Статья:

КОРРУПЦИОННЫЕ РИСКИ И АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ОРГАНИЗАЦИИ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №15(282)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Шаульская Е.А. КОРРУПЦИОННЫЕ РИСКИ И АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ОРГАНИЗАЦИИ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2024. № 15(282). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/282/147362 (дата обращения: 26.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

КОРРУПЦИОННЫЕ РИСКИ И АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ОРГАНИЗАЦИИ

Шаульская Екатерина Алексеевна
магистрант, Ростовский филиал Российской таможенной академии, РФ, г. Ростов-на-Дону

 

Эволюционные процессы, происходящие в мире, являются подспорьем развития многих сфер жизнедеятельности общества и функционирования государства. Среди подобных положительных эффектов можно отметить научно-технический прогресс и рост инноваций, который в первую очередь выражается через цифровые трансформации. Однако, несмотря на совершенствование большинства сфер, существуют проблемы, которые с течением времени, к сожалению, не удается решить. Таковой проблемой без преувеличения можно считать коррупцию.

Тема данной статьи посвящена вопросу изучения коррупционных рисков и антикоррупционной политики организации. Актуальность темы исследования подтверждается ее практической значимостью, заключающейся в том, что коррупция, представляя собой исключительно негативный феномен, несет в себе вред как для отдельных хозяйствующих субъектов, так и для страны в целом. Следовательно, борьба с ней является целью не только конкретных организаций, но и государства в целом.

Приведем определение коррупционных рисков. В обобщенном виде, коррупционными рисками принято считать перечень обстоятельств, которые по своей сущности наталкивают на возможность совершения преступления коррупционной направленности. Данные преступления совершаются посредством действий или бездействий тех или иных специалистов, обладающих определенными полномочиями и наделенных различными уровнями власти. Основной целью подобных действий является извлечение личной выгоды незаконными методами [1].

Рассуждая на тему коррупционных рисков и их сущности через призму деятельности предприятия, стоит отметить, что далеко не для каждого коммерческого предприятия актуален вопрос, связанный с выявлением подобных рисков, а также формированием на их основе мер антикоррупционной политики. Следовательно, оценка подобных рисков актуальна в большей степени для организаций, использующих бюджетное финансирование.

Коррупционные риски, не теряющие своей актуальности в организациях, развиваются за счет непрозрачности доходных и расходных статей бюджета, интенсивной коммуникации с гражданами и организациями, а также широких властных полномочий, коррелирующими с распределением финансовых ресурсов. Чаще всего коррупционные риски возникают в сфере закупочной и конкурсной деятельности, АПК, образование и т.д. [3]. 

С целью минимизации влияния коррупционных рисков, организациям важно разработать и внедрить антикоррупционную политику.

Данный вид противодействия коррупции представляет собой совокупность коррелирующих друг с другом принципов, процессов и отдельных мер, основной целью которых является предупреждение и искоренение преступлений коррупционной направленности, потенциально или реально встречающихся в финансово-хозяйственной деятельности данной организации. Все мероприятия антикоррупционной политики, а также порядок их реализации, должны быть закреплены в рамках конкретного документа, название которого часто полностью идентично наименованию категории «антикоррупционная политика» [2].

Антикоррупционная политика и прочие задокументированные документы, прямо или косвенно направленные на борьбу с коррупционными проявлениями в организации, желательно оформлять в виде локальных актов, обязывающих всех работников предприятия выполнять все пункты, перечисленные в их рамках.

Как уже отмечалось, основные коррупционные риски, связаны с деятельностью организаций, в которых «циркулируют» бюджетные средства. Наиболее пристальное внимание среди всех бюджетных организаций следует уделять медицинским учреждениям, поскольку коррупционные преступления, совершаемых в рамках данных организаций чреваты не только негативными экономическими последствиями, но и угрозой подрыва качества жизни населения посредством ухудшения качества оказываемых услуг.

Приведем схему антикоррупционной политики ГБУЗ ЯО «Областной врачебно-физкультурный диспансер» (рис.), которая свидетельствует о достаточно серьезном подходе со стороны руководства.

 

Рисунок. Структура антикоррупционной политики ГБУЗ ЯО «Областной врачебно-физкультурный диспансер» [4]

 

Представленная выше схема, однозначно свидетельствует о том, что организации, которые в реальности заинтересованы в решении проблемы коррупции в своих стенах, принимается целый ряд самых разнообразных документов и локальных нормативных актов, призванных обеспечить целостность процесса, а также придать ему действенный характер, а не формальный, как это, к сожалению, достаточно часто встречается.

Резюмируя вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что отечественное антикоррупционное законодательство, еще далеко от совершенства. По этой причине особую важность приобретают локальные нормативные акты отдельных организаций, главенствующим среди которых является антикоррупционная политика, которая учитывая существующие коррупционные риски, содержит в себе информацию относительно перечня необходимых мер по профилактике коррупции и ее устранению.

 

Список литературы:
1. Методика оценки коррупционных рисков, возникающих при реализации функций Следственного комитета Российской Федерации. Режим доступа: http://kchr.sledcom.ru/folder/858704/item/858709
2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции. Москва. 2014. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154292/
3. Олешко А.Ю. КОРРУПЦИОННЫЕ РИСКИ В ОРГАНИЗАЦИЯХ, ИСПОЛЬЗУЮЩИХ БЮДЖЕЬНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ // Форум молодых ученых. 2019. №6 (34). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/korruptsionnye-riski-v-organizatsiyah-ispolzuyuschih-byudzhenoe-finansirovanie (дата обращения: 10.04.2024).
4. Официальный сайт ГБУЗ ЯО «Областной врачебно-физкультурный диспансер». URL: https://ovfd.zdrav76.ru/?page_id=649