Эффективность фискальной политики Республики Казахстан
Конференция: XIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
Секция: Экономика и управление народным хозяйством
XIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
Эффективность фискальной политики Республики Казахстан
Effectiveness of Fiscal Policy of the Republic of Kazakhstan
Milana Bayulieva
Student of the Almaty branch of the St. Petersburg Humanitarian University of Trade Unions, Kazakhstan, Almaty
Valentina Babich
Ph.D., associate professor of the Department of Economics, Informatics and Mathematics of the Almaty branch of the St. Petersburg Humanitarian University of Trade Unions, Kazakhstan, Almaty
Аннотация. В статье исследуется понятие фискальной политики, раскрывается сущность государственного регулирования социально-экономического развития как процесса включения государства в экономическую сферу общества посредством бюджетно-налоговой политики Республики Казахстан. Анализируется влияние фискальной политики на ключевые экономические показатели.
Abstract. The article explores the concept of fiscal policy, reveals the essence of state regulation of social and economic development as the process of including the state in the economic sphere of society through the fiscal policy of the Republic of Kazakhstan. The influence of fiscal policy on key economic indicators is analyzed.
Ключевые слова: фискальная политика; государственные расходы; инструменты фискальной политики; налоги; государственное регулирование; государственный бюджет; CAGR – совокупный среднегодовой темп роста.
Keywords: fiscal policy; public expenditure; instruments of fiscal policy; taxes; state regulation; the state budget; CAGR - Compound annual growth rate.
Фискальная политика представляет собой комплекс мер, которые принимает правительство для стабилизации экономики с помощью изменения величины доходов и/или расходов. В большинстве случае, это происходит путем изменения величин доходов и расходов, поступающих в бюджет государства. Как правило, выделяют три основные цели фискальной политики: сглаживание колебаний экономического цикла; стабилизация темпов экономического роста; достижение высокого уровня занятости и умеренных темпов инфляции. Фискальная политика – это политика, направленная на регулирование совокупного спроса. Регулирование экономики в этом случае происходит с помощью воздействия на величину совокупных расходов. Некоторые инструменты фискальной политики направлены на изменение совокупного предложения через влияние на уровень деловой активности.
Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета, а именно: 1) государственные закупки; 2) налоги; 3) трансферты. Государственный бюджет – это годовой документ государственных расходов и важнейших источников их финансового покрытия (доходов). Напрямую на совокупный спрос влияет изменение государственных закупок, так как они являются компонентом совокупного спроса. Налоги и трансферты оказывают косвенное воздействие на совокупный спрос, изменяя величину потребительских расходов и инвестиционных расходов.
Рост государственных закупок увеличивает совокупный спрос, а их сокращение ведет к уменьшению совокупного спроса. Рост трансфертов также увеличивает совокупный спрос с двух сторон: со стороны потребителей через увеличение располагаемого дохода и как следствия роста потребительских расходов; со стороны фирм, получающих трансфертные выплаты, которые могут быть реинвестированы развитие бизнеса.
Рост налогов действует в противоположном направлении. Увеличение налогов ведет к снижению и потребительских (поскольку сокращается располагаемый доход), и инвестиционных расходов (поскольку сокращается нераспределенная прибыль, являющаяся источником чистых инвестиций) и, следовательно, к сокращению совокупного спроса. Соответственно снижение налогов увеличивает совокупный спрос. Снижение налогов ведет к сдвигу кривой совокупного спроса вправо, что обусловливает рост реального ВВП. Таким образом, государственные расходы оказывают влияние на частный сектор, в основном через многопериодное бюджетное ограничение и воздействие налогов и расходов на ставку процента [1, с. 243].
Фискальная политика связана с действием встроенных стабилизаторов. Встроенные стабилизаторы представляют собой инструменты, величина которых не меняется, но само наличие которых (встроенность их в экономическую систему) автоматически стабилизирует экономику, стимулируя деловую активность при спаде и сдерживая ее при перегреве. К автоматическим стабилизаторам относятся: 1) подоходный налог (включающий в себя и налог на доходы домохозяйств, и налог на прибыль корпораций); 2) косвенные налоги (в первую очередь, налог на добавленную стоимость); 3) социальные пособия. Однако наиболее сильный эффект на совокупный спрос оказывает дискреционная фискальная политика - законодательное (официальное) изменение правительством величины государственных закупок, налогов и трансфертов с целью стабилизации экономики. В развитых странах экономика на 2/3 регулируется с помощью дискреционной фискальной политики и на 1/3 – за счет действия встроенных стабилизаторов.
Рассматривая инструменты фискальной политики, необходимо учитывать положительные и отрицательные последствия для экономики. Одним из негативных явлений стимулирующей фискальной политики является эффект вытеснения. Рост государственных расходов в период экономического спада направлен на оживление экономики и увеличение совокупного спроса. Известно, что изменение совокупного спроса зависит с мультипликативным эффектом от изменения государственных закупок. Мультипликативный эффект напрямую связан с уровнем предельной склонности к потреблению. Чем выше предельная склонность к потреблению, тем выше эффект воздействия изменения государственных закупок на изменение совокупного спроса. В период спада инвестиций со стороны бизнес структур, рост государственных расходов направлен на оздоровление экономики. Однако увеличение совокупного спроса путем создания новых рабочих мест и как следствия роста доходов приводит к росту спроса на деньги и увеличению их стоимости, что негативно сказывается на стоимости кредитных ресурсов и снижении инвестиций в реальный сектор экономики. Происходит так называемый эффект вытеснения инвестиций. По данным Национального Банка Республики Казахстан (НБ РК) CAGR (совокупный среднегодовой темп роста) денежной массы за период 2007-2016 годы составил 14 % [2] при CAGR ВВП РК 10 %. При этом CAGR государственных доходов был на уровне 11,6 %. Опережающий темп роста денежной массы связан с ростом дефицита бюджета. CAGR дефицита бюджета составил 17 % [3]. Таким образом, с одной стороны, государство целенаправленно заменяло снижение инвестиций ростом государственных расходов для сохранения темпов роста реального ВВП, с другой стороны, проводило монетарную политику по снижению стоимости кредитных ресурсов через уменьшение ставки рефинансирования в целях роста инвестиций. Скоординированные контрцикличные меры фискальной и монетарной политики позволили снизить эффект вытеснения инвестиций. Важным моментом является направление использования государственных ресурсов и контроль кредитования проектов, ведущих к сдвигам в экономическом росте и изменению структуры экономики, в условиях быстро меняющейся технологической среды.
Так как источником финансирования проводимых мер является дефицит бюджета, финансируемый за счет роста долговой нагрузки, встает вопрос о допустимом уровне дефицита бюджета. Насколько современное поколение может позволить тратить ресурсы будущего поколения, и дадут ли дополнительные вливания ожидаемый экономический эффект? В конце 2017 года размер государственного долга составил 20 % от ВВП, что не превышает уровень соотношения долга и ВВП во многих развитых странах мира. Однако это не показатель успеха финансирования экономического роста. Важен не просто рост ВВП, но в первую очередь, отраслевая структура роста, показывающая уровень диверсификации экономики.
Таблица 1.
Государственные доходы в номинальном выражении (млрд. тенге) [3]
Год |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
Доходы |
2888 |
4034 |
3505 |
4299 |
5371 |
5813 |
6382 |
7321 |
7635 |
8689 |
Нефтяные |
2356 |
2820 |
2229 |
2934 |
3982 |
4095 |
4779 |
5116 |
4884 |
4750 |
Нефтяные (трансферты НФ) |
258 |
1072 |
1105 |
1200 |
1200 |
1380 |
1406 |
1955 |
2456 |
3688 |
Поступления трансфертов (Гарантированный) |
258 |
465 |
843 |
1200 |
1200 |
1380 |
1380 |
1480 |
1702 |
2880 |
Поступления Трансфертов (Целевой) |
0 |
608 |
262 |
0 |
0 |
0 |
26 |
475 |
754 |
808 |
Неналоговые поступления |
181 |
86 |
136 |
104 |
139 |
285 |
142 |
179 |
225 |
189 |
Поступления и продажи основного капитала |
93 |
57 |
36 |
61 |
50 |
52 |
56 |
71 |
70 |
62 |
Анализ динамики доходов за период 2007-2016 годы (таблица 1) показывает, что среднегодовой темп роста расходов превышает темп роста доходов. CAGR расходов равен 13,3 %. CAGR доходов равен 11,6 % [3]. На уровень доходов влияет напрямую изменение цен на нефть и девальвационные изменения. Проанализируем структуру доходов, выделяя годы, в которые проводилась девальвация.
Исследуя структуру доходов, мы видим, что доля доходов от нефтяного сектора сокращается. Первое уменьшение доли доходов от нефтяного сектора произошло в 2009 году, когда курс тенге обесценился на 20 %, что отразилось на доходах прочих секторов и их доля в общей структуре налоговых поступлений сократилась с 36 % в 2009 до 32 % в 2010. При этом устойчивый курс тенге в период 2007-2009 годов позволил увеличить долю доходов в структуре доходов с 18 % до 36 %.
Таблица 2.
Структура доходов (%)
структура доходов (%) |
2007 |
2009 |
2010 |
2014 |
2015 |
2016 |
Нефтяные |
82 % |
64 % |
68 % |
70 % |
64 % |
55 % |
Неналоговые поступления |
9 % |
5 % |
4 % |
3 % |
4 % |
3 % |
Не нефтяной сектор |
18 % |
36 % |
32 % |
30 % |
36 % |
45 % |
Такая динамика подчеркивает зависимость казахстанской экономики от импортной составляющей, как в сырьевой базе, так и готовой продукции. Девальвация 2014 года оказала влияние на снижение доли не нефтяного сектора в доходах государства, в результате снижения налогооблагаемой прибыли корпоративного сектора. Резкое изменение в структуре доходов наблюдается в 2015 и 2016 годах, когда произошло резкое снижение цен на нефть и высокое обесценение тенге. Рычаг в структуре доходов сместился в сторону не нефтяного сектора.
Анализ расходов государственного бюджета (см. Таблицу 3) показывает, что основными элементами в структуре расходов являются: социальная сфера, образование и здравоохранение. Доля этих направлений в общей структуре расходов варьирует от 47 % до 50 %. Существенный среднегодовой рост в расходах показывают расходы по обслуживанию долга CAGR 33 %. Опережение совокупного среднегодового темпа роста расходов над доходами ставит вопрос о целесообразности использования бюджетных средств и приоритетах, направленных на экономический рост и диверсификацию экономики.
Таблица 3.
Государственные расходы в номинальном выражении (млрд. тенге) [3]
Год |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
Затраты |
2678 |
3394 |
3747 |
4457 |
5423 |
6269 |
6853 |
7792 |
8227 |
9361 |
Социальная сфера |
502 |
622 |
758 |
905 |
1134 |
1239 |
1360 |
1549 |
1713 |
2002 |
Образование |
455 |
572 |
661 |
755 |
987 |
1210 |
1237 |
1359 |
1365 |
1606 |
Здравоохранение |
299 |
363 |
451 |
551 |
626 |
731 |
795 |
856 |
864 |
1011 |
Транспорт и коммуникации |
290 |
333 |
338 |
391 |
449 |
482 |
511 |
614 |
682 |
713 |
Прочие |
50 |
136 |
96 |
96 |
122 |
170 |
275 |
335 |
373 |
706 |
Государственные услуги общего характера |
165 |
224 |
166 |
225 |
296 |
396 |
382 |
484 |
697 |
584 |
Обслуживание долга |
34 |
58 |
69 |
95 |
122 |
131 |
178 |
233 |
297 |
577 |
Общественный порядок и т. п. |
241 |
271 |
316 |
369 |
448 |
558 |
608 |
601 |
557 |
567 |
ЖКХ |
200 |
234 |
304 |
334 |
389 |
439 |
472 |
555 |
443 |
425 |
Оборона |
167 |
185 |
188 |
221 |
265 |
341 |
397 |
432 |
454 |
414 |
СХ и т. п. |
101 |
170 |
168 |
207 |
271 |
293 |
259 |
349 |
376 |
348 |
Культура, спорт, туризм и информационное пространство |
122 |
164 |
174 |
228 |
202 |
223 |
258 |
298 |
294 |
319 |
ТЭК и недропользование |
52 |
61 |
59 |
80 |
112 |
127 |
120 |
129 |
112 |
89 |
Таким образом, мы делаем вывод о значимости фискальной политики в период экономической волатильности и проактивном изменении, как встроенных стабилизаторов, так и дискреционной политики, через своевременное принятие специальных законов и мер, позволяющих в период спада мотивировать инвесторов увеличить предложение через оптимизацию налоговых режимов.