Статья:

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ, ДЕТЕЙ С ЗПР

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №19(286)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Гильмутдинова А.Р. ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ, ДЕТЕЙ С ЗПР // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2024. № 19(286). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/286/149475 (дата обращения: 26.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ, ДЕТЕЙ С ЗПР

Гильмутдинова Аделина Ринатовна
магистрант, ЧОУ ВО Казанский инновационный университет имени В.Г. Тимирясова (ИЭУП), РФ, г. Казань

 

На данный момент одной из наиболее известных и распространённых детских патологий является ЗПР, что доказывается проведенным анализом статистических данных Е. А. Кочетовой (научным сотрудником лаборатории образования и комплексной абилитации детей с задержкой психического развития Института коррекционной педагогики РАО). По данным её статистических данных об образовании детей с ОВЗ в 2019/20 уч. г. по 85 субъектам Российской Федерации – именно дети с ЗПР являются самой многочисленной нозологической группой, составляющей около 40% от всей популяции детей с ОВЗ и инвалидностью [2, с. 38].

Н. В Микляева под ЗПР понимает: «Неравномерность формирования психических функций (причем отмечается как повреждение, так и недоразвитие отдельных психических процессов)» [3].

ЗПР у детей – это слабое отклонение в психическом развитии ребенка, которое занимает промежуточное положение между нормальным и патологическим развитием. Специалисты объясняют такое состояние более медленным созреванием психики ребенка.

Иными словами ЗПР – это задержка, вызванная органической или функциональной недостаточностью (ЦНС) и проявляющаяся в повреждении и недоразвитии отдельных психических процессов (приводящая к их неравномерному формированию, в следствии чего младший школьник не прекращает находиться в кругу дошкольных игровых интересов.

С каждым годом растёт тенденция к неблагоприятным социально-психолого-педагогических условиям, в которых находятся дети с ЗПР. Такие семьи характеризуются некомпетентностью родителей в вопросах нормы развития детей, конфликтными ситуациями и жестоким обращением и т.д. Подобная гнетущая атмосфера лишь усугубляет непростую сложившуюся ситуацию. Л.Э. Абдуллина отмечает, что зачастую родители не могут самостоятельно, без помощи специалистов справиться с проблемами воспитания и обучения особых детей, что может быть связано с закрытостью семьи от общества или низкой педагогической компетентностью [1]. Не имея глубоких познаний о природе ЗПР, родители не могут адекватно оценивать возможности детей, не всегда осознают трудности детей в обучении. В последствии это приводит к тому, что родители начинают испытывать чувство неудовлетворенности вследствие несбывшихся ожиданий, что негативно отражается на их отношениях.

Каждый специалист знает, что успешность коррекционно-развивающей работы во многом зависит от того, насколько родители понимают состояние своего ребёнка, принимают его таким, какой он есть и стремятся помочь.

Практика показывает, что достичь оптимального взаимодействия с семьями с детьми, находящимися в статусе ОВЗ, очень непросто. Несмотря на это важно наладить процесс реализации поддержки родителей, таким образом, чтобы были задействованы все специалисты, работающие с данным ребёнком.

Среди направлений работы с родителями выделяют обучение родителей практическим приемам коррекции, профилактику эмоционального выгорания, путём формирования умений психологической защиты и самовосстановления. Помимо этого необходимо повышать психолого-педагогическую грамотность родителей и оптимизировать их детско-родительские отношения. Для этого необходимо использовать следующие формы организации помощи семьям:

1. Индивидуальные формы взаимодействия, включающие методы беседы и консультации, как отдельно с учителями и специалистами, так и совместно. Данные методы позволяют продемонстрировать полную картину личности ребёнка, решать конфликтные ситуации, обучать родителей новым вариантам взаимодействий с детьми, как в целях коррекции нарушений, так и улучшения микроклимата в семье.

2. Коллективные формы работы включают общие и классные родительские собрания, позволяющие информировать родителей, решать организационные вопросы и обсуждать содержание коррекционно-образовательной работы.

Метод «День открытых дверей» наиболее удачен в случаях необходимости познакомить родителей со школой, рассказать о направлениях и условиях её работы.

В ходе работы было замечено, что родителям нравятся тематические доклады, плановые консультации и семинары, направленные на практическую сторону вопроса. Иными словами, демонстрация игр, отрывков с занятиями позволяет родителям доступно получить информацию и не заскучать во время прослушивания. Проведение различных тематических детских праздников и развлечений, включающий непосредственное участие родителей и детей, благоприятно сказывается на их психоэмоциональном состоянии и поддерживает позитивный микроклимат в классах и в семье

Также можно выделить следующие методы: круглые столы, тренинги, родительские вечера, семейные клубы, мастер-классы, релаксации.

3. Наглядно-информационные формы, представляют собой информационные стенды (стационарные и передвижные) и тематические выставки, позволяющие привлекать родителей красочным оформлением и актуальной, краткой и доступной информацией. Данные методы позволят проинформировать родителей об организации коррекционно-образовательной работы, возрастных и индивидуальных особенностях детей в письменной форме.

Выставки детских работ по календарно-тематическому планированию позволят привлечь и активировать интерес родителей к продуктивной деятельности своего ребенка.

А вариант открытых занятия классного руководителя и специалистов послужат в качестве наглядной демонстрации реальных умений и навыков ребёнка, а также способов решения затруднительных ситуаций, возникающих в процессе деятельности детей.

В последнее время набирают популярность различные группы в социальных сетях, которые можно пополнять и изучать в любое удобное время, а также комментировать. Нельзя не акцентировать внимание на том, что родители такие же индивидуальные личности, как и их дети. Совокупность вышеперечисленных методов и форм покажет, что родители не одни, найдут единомышленников и, на примере других семей, будут принимать активное участие в развитии ребёнка.

Таким образом, можно сказать, что авторитетом и главным воспитателем для детей, являются родители, поэтому важно стимулировать и вдохновлять их на работу при помощи вышеупомянутых методов и форм. Взаимодействие родителей и детей с ЗПР требует особого подхода и внимания, а чтобы вовремя помочь своим детям, им необходимо работать в дружном тандеме со специалистами.

 

Список литературы:
1. Абдуллина, Л.Э. Педагогическое сопровождение самообразования родителей в условиях взаимодействия дошкольной об разовательной организации и семьи / Л.Э. Абдуллина. – ФГАОУ ДПО «АПКиППРО». М., 2019. – С. 221.
2. Бабкина Н. В. Современные тенденции в образовании и психолого-педагогическом сопровождении детей с задержкой психического развития // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2021. №202. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-tendentsii-v-obrazovanii-i-psihologo-pedagogicheskom-soprovozhdenii-detey-s-zaderzhkoy-psihicheskogo-razvitiya
3. Микляева, Н. В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с задержкой психического развития: учебник и практикум для вузов / Н. В. Микляева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 328 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-15318-7. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — Режим доступа: URL: https://urait.ru/bcode/530333.
4. Мишина Г.А. Формы организации коррекционно-педагогической работы специалиста - дефектолога с семьей, воспитывающей ребенка раннего возраста с нарушениями психофизического развития. // Дефектология. 2001. №1. - С.60-64.