Статья:

КАЗНАЧЕЙСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ КОНТРАКТОВ И ЕГО ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №41(308)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Чмырев С.О. КАЗНАЧЕЙСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ КОНТРАКТОВ И ЕГО ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2024. № 41(308). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/308/156668 (дата обращения: 31.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

КАЗНАЧЕЙСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ КОНТРАКТОВ И ЕГО ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Чмырев Сергей Олегович
магистрант Федерального государственного научно-исследовательского учреждения Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, РФ, г. Москва

 

Одной из важнейших задач российского государства на современном этапе развития отечественного бюджетного законодательства следует признать его деятельность по обеспечению эффективного и рационального расходования бюджетных средств. Данная задача реализуется посредством использования достаточно большого массива различных механизмов и инструментов, которые специально разработаны государственными органами и направлены на обеспечение баланса между потребностями государства и имеющимися у него денежными средствами. К числу механизмов, целью которых является снижение рисков потерь бюджетных средств относится казначейское сопровождение государственных контрактов [16, с. 12].

Действующий в настоящее время механизм казначейского сопровождения государственных контрактов был установлен Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2015 г. и на плановый период 2016 и 2017 гг.» [2] и Постановлением Правительства РФ [5], которым предусматривались меры по реализации указанного закона. Содержащиеся в данных нормативно-правовых актах положения закрепляют требования к платежам и обязательные условия, которые необходимо соблюдать при перечислении бюджетных средств юридическим лицам, не являющимся участниками бюджетного процесса, на открытые в учреждениях Банка России территориальными органами Федерального казначейства счета (в рамках исполнения государственных контрактов). Позже аналогичные положения были закреплены в федеральных законах о бюджете и Постановлениях Правительства РФ, которыми утверждались правила, определяющие порядок казначейского сопровождения государственных контрактов.

Казначейское сопровождение государственных контрактов в течение первых двух лет представляло собой «пилотный» проект и действовало в отношении ограниченного круга последних. В связи с поручением Президента РФ с января 2017 г. проект по сопровождению государственных контрактов начал активно реализовываться [3; 4]. Во исполнение поручения Правительством РФ был подготовлен и утвержден План мероприятий («дорожная карта») [6], в соответствии с которым территориальные органы Федерального казначейства (ТОФК) наделены необходимыми полномочиями на открытие счетов и санкционирование расходов, финансируемых за счет целевых средств.

В настоящее время деятельность Федерального казначейства по сопровождению государственных контрактов регулируется главой 24.4 БК РФ [1] и рядом подзаконных актов (Постановлением Правительства РФ, Приказами Минфина России, совместными письмами Минфина России и Казначейства России).

Посредством закрепления в БК РФ основ казначейского сопровождения, в том числе государственных контрактов, обеспечивается эффективность расходования бюджетных средств как один из принципов бюджетного процесса. Полноценная реализация данного принципа возможна при надлежащем правовом закреплении целостного механизма достижения эффективности [15, с. 18]. Иначе не представляется возможным эффективно расходовать бюджетные средства. Таким образом, эффективное и целевое расходование бюджетных средств, в том числе и в сфере государственных закупок, гарантируется установлением в БК РФ и функционированием единого и целостного механизма правового регулирования казначейского сопровождения.

В соответствии со ст. 6 БК РФ под казначейским сопровождением понимается проведение Федеральным казначейством (финансовыми органами субъектов РФ (муниципальных образований)) операций с денежными средствами участника казначейского сопровождения. Участником казначейского сопровождения признается юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, физическое лицо - производитель товаров, работ, услуг, получающие средства, определенные в соответствии с главой 24.4 БК РФ, использование которых осуществляется после подтверждения на соответствие условиям и (или) целям, установленным при предоставлении средств.

Можно предположить о негативных последствиях функционирования механизма казначейского сопровождения, в том числе и государственных контрактов, для кредитных организаций. На практике при перечислении средств на казначейские счета создаются повышенные гарантии того, что расходование выделенных из бюджета средств будет носить целевой и адресный характер. При использовании казначейского сопровождения публичные интересы (по аналогии с правовым режимом иммунитета бюджета) превалируют над частными [12, с. 101-110].

Использование субъектами бюджетного права (государством и иными публично-правовыми образованиями) казначейского сопровождения как специфической формы финансового контроля позволяет повышать их бюджетную самостоятельность и платежеспособность, одновременно с этим усиливать финансовую устойчивость РФ [13; 14].

Казначейское сопровождение государственных контрактов как элемент единого правового механизма защиты публичных финансов гарантирует государству достижение стоящих перед ним целей по своевременному и полному финансирования расходов, призванных обеспечивать нормальное функционирование государственных институтов и развитие общества [9; 17]. В результате внедрения и применения казначейского сопровождения исключена возможность использования денежных средств на нужды, не связанные с целями исполнения государственных контрактов. Все действия в рамках конкретной закупки носят прозрачный и обоснованный характер [10, с. 63-68].

Целевое использование бюджетных средств в процессе исполнения государственных контрактов при казначейском сопровождении обеспечивается:

- обязательным соответствием суммы оплаты остатку на лицевом счете в ТОФК, открытом данному исполнителю (исполнитель не может требовать оплаты суммы большей, чем находится на остатке в ТОФК);

- включением в госконтракт ряда специальных условий, при отсутствии которых невозможна передача денег конечному исполнителю (в частности, условия, определенные актами Правительства РФ; указание в контрактах, платежных и расчетных документах, а также в документах основания идентификатора контракта [8]).

В случае отсутствия данных условий осуществление операций на лицевых счетах получателей средств федерального бюджета возможно только после заключения дополнительных соглашений к госконтрактам [7].

Механизм казначейского сопровождения государственных контрактов, как одна из форм финансового (бюджетного) контроля призван обеспечивать целевое и рациональное (эффективное) распределение и использование средств бюджета, в том числе посредством достижения субъектами бюджетного права высокого уровня бюджетной (финансовой) дисциплины [15, с. 20].

Использование казначейского сопровождения защищает финансы государства, обеспечивает его финансовую безопасность [11, с. 72].

Резюмируя сказанное, полагаем, что казначейское сопровождение государственных контрактов характеризуется такими положительными чертами, как: введение в реальный сектор экономики бюджетных средств; достижение целевых показателей их предоставления; уменьшение количества государственных контрактов, предусматривающих авансовые платежи; сохранность бюджетных средств; прозрачность и открытость в сфере государственных закупок и исполнения контрактов; гарантированность надлежащего исполнения государственного контракта; повышение финансовой дисциплины. Несмотря на отмеченные положительные черты казначейского сопровождения, полагаем, что требуются дальнейшая разработка и совершенствование порядка реализации данного института. В целях снижения риска неисполнения государственных контрактов и обеспечения более эффективного использования средств бюджета представляется необходимым распространить его действие на более широкий круг отношений и повысить открытость его процедур.

 

Список литературы:
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 13.07.2024, с изм. от 30.09.2024) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024) // Официальный интернет портал правовой информации. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru. (дата обращения: 12.12.2024 г.).
2. Федеральный закон от 01.12.2014 № 384-ФЗ (ред. от 28.11.2015) «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» // Официальный интернет портал правовой информации. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru. (дата обращения: 12.12.2024 г.).
3. Поручение Президента РФ В.В. Путина от 02.01.2017 № Пр-18. URL: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders (дата обращения: 12.12.2024).
4. Перечень поручений Президента России по итогам совещания с членами Правительства РФ 01.02.2017 от 21.02.2017 № Пр-317. URL: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders (дата обращения: 12.12.2024).
5. Постановление Правительства РФ от 27.12.2014 № 1563 (ред. от 25.12.2015) «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» // Официальный интернет портал правовой информации. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru. (дата обращения: 12.12.2024 г.).
6. План мероприятий («дорожная карта») по обеспечению поэтапного перехода к казначейскому сопровождению бюджетных средств (утв. Правительством Российской Федерации 25.05.2017 № 3541п-П13) // СПС «Консультант Плюс».
7. Письмо Минфина России № 09-01-08/6881, Казначейства России № 07-04-05/05-1827 от 06.02.2018 «О реализации части 9 статьи 5 Федерального закона № 362-ФЗ» // СПС «КонсультантПлюс».
8. Письмо Казначейства России от 01.08.2017 № 07-04-05/22-630 «О казначейском сопровождении» // СПС «Консультант Плюс».
9. Институты финансовой безопасности / И.И. Кучеров, Н.А. Поветкина, О.А. Акопян [и др.]; отв. ред. И.И. Кучеров, Н.А. Поветкина. М.: ИНФРА-М, 2017.
10. Концепции развития российского законодательства / Л.В. Андриченко, О.А. Акопян, В.И. Васильев и др.; отв. ред. Т.Я. Хабриева, Ю.А. Тихомиров. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации; Юриспруденция, 2014. С. 63 - 68.
11. Кучеров И.И. Слагаемые финансовой безопасности и ее правовое обеспечение // Журнал российского права. 2017. № 6. С. 72.
12. Поветкина Н.А. Правовой режим иммунитета бюджета: теоретико-правовой анализ // Журнал российского права. 2015. № 5. С. 101 - 110.
13. Поветкина Н.А. Российская Федерация как субъект бюджетного права: Дисс. на соиск. ... к.ю.н. М., 2004. – 203 с.
14. Поветкина Н.А. Современная концепция субъектов бюджетного права // Финансовое право. 2015. № 9. С. 3 - 5. 
15. Поветкина Н.А. Эффективность расходования бюджетных средств: проблемы правовой квалификации // Финансовое право. 2015. № 3. С. 18-22.
16. Сафина С.Д. Казначейское сопровождение контрактов: правовое регулирование и практика финансового контроля // Финансовое право. 2017. № 12. С. 12.
17. Хабриева Т.Я. Правовые проблемы финансовой безопасности России // Вестник экономического правосудия Российской Федерации. 2016. № 10. С. 49.