Особенности временных центраций моряков на разных этапах их профессионального становления
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №4(4)
Рубрика: Психология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №4(4)
Особенности временных центраций моряков на разных этапах их профессионального становления
Актуальность данной темы заключается в том, что от временной транспективы, то есть актуальных представлений о прошлом и будущем, а также степени удовлетворенности настоящим, во многом зависит психическое самочувствие субъекта как в профессиональной, так и в любой другой сфере жизнедеятельности человека, а следовательно, эффективность выполняемой работы. Особенно значимым данный вопрос является для профессии моряка, вне зависимости от специализации, относящейся к категории профессий повышенной опасности. Это обусловлено тем, что они постоянно подвержены стрессогенным факторам. К их числу относятся: тяжелые климатические условия, постоянная смена часовых поясов, как следствие, нестабильность соблюдения режимов сна и бодрствования, ограниченная связь с внешним миром, в частности с близкими, тяжелый физический и умственный труд, условия повышенной ответственности, постоянная угроза жизни и здоровью, конфликты в коллективе, психоэмоциональные нагрузки, пребывание в постоянном напряжении, связанном с необходимостью готовности к аварийным ситуациям и т.д.
Научное противоречие состоит в том, что, несмотря на важность этого вопроса, при подготовке моряков к практической деятельности, связанной с их специальностью, данному аспекту, как фактору повышения эффективности работоспособности, не уделяется должного внимания из-за недостаточной изученности даннойтемы и отсутствия ее теоретической базы в контексте применения в работе морских специализаций [4, с. 24].
Тема временных центраций находит свое отражение втаких трудах, как классическое восприятие времени (Ю. М. Забродин, Ф. Е. Иванов, Е. Н. Соколов, П. Фресс и др.) или переживания времени (Д. Гарбетте, Р. Кнапп и др.), а также исследованиях временной перспективы (Р. Кастенбаум, Дж. Нюттен и др.). Кроме того, исследованию времени посвящены работы не только известных психологов (Э. Берик, А. Бек, Ф. Зимбардо), но и военных деятелей (Д. Эйзенхауэр), экономистов (В. Парето, Г. Беккер), политиков (Б. Франклин) и т.д. Все эти теории объединены идеей о необходимости правильного структурирования и рационального использования времени для более эффективной работы, жизнедеятельности и гармоничного развития личности [1, с. 31].
Цель статьи состоит в том, чтобы определить особенности временных центраций моряков на различных этапах их профессионального становления и их влияние на эффективность профессиональной деятельности.
Для исследования особенностей временных центраций у моряков на разных этапах их профессионального становления был проведен констатирующий эксперимент, в котором приняли участие студенты (инженеры-судомеханики) 3-го курса, не имеющие опыта работы по специальности (выборка №1), в количестве 25 человек, возрастом от 19 до 21года; и моряки, которые на момент исследования находились в очередном рейсе, имеющие опыт работы более 3-х рейсов (выборка №2), в количестве 20 человек, возрастом от 23 до 54 лет.
С помощью опросника временной перспективы Зимбардо был осуществлен качественный анализ случаев по каждой выборке. Данный анализ позволил выявить отношение каждого участника исследования к самому себе через субъективную оценку прошлого опыта, обстоятельств, складывающихся на данный момент, а также перспектив, прогнозируемых в будущем.
Для гармоничной временной перспективы, согласно Ф. Зимбардо, характерны высокая ориентация на позитивное прошлое, умеренно высокая выраженность ориентации на гедонистическое настоящее, низкий уровень ориентаций на негативное прошлое и фаталистическое настоящее [3, с.93].
Гармоничного, в полной мере, профиля временной перспективы ни у одного из испытуемыхобеих выборок выявлено не было, при этом следует отметить, что 32% всех респондентов имеют приближенную к гармоничной временную перспективу.
Исходя из качественного анализа результатов, обе выборки можно условно разделить на три группы: 1 – приближенные к гармоничной временной перспективе, ориентация в большей степени на настоящее; 2 – дисгармоничные, центрированные на негативное прошлое (умеренно высокий и высокий уровень); 3 – дисгармоничные, центрированные на гедонистическое и фаталистическое настоящее и/или будущее (умеренно высокий и высокий уровень).
Первая группа характеризуется высокой степенью самоорганизации, умением находить ресурсы планирования и стремления к достижению поставленных целей в прошлом опыте, уверенностью изменения жизненных ситуаций собственными силами, а также удовлетворенностью текущей обстановкой и событиями.
Испытуемые, относящиеся ко второй группе, фокусируются на вчерашнем дне, обращаясь к позитивным и негативным воспоминаниям из прошлого, ощущая ностальгию и горечь одновременно.
Третья группа условного деления характеризуется неудовлетворенностью положением в настоящем и убеждением в том, что будущее предопределено, и самостоятельно повлиять на его изменения невозможно [2, с. 238].
Анализ полученных данных по первой и второй выборке показал, чтоиспытуемых с профилем временной перспективы, близким к гармоничному, имеют 36%и 28% респондентов соответственно, дисгармоничный профиль с центрациейна негативное прошлое – 44% и 48%, а с центрацией на гедонистическое и фаталистическое настоящее и/или будущее – 20% и 24%.
В целях проверки взаимосвязи временных центраций испытуемых и эффективности их профессиональной деятельности, на выборке, состоящей из моряков, имеющих опыт работы по специальности, была осуществлена экспертная оценка по следующим критериям:
1. Своевременное и правильное выполнение рабочих обязанностей;
2. Точность и быстрота выполнения задач;
3. Умение планировать и распределять работу;
4. Доброжелательность в общении с командой;
5. Умение преодолевать конфликтные ситуации;
6. Отсутствие недомоганий;
7. Исполнительская дисциплина;
8. Скорость реакции и самоконтроль в экстремальных ситуациях.
В качестве экспертов выступили: капитан судна и старший механик.
Ввиду того, что значимость каждого критерия не одинакова, был введен коэффициент весомости факторов, разработанный на основе экспертных оценок по десятибалльной системе. Итоговый показатель рассчитывался с помощью интегрального коэффициента.
На основе экспертных оценок были получены следующие результаты: испытуемые с профилем, приближенным к гармоничной временной перспективе, были оценены экспертами более высокими баллами по всем предложенным критериям. Наибольший балл был выставлен по критериям: точность и быстрота выполнения задач, доброжелательность в общении с командой и исполнительская дисциплина.
Итоговый показатель эффективности трудовой деятельности испытуемых с дисгармоничным профилем, центрированным на гедонистическом и фаталистическом настоящем и/или будущем ниже, чем показатель профиля, приближенного к гармоничному.
Самые низкие баллы были выставлены испытуемым, относящимся к группе с дисгармоничным профилем, ориентированным на негативное прошлое. Ниже всего были оценены такие критерии, как: умение планировать и распределять работу, скорость реакции и самоконтроль в экстремальных ситуациях, а также исполнительская дисциплина.
Таким образом, анализ полученных данных дает возможность не только утверждать, что особенности временных центраций влияют на эффективность трудовой деятельности моряков и их эмоционально-волевую сферу, но и позволяет спрогнозировать подобное влияние на моряков-студентов. Следовательно, необходимо осуществлять структурную коррекцию профилей временных центраций в сторону гармоничных в процессе профессиональной подготовки молодых специалистов.