КАЗНАЧЕЙСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ КОНТРАКТОВ И ЕГО ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №41(308)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №41(308)
КАЗНАЧЕЙСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ КОНТРАКТОВ И ЕГО ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
Одной из важнейших задач российского государства на современном этапе развития отечественного бюджетного законодательства следует признать его деятельность по обеспечению эффективного и рационального расходования бюджетных средств. Данная задача реализуется посредством использования достаточно большого массива различных механизмов и инструментов, которые специально разработаны государственными органами и направлены на обеспечение баланса между потребностями государства и имеющимися у него денежными средствами. К числу механизмов, целью которых является снижение рисков потерь бюджетных средств относится казначейское сопровождение государственных контрактов [16, с. 12].
Действующий в настоящее время механизм казначейского сопровождения государственных контрактов был установлен Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2015 г. и на плановый период 2016 и 2017 гг.» [2] и Постановлением Правительства РФ [5], которым предусматривались меры по реализации указанного закона. Содержащиеся в данных нормативно-правовых актах положения закрепляют требования к платежам и обязательные условия, которые необходимо соблюдать при перечислении бюджетных средств юридическим лицам, не являющимся участниками бюджетного процесса, на открытые в учреждениях Банка России территориальными органами Федерального казначейства счета (в рамках исполнения государственных контрактов). Позже аналогичные положения были закреплены в федеральных законах о бюджете и Постановлениях Правительства РФ, которыми утверждались правила, определяющие порядок казначейского сопровождения государственных контрактов.
Казначейское сопровождение государственных контрактов в течение первых двух лет представляло собой «пилотный» проект и действовало в отношении ограниченного круга последних. В связи с поручением Президента РФ с января 2017 г. проект по сопровождению государственных контрактов начал активно реализовываться [3; 4]. Во исполнение поручения Правительством РФ был подготовлен и утвержден План мероприятий («дорожная карта») [6], в соответствии с которым территориальные органы Федерального казначейства (ТОФК) наделены необходимыми полномочиями на открытие счетов и санкционирование расходов, финансируемых за счет целевых средств.
В настоящее время деятельность Федерального казначейства по сопровождению государственных контрактов регулируется главой 24.4 БК РФ [1] и рядом подзаконных актов (Постановлением Правительства РФ, Приказами Минфина России, совместными письмами Минфина России и Казначейства России).
Посредством закрепления в БК РФ основ казначейского сопровождения, в том числе государственных контрактов, обеспечивается эффективность расходования бюджетных средств как один из принципов бюджетного процесса. Полноценная реализация данного принципа возможна при надлежащем правовом закреплении целостного механизма достижения эффективности [15, с. 18]. Иначе не представляется возможным эффективно расходовать бюджетные средства. Таким образом, эффективное и целевое расходование бюджетных средств, в том числе и в сфере государственных закупок, гарантируется установлением в БК РФ и функционированием единого и целостного механизма правового регулирования казначейского сопровождения.
В соответствии со ст. 6 БК РФ под казначейским сопровождением понимается проведение Федеральным казначейством (финансовыми органами субъектов РФ (муниципальных образований)) операций с денежными средствами участника казначейского сопровождения. Участником казначейского сопровождения признается юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, физическое лицо - производитель товаров, работ, услуг, получающие средства, определенные в соответствии с главой 24.4 БК РФ, использование которых осуществляется после подтверждения на соответствие условиям и (или) целям, установленным при предоставлении средств.
Можно предположить о негативных последствиях функционирования механизма казначейского сопровождения, в том числе и государственных контрактов, для кредитных организаций. На практике при перечислении средств на казначейские счета создаются повышенные гарантии того, что расходование выделенных из бюджета средств будет носить целевой и адресный характер. При использовании казначейского сопровождения публичные интересы (по аналогии с правовым режимом иммунитета бюджета) превалируют над частными [12, с. 101-110].
Использование субъектами бюджетного права (государством и иными публично-правовыми образованиями) казначейского сопровождения как специфической формы финансового контроля позволяет повышать их бюджетную самостоятельность и платежеспособность, одновременно с этим усиливать финансовую устойчивость РФ [13; 14].
Казначейское сопровождение государственных контрактов как элемент единого правового механизма защиты публичных финансов гарантирует государству достижение стоящих перед ним целей по своевременному и полному финансирования расходов, призванных обеспечивать нормальное функционирование государственных институтов и развитие общества [9; 17]. В результате внедрения и применения казначейского сопровождения исключена возможность использования денежных средств на нужды, не связанные с целями исполнения государственных контрактов. Все действия в рамках конкретной закупки носят прозрачный и обоснованный характер [10, с. 63-68].
Целевое использование бюджетных средств в процессе исполнения государственных контрактов при казначейском сопровождении обеспечивается:
- обязательным соответствием суммы оплаты остатку на лицевом счете в ТОФК, открытом данному исполнителю (исполнитель не может требовать оплаты суммы большей, чем находится на остатке в ТОФК);
- включением в госконтракт ряда специальных условий, при отсутствии которых невозможна передача денег конечному исполнителю (в частности, условия, определенные актами Правительства РФ; указание в контрактах, платежных и расчетных документах, а также в документах основания идентификатора контракта [8]).
В случае отсутствия данных условий осуществление операций на лицевых счетах получателей средств федерального бюджета возможно только после заключения дополнительных соглашений к госконтрактам [7].
Механизм казначейского сопровождения государственных контрактов, как одна из форм финансового (бюджетного) контроля призван обеспечивать целевое и рациональное (эффективное) распределение и использование средств бюджета, в том числе посредством достижения субъектами бюджетного права высокого уровня бюджетной (финансовой) дисциплины [15, с. 20].
Использование казначейского сопровождения защищает финансы государства, обеспечивает его финансовую безопасность [11, с. 72].
Резюмируя сказанное, полагаем, что казначейское сопровождение государственных контрактов характеризуется такими положительными чертами, как: введение в реальный сектор экономики бюджетных средств; достижение целевых показателей их предоставления; уменьшение количества государственных контрактов, предусматривающих авансовые платежи; сохранность бюджетных средств; прозрачность и открытость в сфере государственных закупок и исполнения контрактов; гарантированность надлежащего исполнения государственного контракта; повышение финансовой дисциплины. Несмотря на отмеченные положительные черты казначейского сопровождения, полагаем, что требуются дальнейшая разработка и совершенствование порядка реализации данного института. В целях снижения риска неисполнения государственных контрактов и обеспечения более эффективного использования средств бюджета представляется необходимым распространить его действие на более широкий круг отношений и повысить открытость его процедур.