Статья:

Влияние миграционных процессов на трансформацию управления персоналом организации

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №26(47)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Утегенова Б.М. Влияние миграционных процессов на трансформацию управления персоналом организации // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2018. № 26(47). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/47/43160 (дата обращения: 29.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Влияние миграционных процессов на трансформацию управления персоналом организации

Утегенова Балжан Минжановна
студент РГГУ, РФ, г. Москва

 

Аннотация. В статье рассматриваются результаты проведенного автором исследования влияния внешней и внутренней миграции на трансформацию управления персоналом  организации. Актуальность темы обусловлена влиянием изменений в государственном аппарате страны на структуру персонала. Целью данной статьи является необходимость в трансформации персонала.  Показаны основные изменения законодательства в миграционной сфере и реорганизации государственных органов в сфере миграции. Приведены выводы о необходимости совершенствования системы управления персоналом.

 

Ключевые слова: управление персоналом; внешняя и внутренняя миграции; реорганизация; рынок труда; демография.

 

Одной из тенденций развития рынка труда является миграция работников, обусловленная глобализацией экономики, демографической ситуацией и диспропорциями на региональных рынках труда

На сегодняшний день миграционные процессы играют весьма значимую роль в социально-экономическом и демографическом развитии Российской Федерации ввиду преобразований государственных ведомств и изменений законодательства Российской Федерации, что в свою очередь неизбежно ведет к необходимости трансформации системы управления персоналом.

Указом Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. № 156 “О совершенствовании государственного управления

в сфере контроля за оборотом наркотических средств,

психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции” была упразднена Федеральная миграционная служба Российской Федерации. Теперь вопросы миграции находятся под ведомством Министерства внутренних дел – ГУВМ МВД (главного управления по вопросам миграции министерства внутренних дел России).

Согласно данному указу Министерство Внутренних Дел Российской Федерации будет являться федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел в сфере миграции, а также правоприменительные функции по федеральному государственному контролю (надзору) в данной сфере.

Министерство Внутренних Дел приняло на себя «разрешительные» функции, т.е. вопросы привлечения иностранного персонала, регистрации, миграционного учета, соблюдения визового и паспортного режимов. Кроме того, сотрудники министерства контролируют режим пребывания иностранных граждан, министерство, как и прежде, возобновило функции  оформления разрешений на временное пребывание, видов на жительство, и гражданства.

Следует отметить, что процесс привлечения к трудовой деятельности иностранных граждан и лиц без гражданства, а также соблюдение всех требований законодательства по работе с иностранным персоналом, напрямую связан с действиями данного ведомства и во многом определяет процесс управления персоналом в международных компаниях. Это не только трудоустройство квалифицированных / высококвалифицированных иностранных специалистов, получающих  международные назначения для работы в РФ,  и нанятых иностранных работников (трудящихся мигрантов) внутри страны, когда для всех категорий иностранных работников, возникают проблемы по их привлечению ввиду гражданской принадлежности, статуса пребывания в РФ, но также соблюдение правил пребывания в РФ. Новые правила также влияют на процесс кадрового администрирования, поскольку в большинстве международных компаний работу с иностранными работниками координируют службы персонала; возрастает необходимость в проведении дополнительных мероприятий по адаптации работников в новых условиях. Так, например, одним из нововведением является Федеральный закон № 163-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (далее – Закон) от 27 июня 2018 года подписанный президентом РФ, и который 8 июля 2018 года вступил в силу. Согласно данному закону теперь иностранные граждане должны быть поставлены на миграционный учет исключительно по адресу места пребывания — жилого помещения, в котором они фактически проживают.

В данной статье особо необходимо отметить влияние геополитической обстановки в стране и в мире на миграционные процессы. В настоящее время Россия переживает  новый бум миграции культурно-этнических и религиозных общностей.  В связи с новыми геополитическими факторами отмечается появление новых миграционных процессов, которые оказывают серьёзное влияние на демографическую обстановку страны. Таким образом, возникает острая необходимость в пересмотре существующих миграционных прогнозов, поскольку те становятся все менее актуальными  и предсказуемыми. 

В июне 2012 года Президент России утвердил концепцию государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года, представяющую собой систему взглядов на содержание, принципы и основные направления деятельности Российской Федерации в сфере миграции. Данная  Концепция определяет  принципы, задачи, основные направления и механизмы реализации государственной миграционной политики Российской Федерации применительно к иностранным и Российским гражданам.

Основыми принципов государственной миграционной политики Российской Федерации можно назвать дифференцированный подход к регулированию миграционных потоков в зависимости от целей и сроков пребывания, социально-демографических и профессионально-квалификационных характеристик мигрантов; учет особенностей регионального развития.

Что касается задач, то можно отметить, во-первых, создание необходимых  условий и стимулов для привлечения в Российскую Федерацию квалифицированных и высококвалифицированных сотрудников, и отдельных категорий иностранных граждан; а во-вторых, разработку механизмов привлечения, отбора и использования иностранной рабочей силы, а также содействие адаптации и интеграции мигрантов, и противодействие незаконной миграции.

Наряду с такими глобальными реорганизациями можно  отметить отсутствие каких либо четких разъяснений со стороны государственных органов по работе  территориальных органах ГУВМ МВД по вопросам миграции в городах федерального значения,  в районных многофункциональных центрах, в региональных подразделениях, отсутствие четкого единого регламента работы.

Ввиду такой реорганизации встает потребность в утверждении единого  документа, регулирующего миграционные процессы внутри страны. Таким образом можно проследить применение современных технологий в управлении человеческими ресурсами. миграция приводит к формированию многонациональных коллективов, а это обуславливает появление новых направлений в управлении персоналом: совершенствование кадрового администрирования, адаптации работников, трансформации стиля управления, развитие систем обучения и т.д

 

Список литературы:
1. http://www.statdata.ru/russia
2. Нестерова И.А. Миграционные процессы // Образовательная энциклопедия ODiplom.ru - http://odiplom.ru/lab/migracionnye-processy.html
3. http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70088244/
4. Дырин С.П. Управление персоналом. Многовариантный характер современной российской практики. СПб.: Петрополис, 2008. 216 с.
5. Dooley R.. The Hidden Danger in Product Bundles. 2012. URL: http://www.neurosciencemarketing.com/blog/articles/bundling.htm (дата обращения: 13.02.2016).