Статья:

Применение мер поощрения в ходе реформирования системы органов внутренних дел РФ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №4(4)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Джихарь Е.А. Применение мер поощрения в ходе реформирования системы органов внутренних дел РФ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2017. № 4(4). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/4/19578 (дата обращения: 26.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Применение мер поощрения в ходе реформирования системы органов внутренних дел РФ

Джихарь Екатерина Александровна
магистрант, Поволжского института управления РАНХиГС, РФ, г. Саратов

 

В деятельности органов исполнительной власти одним из видов побуждения служащих к достойному исполнению возложенных на них служебных обязанностей является поощрение. Что служит фактическим основанием для применения данной меры стимулирования работы? Это определенная заслуга, деяние, которое положительно оценено субъектами власти. Поощрение персонифицировано, поскольку применяется в отношении отдельных индивидуальных и коллективных субъектов. Среди принципов мер поощрения можно выделить следующие: обоснованность, гласность, разнообразие.

Вопрос применения мер поощрения в системе МВД России, достаточно интересен и тем, что в представлениях простых людей, сотрудник полиции – тот, кто должен восстанавливать нарушенную справедливость, и соответственно тот, кто блестяще справляется с возложенными на него задачами и должен быть вознагражден за свою службу.

Большинство россиян понимают, насколько нелегким трудом является служба в полиции. В 2016 г. ВЦИОМ был проведен соцопрос по вопросам, касающимся именно работы российских полицейских. Среди опрошенных были жители г. Москва, Санкт – Петербург, также некоторых районов и сел (выборочно). Результаты данного опроса представлены ниже:

·       уровень доверия – 46%;

·       оценка работы «хорошо» и «очень хорошо» – 13%, «средне» – 46%, «плохо» и «очень плохо» – 20%;

·       престижность профессии сотрудника полиции – 20%.

В действующем законодательстве предусмотрено поощрение за надлежащие исполнение сотрудником полиции России следующих должностных обязанностей: соблюдение конституционных федеральных норм и законов; соблюдение служебного распорядка, несение службы в соответствии с должностными инструкциями; совершенствование квалификационных и профессиональных навыков; сохранение государственной тайны и служебных сведений; охрана государственного имущества; оказание помощи гражданам Российской Федерации, иностранных гражданам в пределах своих полномочий; информировании о нарушении закона и правопорядка и др. [4].

Сама процедура поощрения в органах внутренних дел, может быть подразделена на определенные этапы:

·     поступление предложения о поощрении;

·     оценка подготовленных материалов для поощрения;

·     принятие решения о поощрении;

·     награждение.

Как мы видим, начинается все как правило, с предложения руководителей ОВД о поощрении особо отличившихся сотрудников (например, в ходе осуществления оперативного мероприятия, или за достижение высоких результатов в результаты в служебной деятельности по итогам за определенный период; за высокое профессиональное мастерство, проявленное в борьбе с преступностью, а также в честь профессиональных и государственных праздников т т.п.).

Кроме того, предложения о поощрении могут вноситься руководителями кадровых аппаратов, для награждения сотрудников, например, в связи с уходом на заслуженный отдых.

И наконец, предложения о поощрении сотрудников органов внутренних дел поступают от граждан, в виде благодарственных писем, за активную охрану правопорядка и борьбу с преступностью.

Стадия оценки подготовленных проектов поощрения состоит в согласовании приказа у начальника ОВД, у руководителей отделений кадров, у которых выясняются обстоятельства о наличии или отсутствии дисциплинарных взысканий. Приказ может согласовываться с непосредственным начальником сотрудника, если инициаторами его подготовки были кадровые аппараты.

Наконец, когда соблюдена процедура согласования, наступает момент подписания приказа начальником ОВД. Затем данный приказ объявляется всему личному составу на торжественных мероприятиях, либо на так называемых офицерских собраниях.

Все поощрения за исключением объявленных устно, подлежат учету, а также заносятся в личное дело сотрудников.

Необходимо отметить, что грамотная организация системы поощрений, призвана выполнять достаточно обширные управленческие функции. Руководство ОВД в ходе применения мер поощрения должно выработать у сотрудников полиции чувство ответственности за выполнение служебных обязанностей. При этом, не допускать протекционизма, и преследования сотрудников органов внутренних дел по мотивам личного характера, чтобы не вызвать в коллективе конфликты и различного рода споры.

Вопросы денежного премирования сотрудников органов внутренних дел наиболее сложные, поскольку их финансирование зачастую зависит от уровня бюджета.

Федеральный закон РФ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел РФ» вступил силу с июля 2011 года, претерпев немало изменений и поправок [5]. Последние изменения были включены в этот документ в апреле 2015 г. В данном законе, в частности в статье 2 п. 6 оговорены дополнительные выплаты (премиальные) сотрудникам полиции в А в пункте 12 этой же статьи оговаривается и размер такой выплаты: «из расчета трех окладов денежного содержания в год». Порядок начисления премиальных сотрудникам полиции утверждается приказом по Министерству внутренних дел Российской Федерации или руководителем какого-либо другого федерального органа исполнительной власти, то есть по месту службы сотрудника полиции.

Соответственно, сотрудники полиции, добросовестно выполнявшие служебные обязанности могут претендовать на получение дополнительных денежных премий.

Опять же отметим, что поощрение в виде денежных выплат зависит от наличия финансирования из бюджета, и поэтому на практике нередко возникают случаи, когда премиальные выплаты сокращаются по решению руководства.

В феврале 2015 г. некоторые средства массовой информации распространили информацию, что руководство московской полиции решило урезать премии для сотрудников полиции своего региона. Это напрямую связано с процедурой оптимизации федерального бюджета, так как МВД России приняло указ об ужесточении контроля расходования средств бюджета [2].

Можно предложить сделать одним из видов поощрения сотрудников вместо выплат денежных премий, награждение бесплатной путевкой в ведомственное санаторно-курортное учреждение. Данный вид поощрений способствовал бы положительной оценке своих действий и формированию у сотрудника поведения, направленного на качественное выполнение поставленных перед ним задач.

Отметим, что руководители органов внутренних дел не всегда принципиальны в оценке своих подчиненных, оправдывая это загруженностью личного состава, неравномерным распределением служебной нагрузки на подчиненных, проявляют «оргштатную близорукость», а порой и либерализм к нарушителям. Однако в то же время не должно существовать практики выявления у сотрудника «недостатков ради недостатков», необходимо стремиться грамотно анализировать состояние служебной дисциплины, чтобы формировать нужную мотивацию на добросовестное исполнение обязанностей сотрудниками органов внутренних дел [1]. Поощрение представляет собой совокупность приемов и средств морального и материального стимулирования сотрудников, служит одним из методов профилактики дисциплинарных проступков.

 

Список литературы:
1. Бялт В.С. Функции дисциплинарной практики как элемент мотивационной направленности личности на соблюдение служебной дисциплины в органах внутренних дел // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2013. № 2. С. 126–129.
2. Караваев А.Н. Поощрение в системе правоохранительной службы: Дис. канд. юрид. наук. Саратов, 2005. С. 121–124. 
3. Указ Президента РФ от 06.05.2013 № 241 «О некоторых вопросах применения мер поощрения и наложения дисциплинарных взысканий в органах внутренних дел Российской Федерации» // СПС «Гарант».
4. Федеральный закон от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СПС «Гарант». 
5. Федеральный закон от 19.07.2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СПС «Гарант».