АДМИНИСТРАТИВНО-ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ: СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ И ПРИЗНАКИ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №39(306)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №39(306)
АДМИНИСТРАТИВНО-ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ: СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ И ПРИЗНАКИ
Аннотация. В статье характеризуются понятие и основные признаки административно-предупредительных мер. Проводится исследование системы и классификации указанных мер.
Ключевые слова: административное принуждение, административно-предупредительные меры, признаки административно-предупредительных мер.
Административно-предупредительные меры представляют собой комплекс правовых и организационных действий, осуществляемых государственными органами с целью предотвращения административных правонарушений.
Для сохранения общественного правопорядка со стороны государства и уполномоченных лиц, применяются в два метода управления такие как убеждение и принуждение. Практика показывает, что самым действенным способом противодействия преступлениям и правонарушениям является применение административно-предупредительных мер.
Следует отметить, что административно-предупредительные меры представляют собой принудительные меры, направленные на предотвращение отдельных правонарушений в области государственного управления. Эти правонарушения могут привести к снижению уровня общественной безопасности или подрыву государственного управления. [1] Особенностями административно - предупредительных мер являются:
— применение в случае, когда правонарушение не совершено;
— применение в случае, когда правонарушение совершено, но последствия в настоящее время не проявились.
Вопрос о классификации административно-предупредительных мер продолжает вызывать споры. Разнообразие подходов к данной классификации связано с широкой распространенностью этих мер в нормативно-правовых актах, а также с множеством органов публичной власти и должностных лиц, обладающих правом их применения.
Существует классификация, в соответствии с которой различают следующие виды административно-предупредительных мер: устанавливающие ограничения правоспособности субъектов административного права (ограничительные мероприятия (карантин) и т. д.), либо выражающиеся в активных административных действиях в отношении той или иной категории юридических и физических лиц (личный таможенный досмотр и др.).
Л. Л. Попов и Ю. М. Козлов имеют другую позицию относительно классификации, которую избрали в качестве критерия разграничения назначение и характер закрепляемых ограничений. [2]
Говоря о наиболее выраженных признаках административно-предупредительных мер, ученые выделяют:
— принудительность;
— одностороннее применение, предполагающее наличие юридически властных полномочий соответствующих органов;
— выражаются в запрете или ограничении;
— предшествуют применению других административных мер;
— направленность на предотвращение правонарушения. [3]
Государство, применяя административно-предупредительные меры, нацелено на защиту общественных отношений от потенциальных нарушений и причинения вреда, а также на предотвращение таких ситуаций. Процедура реализации любых мер принуждения должна строго соответствовать форме, установленной и одобренной законом. В этом контексте использование административно-предупредительных мер имеет правовой характер. Следовательно, основанием применения предупредительных мер является наступление указанных в диспозиции административно-правовой нормы условий. [3]
В связи с вышесказанным, стоит отметить, что сегодня актуальной проблемой российского законодательства является отсутствие прямого указания в КоАП РФ на цели применения административно-предупредительных мер. Основываясь на научные точки зрения исследователей и анализ законодательства, можно сделать вывод о целях применения данных норм (предупреждение и пресечение правонарушений, как говорилось ранее). Исходя из этого можно сделать заключение, что необходимо добавить в законодательство положения, содержащие в себе цели применения административно-предупредительных норм, что в свою очередь поможет избежать ошибочного толкования законодательства.