Статья:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРОФОРИЕНТАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №37(304)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Рахимуллина Р.Ф. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРОФОРИЕНТАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2024. № 37(304). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/304/154949 (дата обращения: 25.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРОФОРИЕНТАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Рахимуллина Рамзия Фанисовна
студент, Елабужский институт (Приволжского) федерального университета, РФ, г. Елабуга
Газизова Фарида Самигулловна
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент кафедры, Елабужский институт (Приволжского) федерального университета, РФ, г. Елабуга

 

В современных условиях экономический рост невозможен без использования инноваций и внедрения передовых технологий в различных отраслях и сферах деятельности. Ключевое значение при этом приобретают высококвалифицированные специалисты, потребность в которых неуклонно растет. Следует отметить, что потребности рынка труда меняются с огромной скоростью. Согласно прогнозам «Атласа профессий будущего», в ближайшие годы одни профессии уйдут с рынка, другие будут заменены, а прирост профессий на стыке нескольких дисциплин будет продолжаться.

Эти данные свидетельствует об актуальности проблемы осознанного профессионального самоопределения и эффективной профориентации. Стремительно меняющиеся реалии рынка труда требуют от системы образования вести опережающую подготовку квалифицированных специалистов, при этом включать в программы профориентации углубленное знакомство с профессиями целесообразно уже в начальной школе. Необходимость проведения профориентационной деятельности в образовательных организациях отмечается в федеральных

образовательных стандартах, где ознакомление школьников с миром профессий и становление у них понимания важности правильного выбора профессии нужно начинать с младшего школьного возраста.

В реальности можно заметить, что не все обучающиеся могут самостоятельно решить кем быть. Поэтому перед системой образования встает вопрос как подготовить подрастающее поколение к самостоятельному принятию решений и ответственным действиям профессиональной деятельности.

Стремительно развивающаяся компьютерная техника и Интернет являются реальным ресурсом для обновления форм и принципов профориентационной работы, повышающих мотивацию обучающихся к самостоятельности и осознанному выбору профессии.

Мультимедийные технологии дает учащимся новые возможности в профориентантационной работе:

- помогают проще воспринимать информацию;

- повышают мотивацию к обучению, поскольку ребенок сам задействован в работе;

- используют всесторонний подход к обучению, из-за чего обучающийся глубже понимает тему;

- позволяют показать сложные или опасные эксперименты, которые нельзя получить в реальной жизни;

- визуализируют абстрактную информацию — через схемы, инфографику, анимацию — из-за чего мозгу ее проще усвоить.

Мультимедийные технологии позволяют проводить онлайн тесты, анкетирование, где свой результат можно сразу увидеть. Так же при проведении профориентационную работу более продутвной считаю создание квест-игры, в которых нет единственного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько версий ответов, которые конкурируют между собой по степени точности. Задача преподавания направлена на получение не единственного ответа, а несколько вариантов ответов. И это дает возможность решать многие производственные задачи. Большое внимание обучения делается не на овладение готовыми знаниями, умениями, а на их поиск, анализ. Главным результатом использования квест-игры выступают знания, умения и навыки, учащиеся в игровой форме учится пользоваться инструкциями, подсказками, кроме того учащиеся сам добывает нужную информацию. В целях знакомства обучающихся 2 класса с профессиями был организован и проводен онлайнквест на цифровой платформе Learnis. Так как для учащихся начальной школы в будущем выбор профессии представляется всегда облачным, чтобы развеять облака, обучающиеся в виртуальной «облачной комнате» учатся ориентироваться в мире профессий будущего. Выполнив правильно все задания, обучающиеся получают информацию о профессиях будущего, содержании труда и ключ к открытию комнаты, выходу из нее. Изюминка этой игры в том, что вопросы к заданиям они спрятаны в предметах интерьера комнаты, а не лежат в открытом виде, что вызывает интерес их поиску.

Подобные профориентационные мероприятия с применением медиаресурсов позволяют знакомить обучающихся с трендами современных профессии. Согласно прогнозам «Атласа профессий будущего», в ближайшие годы одни профессии уйдут с рынка, другие будут заменены, а прирост профессий на стыке нескольких дисциплин будет продолжаться.

Приходим к выводу, что подготовка обучающихся к выбору профессии и построению карьеры в соответствии с новым временем в условиях цифровизации основывается на наличии готовности педагогов разрабатывать и применять новые мультимедийные технологии в профориентационной работе.

 

Список литературы:
1. Абросимова Л. Н. Программа по профессиональной ориентации младших школьников «Тропинка в профессию» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2014. Т. 12. С. 6-10. 
2. Анисимова Н.С. Мультимедиа- технологии в образовании: понятия, методы, средства: монография / Н.С. Анисимова; Под ред. Г.А. Бордовского – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2002.-89с.
3. Безусова, Т.А. Методы профориентационной работы высшего учебного заведения / Т.А. Безусова, Л.Г. Шестакова. Текст: непосредственный // NovaInfo, 2016. № 54. С. 216-226.
4. Грибкова Ю.В. Интерактивные технологии в профориентационной работе / Ю.В. Грибкова, О.А. Кашинцева, И.А. Сарычева. Текст: непосредственный // Вестник Череповецкого государственного университета. 2019. №2 (89). С. 193-200.