ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРОФОРИЕНТАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №37(304)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №37(304)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРОФОРИЕНТАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В современных условиях экономический рост невозможен без использования инноваций и внедрения передовых технологий в различных отраслях и сферах деятельности. Ключевое значение при этом приобретают высококвалифицированные специалисты, потребность в которых неуклонно растет. Следует отметить, что потребности рынка труда меняются с огромной скоростью. Согласно прогнозам «Атласа профессий будущего», в ближайшие годы одни профессии уйдут с рынка, другие будут заменены, а прирост профессий на стыке нескольких дисциплин будет продолжаться.
Эти данные свидетельствует об актуальности проблемы осознанного профессионального самоопределения и эффективной профориентации. Стремительно меняющиеся реалии рынка труда требуют от системы образования вести опережающую подготовку квалифицированных специалистов, при этом включать в программы профориентации углубленное знакомство с профессиями целесообразно уже в начальной школе. Необходимость проведения профориентационной деятельности в образовательных организациях отмечается в федеральных
образовательных стандартах, где ознакомление школьников с миром профессий и становление у них понимания важности правильного выбора профессии нужно начинать с младшего школьного возраста.
В реальности можно заметить, что не все обучающиеся могут самостоятельно решить кем быть. Поэтому перед системой образования встает вопрос как подготовить подрастающее поколение к самостоятельному принятию решений и ответственным действиям профессиональной деятельности.
Стремительно развивающаяся компьютерная техника и Интернет являются реальным ресурсом для обновления форм и принципов профориентационной работы, повышающих мотивацию обучающихся к самостоятельности и осознанному выбору профессии.
Мультимедийные технологии дает учащимся новые возможности в профориентантационной работе:
- помогают проще воспринимать информацию;
- повышают мотивацию к обучению, поскольку ребенок сам задействован в работе;
- используют всесторонний подход к обучению, из-за чего обучающийся глубже понимает тему;
- позволяют показать сложные или опасные эксперименты, которые нельзя получить в реальной жизни;
- визуализируют абстрактную информацию — через схемы, инфографику, анимацию — из-за чего мозгу ее проще усвоить.
Мультимедийные технологии позволяют проводить онлайн тесты, анкетирование, где свой результат можно сразу увидеть. Так же при проведении профориентационную работу более продутвной считаю создание квест-игры, в которых нет единственного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько версий ответов, которые конкурируют между собой по степени точности. Задача преподавания направлена на получение не единственного ответа, а несколько вариантов ответов. И это дает возможность решать многие производственные задачи. Большое внимание обучения делается не на овладение готовыми знаниями, умениями, а на их поиск, анализ. Главным результатом использования квест-игры выступают знания, умения и навыки, учащиеся в игровой форме учится пользоваться инструкциями, подсказками, кроме того учащиеся сам добывает нужную информацию. В целях знакомства обучающихся 2 класса с профессиями был организован и проводен онлайнквест на цифровой платформе Learnis. Так как для учащихся начальной школы в будущем выбор профессии представляется всегда облачным, чтобы развеять облака, обучающиеся в виртуальной «облачной комнате» учатся ориентироваться в мире профессий будущего. Выполнив правильно все задания, обучающиеся получают информацию о профессиях будущего, содержании труда и ключ к открытию комнаты, выходу из нее. Изюминка этой игры в том, что вопросы к заданиям они спрятаны в предметах интерьера комнаты, а не лежат в открытом виде, что вызывает интерес их поиску.
Подобные профориентационные мероприятия с применением медиаресурсов позволяют знакомить обучающихся с трендами современных профессии. Согласно прогнозам «Атласа профессий будущего», в ближайшие годы одни профессии уйдут с рынка, другие будут заменены, а прирост профессий на стыке нескольких дисциплин будет продолжаться.
Приходим к выводу, что подготовка обучающихся к выбору профессии и построению карьеры в соответствии с новым временем в условиях цифровизации основывается на наличии готовности педагогов разрабатывать и применять новые мультимедийные технологии в профориентационной работе.