ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРИВАТИЗАЦИИ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ В РФ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №42(309)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №42(309)
ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРИВАТИЗАЦИИ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ В РФ
PROBLEMS OF LEGAL REGULATION OF LAND PRIVATIZATION IN THE RUSSIAN FEDERATION
Zhasurbek Ulmasov
Student Don State Technical University, Russia, Rostov-on-Don
Victoria Chistova
Scientific supervisor, PhD in Economics, Associate Professor, Don State Technical University, Russia, Rostov-on-Don
Аннотация. В данной статье рассматривается понятие «приватизация». Также рассмотрена нормативная база приватизации в РФ, особенности приватизации и проблемы, возникающие на практике.
Abstract. This article discusses the concept of "privatization". The regulatory framework of privatization in the Russian Federation, the specifics of privatization and the problems that arise in practice are also considered.
Ключевые слова: право, Российская Федерация, приватизация, земельный участок.
Keywords: law, Russian Federation, privatization, land plot.
Приватизация – это процесс безвозмездной передачи, либо продажи имущества, входящего в государственную, либо муниципальную собственность, она имеет ряд проблем регулирования, которые необходимо выявить. Приватизация имущества в РФ началась в 1991 году, после распада СССР. Данный период характеризуется массовым переходом государственного и муниципального имущества частным лицам. Некоторые правовые конструкции, созданные и используемые ранее, используются и сегодня. Приватизация в РФ началась пару десятилетий назад и актуальна по сей день, а также будет существовать и в дальнейшем, именно поэтому вопрос проблемы правового регулирования приватизации важен и актуален.
Приватизировать можно:
- жилую недвижимость;
- землю;
- предприятия. [1]
Первым закон направленный именно на приватизацию, был Закон РФ от 4 июля 1991 года №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации». Данный закон предусматривал приватизацию жилых помещений, в которых проживают граждане на безвозмездной основе, то есть лица, проживающие в помещении, получали его в свою собственность бесплатно. Но данный закон, предусматривал приватизацию не всех жилых помещений, нельзя было приватизировать имущество в военных городах, аварийные помещения и общежитиях. Проблемой правового регулирования выражались в том, что все же, можно было приватизировать последние в общежитие, но это было проблемно, из-за тяжести оформления определенных документов и их получение. Проблема, дошедшая до нашего времени, это проблема время, которое проходит приватизация, хоть оно и сократилось, но занимает не мало времени. [2]
Следующим действующий нормативно правовой акт ФЗ от 21.11.2001 №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества, он регламентирует отношения, связанные с приватизацией государственного и муниципального имущества». Данные Федеральный закон в отличии от прошлого, даёт понятие приватизации как возмездное отчуждение государственного, либо муниципального имущества в частную собственность. [3] В данном законе, проблемой правового регулирования опираясь на данный нормативно правовой акт, можно выделить недостаточность формулировок, так как, данный закон предусматривает передачу имущества только на возмездной основе, упуская тот факт, что она может осуществляться и на безвозмездной основе. Например, граждане, пользующиеся правом безвозмездного пользования, либо на праве пожизненного наследования, после возведения на участке какие-либо сооружения, вправе приватизировать данный участок на безвозмездной основе. Изучив данные нормативно правовые акты, можно выделить ряд проблем правового регулирования связанных с приватизацией земельных участков. Первой проблемой, которую хотелось бы выделить, это коллизии, встречающиеся в законодательстве, регулируемым приватизацию. Данная проблема встречается повсеместно, в любой законодательной системе, и во всех отраслях права. Возникают данные проблемы из-за человеческого фактора и большого объема информации, содержащихся в нормативно правовых актах, что тяжело запомнить человеку. Не смотря на то, что по многим коллизионным вопросам, имеются постановления суда, разъясняющие принципы работы норм права, и на какую норму следует опираться, встречается следующая проблема, не каждый человек, знает о необходимости сверки данных, и уточнения какую норму необходимо применить. Зачастую обычные граждане склоняются к той норме, которая им более выгодна. И данную проблему решить невозможно, так как человеческий фактор будет присутствовать всегда, и всем граждан невозможно дать юридическое образование, для учета подобных нюансов. [4, с.201] Следующей проблемой регулирования данной сферы, это сроки, которые занимает реализация права граждан на приватизацию. По статистике процесс приватизации, занимает от двух, до двух с половиной месяцев, без учета определения границ участка по координатам межевых знаков, что является существенной проблемой, занимающей большой промежуток времени. Существенной проблемой долгое время являлся недостаток информации по участкам, которая была решена 1 января 2017 года с выходом единого государственного реестра недвижимости (далее ЕГРН). ЕГРН представляет собой единственную актуальную, полную и узаконенную базу данных по земельным участкам, с момента его выхода, все юридические действия, связанные с недвижимостью, могут осуществляться только с той недвижимостью, которая в нем зарегистрирована. [5, с.218] Но с его выходом, появились новые проблемы, такие, как реестровые ошибки. Реестровые ошибки могли возникнуть при ранее неправильно зарегистрированных данных, из-за невозможности получения более точных данных, так как старые приборы не давали такой возможности. Реестровая ошибка представляет собой несоответствие данных об участке в ЕГРН и фактических данных участка. Вследствие этого появляются проблемы определения межевых знаков, а также использование неправильной информации о координатах межевых знаков при повторном составлении межевого плана, что осложняет правовое регулирование приватизации участков. [6] Также, осложняет регулирования приватизации, это отсутствие четких критериев для оценки стоимости земельных участков, в случаях, когда приватизации является возмездной. Занижение цены участка вредит государству, а завышение цены участка делает его покупку экономически невыгодной для приобретателя, из-за чего данный участок не будет приобретен. Самой сложной проблемой в регулирования приватизации, на мой взгляд, является фактор, который учесть и выявить сложнее всего, это коррупция. Так как, субъекты распоряжаются своей собственностью и дают право на приватизацию, либо аренду. В случаях, если будет место коррупции, могут появиться проблемы связанные с экологией, например, местные органы власти дадут доступ к территориям, которые нельзя приватизировать, либо наоборот, не дадут приватизировать разрешенные территории. Также местные власти могут просто действовать неэффективно в отношении правового регулирования приватизации земельных участков. [7] Данные проблемы все находятся в процессе решения. Решение проблем правового регулирования приватизации земельных участков в РФ, является важной задачей, так как приватизация может решить ряд проблем, таких, как освоение малонаселенных земель, экономическое развитие земли и другие. Можно сделать следующий вывод, приватизация земель сложная система, имеющая множество факторов, а также ряд проблем, связанных с регулированием приватизации земельных участков.