на его поведение. Эффективному семейному воспитанию мешает ряд объективных причин: разрушается привычная триада: «отец-мать-ребенок (дети)», возникает диада отношений «мать (отец)-ребенок (дети); чрезмерная занятость родителя профессиональной деятельностью, уменьшение количества свободного времени, не позволяющие уделять детям должного внимания и т. д. [3, с. 90].
Следующей характеристикой неполной семьи является качество здоровья ребенка. В исследованиях Н.С. Байрамгалиной, Н.А. Ефремовой, О.Н. Салмановой и др. приводятся неутешительные выводы, что дети из неполных семей чаще подвержены острым и хроническим заболеваниям. Поэтому один родитель вынужден выполнять функции материально обеспечивающего члена семьи, но в ущерб традиционным материнским (отцовским) обязанностям в воспитании и укреплении здоровья ребенка. Они выделяют следующие особенности воспитания детей в неполной семье: одному родителю, оставшемуся с ребенком, приходится брать на себя решение всех материальных, бытовых и воспитательных проблем. При этом необходимо восполнять возникший дефицит эмоционального и воспитательного влияния на детей. Так, например, психологический климат неполной семьи во многом определяется болезненными переживаниями, которые возникают вследствие потери одного из родителей. В неполных распавшихся или неполных материнских семьях женщине редко удается сдерживать и скрывать свое раздражение по отношению к ушедшему из семьи супругу, ее разочарование и недовольство бессознательно проецируется на ребенке. Возможна и иная ситуация, когда мать подчеркивает роль безвинной жертвы, в которой оказался ее сын или дочь. При этом она стремится с избытком восполнить недостаток родительской заботы и переходит все разумные пределы: окружает его атмосферой чрезмерной заботы и опеки, т. е. между матерью и ребенком возникают такие стили взаимоотношений, как гиперопека или гиперпротекция. Во всех случаях воспитательная атмосфера неполной семьи искажается и отрицательно сказывается на становлении личности малыша; наличие одного родителя приводит к отсутствию возможности для полноценного формирования стереотипного поведения характерного для своего пола. Так, в отсутствие отца мальчик не имеет возможности на ближайшем примере наблюдать особенности мужского поведения и невольно перенимает женские черты, при этом у него формируются фемининные качества; для девочки мать в этой ситуации вынуждена совмещать собственную материнскую и отцовскую роли [1, с. 215].
Это не означает, что неполная семья является неблагополучной в воспитательном аспекте. Бесспорно, проблем в воспитании детей в неполной семье возникает гораздо больше, чем в полной. Но бывают и такие случаи, когда созданная психологическая атмосфера в неполной семье является благополучной, не создающей никаких затруднений в формировании психологического и физического здоровья ребенка.
Таким образом, неполная семья, хотя и сталкивается с рядом объективных трудностей, но, тем не менее, она обладает достаточным потенциалом для полноценного воспитания и обучения детей. Родителю, который в силу различных жизненных обстоятельств, оказался главой неполной семьи должен осознать особенности создавшейся ситуации и не допускать, чтобы они приводили к негативным последствиям и негативно сказывались на воспитании и социализации ребенка.
Список литературы:
- Журавлев Д. Неполные семьи: как помочь детям [Текст] / Д. Журавлев // Народное образование. — 2006. — № 1. — С. 211—218.
- Мацковский М.С. Социология семьи: Проблемы теории, методологии и методики [Текст] / М.С. Мацковский. — М.: Просвещение, 1989.
- Целуйко В.М. Вы и ваши дети. Психология семьи [Текст] / В.М. Целуйко. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.
- Шнейдер Л.Б. Семейная психология [Текcт] / Л.Б. Шнейдер. — М.: Академический Проект: Трикста, 2008.