Статья:

Развитие эмоциональной лексики у детей дошкольного возраста с нарушением речи

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №5(56)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Тюрина А.А., Щербак С.Г. Развитие эмоциональной лексики у детей дошкольного возраста с нарушением речи // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 5(56). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/56/47400 (дата обращения: 28.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Развитие эмоциональной лексики у детей дошкольного возраста с нарушением речи

Тюрина Анастасия Андреевна
магистрант Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (ЧГПУ) РФ, г. Сургут
Щербак Светлана Геннадьевна
канд. пед. наук, доцент Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (ЧГПУ) РФ, г. Сургут

 

Development of emotional vocabulary in preschool children with speech disorders

 

Anastasia Tyurina

master student, South Ural State Humanities and Pedagogical University (CSPU), Russia, Surgut

Svetlana Scherbak

Cand. ped. sciences, associate professor, South Ural State Humanities and Pedagogical University (CSPU), Russia, Surgut

 

Аннотация. Статья посвящена вопросам изучения процесса формирования эмоциональной лексики у детей дошкольного возраста. Автор проводит анализ научной литературы, необходимой для выявления основных направлений практических исследований.

Abstract. The article is devoted to the study of the process of formation of emotional vocabulary in preschool children. The author analyzes the scientific literature necessary to identify the main areas of practical research.

 

Ключевые слова: эмоциональная лексика, эмоциональное развитие, коммуникативные отношения.

Keywords: emotional vocabulary, emotional development, communicative relations.

 

В старшем дошкольном возрасте формируется отношение ребенка к моральным ценностям общества, к окружающим людям, интенсивно развиваются эмоции и чувства (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев), происходит развитие представлений ребенка о себе, развиваются межличностные отношения (Е.А. Панько, Т.А. Репина, Е.О. Смирнова, В.Г. Щур, С.Г. Якобсон).

Эмоциональная лексика является вербальным обозначением эмоций, способствует осознанию человеком своих собственных эмоциональных переживаний (Л.С. Выготский, А.Н. Лук, С.Л. Рубинштейн).

Изучение и развитие эмоциональной лексики у дошкольников имеет огромное значение. Формирование эмоциональной лексики является важным условием эмоционального развития и нравственного воспитания дошкольника. Эмоциональная лексика в дошкольном возрасте является средством выражения личного субъективного отношения к той или иной ситуации.

Она является средством выражения личных чувств ребенка, эмоциональных переживаний (доброта, печаль, радость, злость и т.д.).

Владение эмоциональной лексикой служит средством коммуникации между дошкольниками, выражения их симпатий или антипатий [4].

Изучение особенностей эмоциональной лексики дошкольников с речевой патологией актуально, поскольку развитие словаря, значения слова, формирование лексической системы играют важную роль в развитии познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы детей.

Дети дошкольного возраста с общим недоразвитием речи испытывают трудности в понимании и выражении своего эмоционального состояния (Р.Е. Левина, Н. А. Никашина, И.Ю. Кондратенко).

И.Ю. Кондратенко указывает, что эмоциональную лексику следует рассматривать как средство коммуникации между дошкольниками, личностного, субъективного отношения к тому или иному предмету, к той или иной ситуации, средство выражения личных чувств и эмоциональных переживаний ребенка.

Посредством эмоциональной лексики выражаются чувства, настроения, переживания человека. Неумение выражать свои чувства, влечет за собой ограничение жизненности, спонтанности и обаяния, то есть потерю той природной естественности, грации, которой обладает ребенок с рождения. Неумение при помощи слов, мимики или жестов выразить свои чувства, вызывает затруднения в общении ребенка как с другими детьми, так и со взрослыми. Для нормального общения ребенку необходимо быть уверенным в том, что он будет правильно понят и воспринят.

Ж.В. Зигангирова, О.Н. Тверская отмечают, что эмоциональное развитие ребенка сложный процесс, особенно если у ребенка имеется дефект речи.

Дети с ОНР часто не могут найти подходящие слова для высказывания [2].

Это проявляется в недостаточном развитии у них коммуникативных способностей.

Они не инициируют начала общения, как правило, мало разговаривают со сверстниками и с взрослыми, редко или вообще не сопровождают игровые ситуации яркими речевыми комментариями и высказываниям.

Всё это свидетельствует о некоторых проблемах социализации детей с ОНР, возникновение которых связано с неумением выражать свои эмоции, заявить о своих желаниях, сделать выбор [2].

Таким образом, необходимо своевременно выявить состояние эмоциональной лексики у детей с ОНР и провести коррекционную работу по её формированию, так ка без компетентного воздействия со стороны взрослого у таких детей могут закрепиться формы поведения, характерные для социально неуверенных детей: замкнутости, зависимости от поведения и выбора других детей в установлении контакта.

 

Список литературы:
1. Галкина С.Ф. Профилактика речевых нарушений у детей в условиях дошкольного логопедического пункта [Текст] / С.Ф. Галкина // Логопед. – 2010. - №5.
2. Дель С.В., Нечаева, Д.В. Особенности овладения эмоциональной лексикой [Текст] / С.В. Дель, Д.В. Нечаева // Логопед в детском саду. – 2011. – № 3. – С. 5-12. 
3. Домашний логопед. Полный справочник [Текст] / Под ред. Елисеева Ю.Ю. – М., 2007
4. Зигангирова Ж.В. Формирование эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР [Текст] / Ж.В. Зигангирова, О.Н. Тверская // Логопед. – 2011. – №1. – С. 35-48. 
5. Исхакова Л.М. Развитие эмоциональной сферы детей [Электронный ресурс] / Л.М. Исхакова // lib.znate.ru : электр. б-ка. – Режим доступа: http://lib.znate.ru/docs/index-135078.html. – Загл. с экрана. – 16.04.2014. 
6. Кондратенко И.Ю. Формирование эмоциональной лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] : монография / И.Ю. Кондратенко. – СПб. : КАРО, 2006. – 240 с. Кузнецова, Л.И. Развитие коммуникативных навыков в концертной и театральной деятельности [Текст] / Л.И. Кузнецова // Логопед. – 2011. – № 3. – С. 18-24. 
7. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры [Текст] : пособие для практ. работников дошк. учреждений / В.М. Минаева. – М. : АРКТИ, 1999. – 48 с.
8. Основы теории и практики логопедии [Текст] / Под ред. Левиной Р.Е. – М., 1967.
9. Тимофеева С.А Развитие эмоционального мира дошкольников с нарушением зрения и речи [Текст] / С.А. Тимофеева // Дошкольная педагогика. – 2007. – № 8. – С. 36 -38.