Статья:

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №34(301)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Смелая Т.П. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2024. № 34(301). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/301/154104 (дата обращения: 25.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

Смелая Татьяна Павловна
студент Белгородского государственного национального исследовательского университета, РФ, г. Белгород
Погребняк Татьяна Алексеевна
научный руководитель, доцент Белгородского государственного национального исследовательского университета, РФ, г. Белгород

 

Целью эксперимента стало выявление  влияния дистанционной формы обучения биологии в 10-х классах на их успеваемость. Констатирующий этап исследования проводился в форме диагностического тестирования, целью которого стала оценка усвоения учащимися 10 класса, ранее изученного материала по биологии, который изучался на уроках, проводимых в очном формате.

Первая группа обучающихся, насчитывающая пятнадцать человек стали экспериментальной группой. Вторая группа, контрольная, также включала пятнадцать учащихся данного класса. Учащихся контрольной группы обучали в очном формате, экспериментальной – с помощью дистанционных образовательных технологий [1].

На основании материалов сборника Грум-Гржимайло О.А., Ишевской М.Л. и Галас Т.А. «ЕГЭ «Биология». Тематический тренинг для подготовки к единому государственному экзамену» было разработано тестирование, состоящие из 20 вопросов различных уровней сложности (базовый, повышенный, высокий).

Результаты первичного тестирования показали, что уровень подготовки учащихся по биологии средний и ниже среднего в экспериментальной и контрольной группе (соответственно 50% и 65%). Большинство учащихся набрали от 18 до 27 баллов, что соответствует отметке «хорошо» и «удовлетворительно». Итоги тестирования в экспериментальной группе показали, что средний уровень владения знаниями характерен для 25% учащихся, ниже среднего – 75%.

По результатам беседы, которая была проведена с учащимися после тестирования, выявлено, что наибольшую сложность представляли вопросы с картинками. Задание №8, где рассматривается митотический цикл клетки, вызвало наибольшие затруднения, решить его большинству учеников не удалость. В ходе дополнительных занятий все сложные моменты были объяснены. Однако учащиеся контрольной группы легко справились с заданиями №1-7, которые отражали биологическую роль органических веществ в процессах жизнедеятельности клетки, этапах селекции и строении клеток. Школьники из экспериментальной группы показали хорошую осведомлённость в вопросах №11-13, которые были направлены на проверку знаний раздела «Анатомия». Итоги тестирования  продемонстрировали, что ученики обеих групп готовы начать обучение с помощью разных форм организации учебного времени.

Формирующий этап исследования представлял собой проведение уроков в смешанном формате (для экспериментальной группы – дистанционно, контрольной – очно). Цель – сравнить уровень усвоения знаний обучающимися при применении разных форм организации образовательного процесса.

Контрольный этап исследования заключался в проведении итогового тестирования и подробного анализа последнего с целью выявления влияния дистанционного обучения на уроках биологии на уровень подготовки учащихся 10 класса по предмету [2]. В ходе проведения формирующего этапа эксперимента было доказано, что в экспериментальной группе, где систематически применяется дистанционный формат обучения, успеваемость учащихся растёт.  Кроме того, мы отмечаем, что в экспериментальной группе ответы учащихся стали конкретными, систематизированными. Учащиеся стали больше времени уделять сложным вопросам изучения предмета и подготовке к ГИА.  

Основная цель итогового тестирования – сравнить первичный и итоговый уровень подготовки учащихся. Тематический тренинг для подготовки к единому государственному экзамену». По сравнению с входным тестированием, итоговое было усложнено, так как большинство сложных и важных тем были пройдены и успешно закреплены учащимися обеих групп.

Тестирование составлено согласно структуре 1-й части ЕГЭ по биологии. Включает 21 задание различных уровней сложностей. За основу взята разбалловка по критериям ГИА. На решение тестирования учащимся было отведено 100 минут. Экспериментальная и контрольная группы выполняли тестирование в очном формате.

Результаты итогового тестирования показали, что в экспериментальной группе на отметку «5» справились  75% учащихся, на «4» –  20% человек, на «3» – 5%. Соответственно, можно сделать вывод, что уровень подготовки  по биологии повысился в данной группе, где образовательный процесс был организован с помощью дистанционных образовательных технологий (диаграмма 6).

По итогам тестирования в контрольной группе отмечается следующее:  45% школьников справились на отметку «5» , «4» – 35%, «3» – 20% учащихся. Мы отмечаем, что уровень подготовки изменился незначительно в данной группе, в которой уроки проводились в очном формате.

Сравнивая результаты первичного и итогового тестирований, мы отмечаем, что применение дистанционного обучения повысило подготовленность по предмету экспериментальной группы учащихся 10 «А» класса. Увеличилось количество школьников успевающих на оценки «5» и «4» с 0% до 87%; снизилось на оценку «3» с 73% до 13%. Также мы констатируем, что отсутствуют учащиеся, получившие неудовлетворительную отметку.  Рассмотрим результаты сравнительного анализа тестирований в контрольной группе.  Уровень подготовки группы также изменился в положительную сторону, количество учащихся успевающих на оценку «5» и «4» повысился с 33% до 80%; снизилось количество учащихся с оценкой «3» – с 67% до 20%, неудовлетворительных оценок нет. По результатам контрольного этапа исследования было зафиксировано повышение показателя качества знаний в экспериментальной группе 10 «А» класса – с 27% до 86%. Мы считаем, что повышению уровня успеваемости учащихся экспериментальной группы способствовало включение в уроки биологии различных форм, средств и методов обучения относящихся к дистанционной технологии. В процессе обучения соблюдались следующие важные условия: структурированная организационная работа, координированная и слаженная работа учителя и учащихся, систематическое применение технологии дистанционного обучения, использование многочисленных инновационных интерактивных форм [3].

Кроме того, росту качества знаний способствует повышение уровня познавательной активности учащихся, которая увеличивалась благодаря возможности самостоятельного планирования учебного времени, различным формам предоставления и закрепления нового материала, отсутствию стрессового фактора выступления перед классом или учителем.

В контрольной группе 10 «А» класса также увеличилось качество знаний, с 33,3% до 80%, но остались 20% учащихся, которые усваивают материал на оценку «удовлетворительно». В данной группе наблюдалось отсутствие системности в обучении, пресыщенность межличностной коммуникации, которая отвлекает от процесса получения и структуризации знаний. Тогда как в экспериментальной группе у учащихся отсутствовали отвлекающие факторы.

 

Список литературы:
1. Пидкасистый П.И. Организация учебно-познавательной деятельности студентов / П.И.  Пидкасистый — М., 2005.
2. Полат Е.С. Педагогические технологии дистанционного обучения / Е.С. Полат. — М., 2006.
3. Шарипов Ф.В. Дидактические основы дистанционного обучения / Ф.В.  Шарипов — Уфа, 2005.