Статья:

РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ НАЛОГОВОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ В РФ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №14(323)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Скрябина К.С. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ НАЛОГОВОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ В РФ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2025. № 14(323). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/323/171674 (дата обращения: 24.04.2025).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ НАЛОГОВОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ В РФ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Скрябина Кристина Сергеевна
студент, Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева, Ливенский филиал, РФ, г. Ливны
Псарева Ольга Викторовна
научный руководитель, Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева, Ливенский филиал, РФ, г. Ливны

 

Аннотация. Статья посвящена анализу роли и значения налогового консультирования в современных условиях Российской Федерации. Рассматриваются исторические этапы становления рынка налоговых услуг, проблемы существующего регулирования и необходимость законодательного урегулирования деятельности налоговых консультантов. Особое внимание уделяется сравнительному анализу с зарубежным опытом, в частности, с Германией. Выявлены основные проблемы и перспективы развития налогового консультирования в РФ.

 

Ключевые слова: налоги, консультант, регулирование, закон, планирование, ответственность.

 

Услуги налогового консалтинга, как на территории Российской Федерации, так и во всем мире, в настоящее время пользуются повышенным спросом со стороны различных заинтересованных сторон, включая как физических, так и юридических лиц. Появление налогового консалтинга в России заметно запоздало по сравнению с западными странами, где подобные услуги были созданы и интегрированы в финансовую экосистему в течение длительного периода времени. Зарождение российского сектора налогового консалтинга совпало с созданием современной налоговой системы в 1990-х годах. В этот период предприятия и организации вступили в незнакомую сферу налогового регулирования, в сферу, где многие налогоплательщики, зачастую не обладающие достаточной финансовой грамотностью, оказались в невыгодном положении, столкнувшись со сложностями юридических налоговых обязательств. Это несоответствие выявило острую потребность в налоговых консультантах. Несмотря на этот растущий спрос, в настоящее время отсутствует всеобъемлющая нормативно-правовая база, которая четко формулировала бы определение налогового консалтинга, определяла квалификацию налоговых консультантов или устанавливала руководящие принципы и стандарты, регулирующие эту профессиональную сферу [3].

Помимо этого можно выделить целый ряд очевидных недостатков современных регулирующих механизмов профессиональной деятельности в сфере налогового консультирования:

1. Отсутствует единая система подготовки, аттестации, повышения квалификации, учета и контроля над деятельностью налоговых консультантов;

2. Не существует четкого перечня лиц, имеющих право заниматься профессиональной деятельностью в сфере налогового консультирования, а также нормативных актов, регламентирующих какие-либо особые условия для занятий налоговым консультированием. Данные обстоятельства приводят к тому, что вход в профессиональное сообщество налоговых консультантов в настоящее время довольно свободный;

3. Деятельность по оказанию консультационных услуг в сфере налоговых отношений сегодня не лицензируется. Каких-либо ограничений на отдельные сделки об оказании подобных услуг законодательство также не содержит;

4. Не имеет специального регулирования в законодательстве ответственность налогового консультанта за причинение ущерба клиенту.

В настоящее время в Государственной Думе проходит рассмотрение проект Федерального закона от 23.05.2014 № 529626-6 "О налоговом консультировании". Этот законопроект устанавливает основополагающие правовые параметры для регулирования деятельности налогового консалтинга. Положения проекта предусматривают, что налоговый консалтинг будет охватывать различные услуги, включая консультации по применению налогового законодательства, стратегическое планирование налоговых обязательств, а также подготовку и подачу налоговой отчетности [1].

Современная структура, предложенная в этом проекте, направлена на создание надежной системы налогового консультирования, способной оказывать всестороннюю юридическую поддержку налогоплательщикам. Эта поддержка охватывает широкий спектр услуг - от индивидуальных консультаций до отстаивания прав и интересов налогоплательщиков в судебных и налоговых органах в соответствии с мировыми стандартами.

Налогоплательщики обязаны выполнять свои налоговые обязательства, однако они часто сталкиваются со сложностями из-за запутанности и частых изменений налогового законодательства Российской Федерации. Возникающие в результате этого проблемы часто мешают налогоплательщикам эффективно выполнять свои налоговые обязательства, что приводит к таким проблемам, как несвоевременные или неполные налоговые платежи и другие нарушения налогового законодательства. Предлагаемый законопроект направлен на решение этих проблем путем повышения уровня налоговой грамотности и соблюдения законодательства путем институционализации налогового консультирования и официального признания налоговых консультантов. Приоритетное внимание уделяется информационным и образовательным инициативам, направленным на повышение налоговой дисциплины и культуры. Во всем мире такие инициативы активно реализуются, и налоговые консультанты играют ключевую роль в этих образовательных усилиях. В таких юрисдикциях, как Германия, налогоплательщикам широко доступен доступ к услугам налоговых консультантов, и коммерческие организации обычно либо нанимают налогового консультанта, либо содержат целый налоговый отдел. Согласно предлагаемому закону, только лица, успешно сдавшие специализированные экзамены, получат юридический сертификат для участия в налоговом консультировании, гарантирующий, что эти важнейшие услуги будут предоставляться квалифицированными специалистами [2].

Параллельно, рамки профессионального поведения могут включать обширный набор нормативных актов, которые конкретно касаются таких аспектов, как нормы профессионального поведения, требования к профессиональному страхованию возмещения ущерба и сценарии, влекущие за собой либо исключение, либо ограничение ответственности. Кроме того, в нем рассматривается структурирование вспомогательных офисов и консультативных отделений, обязательства, вытекающие из совместных профессиональных обязательств, и создание консалтинговых фирм наряду с выполнением практических задач. В связи с этим сфера налогового консультирования в Германии функционирует в рамках четко определенной правовой структуры, которая четко определяет допустимую сферу деятельности налоговых консультантов. И наоборот, сфера налогового консультирования в России в основном регулируется широкими правовыми принципами. Здесь любой, кто желает предложить услуги налогового консультирования, может сделать это при условии соблюдения требований законодательства о государственной регистрации либо в качестве юридического лица, либо в качестве индивидуального предпринимателя. В настоящее время предоставление таких консультационных услуг в основном осуществляется аудиторами, и этот сценарий может измениться. Согласно западным стандартам, в России должно работать от ста пятидесяти до ста шестидесяти тысяч налоговых консультантов, однако в настоящее время их число составляет всего шесть тысяч. Это несоответствие подчеркивает значительный неудовлетворенный спрос в сфере консалтинга, который, несмотря на растущее число консультантов, по-прежнему в основном удовлетворяется аудиторами. Особые трудности, с которыми сталкивается налоговое консультирование в России, связаны с формирующимся состоянием налогового учета и недостаточной интеграцией налогового планирования в систему разработки финансовых стратегий на российских предприятиях. Таким образом, все большую актуальность приобретает создание надежного института налогового консультирования. Важнейшим вопросом, требующим решения, является официальное признание и определение роли и влияния налоговых консультантов в рамках налогового законодательства, что остается главной задачей государства [3].

Проект Федерального закона № 529626-6 от 23 мая 2014 года определяет налогового консультанта как физическое лицо, которое соответствует определенным квалификационным критериям, имеет сертификат признанного налогового консультанта, является членом саморегулируемой организации налоговых консультантов и зарегистрировано в национальном реестре налоговых консультантов. Профессиональное сообщество налоговых консультантов несет значительную ответственность за повышение репутации налоговых консультантов и развитие регулируемого, авторитетного сектора налогового консалтинга. Нерегулируемый рынок налоговых консультаций представляет значительные риски как для клиентов, так и для государственных органов, главным образом с точки зрения качества обслуживания и гарантии этого качества, что включает в себя подотчетность консультанта [1]. Так, введение института налоговых консультантов является важным шагом для повышения налоговой культуры и эффективности налоговых отношений в России. Законодательное оформление данной сферы позволит устранить существующие пробелы и обеспечить защиту интересов налогоплательщиков. Развитие профессионального сообщества налоговых консультантов внесёт значительный вклад в совершенствование системы налогообложения страны.

 

Список литературы:
1. Баглаева, Э. А. Состояние и перспективы развития налогового консультирования в РФ / Э. А. Баглаева, Г. А. Рахимова, Е. А. Долонина // Тенденции развития науки и образования. – 2024. – № 105-4. – С. 14-16.
2. Баташев, Р. В. Причины возникновения и развития налогового консультирования в России / Р. В. Баташев // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2023. – № 12-2(87). – С. 144-146. 
3. Самсонов, Е. А. Анализ современного состояния рынка услуг по налоговому консалтингу в России / Е. А. Самсонов, Л. А. Кихтенко // Экономика и предпринимательство. – 2023. – № 9(158). – С. 584-590.