Статья:

Управление прибылью предприятия

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №4(4)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Коростелева А.В. Управление прибылью предприятия // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2017. № 4(4). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/4/20125 (дата обращения: 28.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Управление прибылью предприятия

Коростелева Анастасия Владимировна
студент Техникума индустрии питания, коммерции и сервиса РФ, г. Тюмень

 

Целью создания любого предприятия является получение прибыли. Именно прибыль является предметом исследования многих ученых экономистов. Большой вклад в разработку теоретических и практических аспектов прибыли внесли такие ученые, как Ковалев В.В., Бланк И.А., Яцюк Н.А., Чернов В.И., Шамхалов Ф.Р. и другие.

Важно отметить, что прибыль является очень сложной экономической категорией. Проанализировав источники получения прибыли можно достичь высоких результатов к решению многих проблем, например, повысить эффективность и ответственность трудового коллектива, достижение конечных результатов при наименьших затратах. Таким образом, в качестве объекта исследования является финансово-хозяйственная деятельность предприятия. В качестве предмета исследования являются те факторы, которые прямо влияют на прибыль предприятия, к ним можно отнести оценку продукции, спрос на товар и качество товара.

Итак, первой попыткой объяснения прибыли были утверждения меркантилистов, о том, что прибыль возникает во внешней торговле в результате продажи товаров за границей по более высоким ценам, чем те, по которым их купили. А как писал, Смит А., то прибыль определяется стоимостью употребленного в дело капитала и бывает больше или меньше в зависимости от размера этого капитала [1].

В условиях рыночных отношений предприятие должно стремиться к получению максимальной прибыли, то есть к такому ее объему, который позволил бы предприятию не только прочно удерживать позиции сбыта на рынке своей продукции, но и обеспечивать динамичное развитие его производства в условиях конкуренции.

Если обратиться к интернет-ресурсам, то определение прибыли звучит по-разному, но имеет один и тот же смысл. Рассмотрим 2 примера прибыли:

1.  Прибыль выступает в роли конечного результата деятельности предприятия, ведь именно поэтому они и существуют (исключения служат только некоммерческие предприятия). Прибыль рассчитывается тогда, когда были подсчитаны все доходы и расходы предприятия по направлениям. Таким образом, если уменьшить сумму доходов на сумму расходов, то можно получить чистую прибыль предприятия [2].

2.  Прибыль – это выражение в денежном эквиваленте основной части денежных накоплений, создаваемых предприятием любой формы собственности.

Прибыль всегда полно и наглядно отражает финансовый результат предпринимательской деятельности, обеспечивает финансовыми ресурсами, социально-экономического развития предприятия, является ключом для работников предпринимательской деятельности в виде материального поощрения и базой для расчетов показателей инвестиционной привлекательности предприятия. А ещё является источником формирования доходов государственного бюджета и в этом качестве согласовывает интересы государства и предпринимательских структур.

Управление прибылью на предприятии в узком смысле заключается в достаточном увеличении доходов; уменьшении расходов; эффективности налоговой политики; правильном и оптимальном распределении прибыли.

Основную часть прибыли предприятие получает от основной деятельности.

Существует несколько видов прибыли, основными из них являются:

1.  Прибыль от обычной деятельности (до налогообложения) – подразумевает под собой общую сумму прибыли, получаемой предприятием от всех видов деятельности. Полная формула расчета: Прибыль (убыток) от продаж + Доходы от участия в других организациях – Проценты к уплате + Проценты к получению + Прочие доходы – Прочие расходы = Прибыль (убыток) до налогообложения.

2.  Валовая прибыль определяется как разница между чистой выручкой от реализации продукции и себестоимостью продукции. Формула расчета выглядит так: Валовая прибыль = Выручка – Себестоимость продукции.

3.  Чистая прибыль выражается в сумме, которая осталась в распоряжении предприятия после уплаты налогов, и может подлежать перераспределению по направлениям использования прибыли предприятия. Формула чистой прибыли имеет один смысл, но может быть отражена по-разному: Чистая прибыль = Прибыль до налогообложения – Налоги.

Чистая прибыль = Финансовая прибыль + Валовая прибыль + Операционная прибыль – Сумма налогов.

Таким образом, прибыль формируется в результате взаимодействия многих компонентов, как экономическая категория и показатель деятельности организации имеет характерные особенности.

Основными задачами для управления прибылью являются:

1.  Увеличения прибыли за счет производственной деятельности, инвестиционных и финансовых операций;

2.  Наращивания прибыли за счет оптимизации постоянных и переменных затрат, обоснования учетной политики предприятия, ценовой политики, налоговой политики;

3.  Оценка прибыльности производственной деятельности;

4.  Определение риска, как предпринимателя;

5.  Укрепление конкурентоности на рынке.

На величину прибыли влияет совокупность многих факторов, которые необходимо учитывать в процессе управления. Эти факторы можно разделить на две большие группы: внешние, и внутренние.

1.  Внутренние факторы – это те факторы, которые влияют воздействием на размер прибыли предприятия через пути увеличение объема выпуска и реализации продукции, улучшение качества продукции, повышения отпускных цен и снижение издержек производства.

2.  Внешние факторы - эти факторы, не зависящие от вида деятельности предприятия, но оказывают в свою очередь влияние на величину прибыли.

В итоге на предприятии осуществляется финансовый результат который подразумевает показатель хозяйственной деятельности предприятия, увеличения или снижение объема прибыли (убытка) за конкретный промежуток времени.

Финансовые результаты предприятия всегда выражаются в двух основных направлениях, это - доход и убыток. Если прибыль предприятия покрывает все расходы на производство продукции и остается в плюсе, то деятельность подразумевается как прибыльная. В случае, когда затраты превышают доход предприятия, то можно сказать, что предприятие несёт убытки.

Главной целью для управления прибылью является обеспечение и благосостояния руководителей предприятия в текущем и дальнейшем периоде. Эта цель затребована обеспечивать одновременно интересы собственников с интересами государства и потребителями на предприятии.

Субъектами прибыли является несколько категорий:

1.  Организационно-технический уровень управления предпринимательской деятельностью;

2.  Конкурентоспособность выпускаемой продукции;

3.  Уровень производительности труда, затраты на производство и реализацию продукции;

4.  Уровень цен на готовую продукцию.

Объект прибыли выражается в денежном поступлении и выплатах. Важнейшая роль прибыли, углубляющаяся с развитием предпринимательства, определяет ее правильное исчисление. От того, насколько достоверно вычислена плановая прибыль, будет зависеть успешная финансово-хозяйственная деятельность предприятия.

Подводя итоги, по управлению прибыли, можно сказать, что она является ключевым статусом, который лежит в основе экономического развития. Прибыль – как конечный финансовый результат производственно-хозяйственной деятельности предприятия, а также и показатель эффективности предприятия. Получение прибыли – является целью деятельности любого предприятия. Анализ получения прибыли дает возможность предпринимателю получить информацию о тенденции в работе предприятия, его финансово-хозяйственном состоянии и рентабельности для принятия решений относительно дальнейшей деятельности. Финансовый результат позволяет выявить наиболее целесообразные направления распределения материальных и финансовых ресурсов, выявить важнейшие уровни конкурентной и финансовой политики предприятия.

 

Список литературы:
1. Ковалев В.В. Финансовый менеджмент; теория и практика. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. 
2. Гаврилова А.Н. Финансы организаций (предприятий): учебник / А.Н. Гаврилова, А.А. Попов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2007. – 608 с.
3. Бланк И.А. Управление прибылью; – М «Ника-Центр». 2014.