ЭКОВАС И ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА В МАЛИ: МИРОТВОРЧЕСКИЕ УСИЛИЯ И ВЫЗОВЫ (2012-2014 ГГ.)
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №11(320)
Рубрика: Политология

Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №11(320)
ЭКОВАС И ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА В МАЛИ: МИРОТВОРЧЕСКИЕ УСИЛИЯ И ВЫЗОВЫ (2012-2014 ГГ.)
ECOWAS AND THE MALIAN CIVIL WAR: PEACEKEEPING EFFORTS AND CHALLENGES (2012-2014)
Anastasia Tolcheeva
Student, Patrice Lumumba Peoples' Friendship University of Russia, Russia, Moscow
Аннотация. Статья посвящена миротворческим усилиям ЭКОВАС в Мали в период гражданской войны (2012-2014 гг.), включая развертывание миссии AFISMA и сотрудничество с международными силами. Также делается акцент на вызовы, с которыми столкнулось ЭКОВАС, включая логистические трудности и военные операции против исламистских группировок, а также его роль в политическом урегулировании кризиса. В статье подчеркивается вклад ЭКОВАС в стабилизацию Мали и восстановление конституционного порядка.
Abstract. The article focuses on ECOWAS peacekeeping efforts in Mali during the civil war (2012-2014), including the deployment of the AFISMA mission and cooperation. It also highlights the challenges faced by ECOWAS, including logistical difficulties and military operations against Islamist groups, as well as its role in the political resolution of the crisis. The article highlights ECOWAS's contribution to the stabilization of Mali and the restoration of constitutional order.
Ключевые слова: ЭКОВАС, Мали, миротворческая миссия, АФИСМА, исламистские группировки, МИНУСМА, ООН, международное вмешательство.
Keywords: ECOWAS, Mali, peacekeeping mission, AFISMA, islamist groups, MINUSMA, UN, international intervention.
Гражданская война в Мали, начавшаяся в 2012 г., была вызвана комплексом внутренних и внешних причин. Одним из ключевых факторов стало восстание туарегских сепаратистов на севере страны, которые стремились создать независимое государство Азавад. Активизация восстания произошла после возвращения туарегских боевиков из Ливии, что спровоцировало рост насилия. Исламистские группировки, такие как "Ансар ад-Дин" (террористическая операция, деятельность которой запрещена в России) и "Аль-Каида в Исламском Магрибе" (террористическая операция, деятельность которой запрещена в России), воспользовались ослаблением центральной власти для расширения своего влияния. Ситуацию усугубил военный переворот в марте 2012 г., в результате которого был свергнут президент Амаду Тумани Туре. Это привело к дальнейшей дестабилизации и позволило повстанцам и исламистам установить контроль над северными регионами Мали [3, с. 115].
Понимая серьезность угрозы, которую нес усугубляющийся конфликт в Мали для региональной безопасности, ЭКОВАС приняла решение отправить в страну миротворческий контингент. Развертывание Африканской международной миссии поддержки Мали (АФИСМА) стало ключевым элементом международных усилий по стабилизации ситуации. Мандат миссии, одобренный ЭКОВАС в ноябре 2012 г., включал задачи по восстановлению территориальной целостности и государственного суверенитета Мали, защите гражданского населения и поддержке в борьбе с террористическими и экстремистскими группировками на севере страны. Для выполнения этих задач планировалось развертывание около 3300 миротворцев в Мали.
Первые подразделения ЭКОВАС начали поступать в Мали в январе 2013 г. Основную часть контингента составили войска из Нигерии, Того, Сенегала, Бенина и Буркина-Фасо, имеющие опыт участия в предыдущих миротворческих операциях. Командование миссией было возложено на Нигерию, чьи военнослужащие составили около 1200 человек — наибольший национальный контингент.
На начальном этапе развертывания АФИСМА возникли значительные логистические и материальные проблемы. Военные силы испытывали недостаток в тяжелом вооружении, бронетехнике, авиационной поддержке и средствах связи, что существенно влияло на их мобильность и боеготовность. Наряду с этим наблюдался острый дефицит финансовых ресурсов для обеспечения операции. Эти трудности были связаны с ограниченными возможностями ЭКОВАС как региональной организации. Несмотря на наличие опыта в миротворческой деятельности, для проведения полномасштабной операции на обширной территории Мали ресурсной базы у организации явно не хватало [6, с. 24].
В январе 2013 г. Совет Безопасности ООН утвердил развертывание международной миротворческой операции в Мали, которая должна была параллельно действовать с миссией ЭКОВАС. Кроме того, по просьбе малийских властей Франция отправила в страну свои вооруженные силы для оказания помощи в борьбе с экстремистами.
Присутствие французских войск с современным вооружением и авиацией значительно укрепило военную мощь ЭКОВАС, что позволяет начать активные боевые действия против сепаратистов и исламистов, контролирующих север Мали. В то же время ЭКОВАС активно работала над политическим разрешением кризиса, выступая в качестве посредника в переговорах между различными сторонами Мали. Основной целью было восстановление конституционного порядка и укрепление национального единства [4, с. 52].
Кульминационным моментом стало подписание Соглашения о переходе к гражданскому правлению в декабре 2012 г. Подписанные при содействии ЭКОВАС соглашения предусматривали создание переходного правительства, возглавляемого президентом Дионкундой Траоре, которое должно было подготовить условия для демократических выборов и начать структурные реформы.
ЭКОВАС активно сотрудничала с переходным правительством Мали, поддерживая усилия по национальному примирению и реформированию сектора безопасности. Миротворцы обеспечивали защиту правительственных учреждений и содействовали разоружению незаконных вооруженных группировок.
Значимым событием стало проведение президентских выборов в Мали в июле-августе 2013 г. при поддержке ЭКОВАС. Их результаты стали основой для формирования легитимного правительства под руководством Ибрагима Бубакара Кейтой, что создало условия для дальнейшего политического процесса [5, с. 9].
В начале 2013 г. войска ЭКОВАС, входящие в состав международной коалиции и поддерживаемые французским контингентом "Сержант", начали интенсивные бои с исламистскими террористами в северных городах Мали, таких как Гао и Тимбукту. Эти операции смогли остановить продвижение экстремистов на юг страны и укрепить контроль над стратегически важными регионами. Тем не менее, борьба с диверсионными отрядами исламистов в пустынных условиях оказалась крайне сложной, и миротворцы ЭКОВАС неоднократно становились жертвами атак, минных и артиллерийских обстрелов, что приводило к значительным потерям [1, с. 3].
К середине 2013 г. международная коалиция сумела взять инициативу в свои руки и вытеснить основные группы исламистов из населенных пунктов. Однако полностью подавить их сопротивление в этом обширном районе не удалось. Боевики продолжали вести партизанскую борьбу и совершать теракты, создавая атмосферу нестабильности. В этих обстоятельствах ЭКОВАС продолжила свое присутствие в Мали, участвуя в новой Миссии ООН по стабилизации в Мали (МИНУСМА), развернутой в июле 2013 г. [2, с. 284]. Военнослужащие организации действовали в тесном сотрудничестве с подразделениями ООН и национальными силами Мали, осуществляя патрулирование больших территорий и обеспечивая безопасность в ключевых городах.
Таким образом, следуя военному подходу против боевиков, миссия ЭКОВАС также сосредоточилась на дипломатических усилиях для поддержки политического процесса. Несмотря на сложности, она значительно способствовала стабилизации ситуации и созданию условий для восстановления конституционного порядка в Мали.
