НАЛОГ ДЛЯ САМОЗАНЯТЫХ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №13(280)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №13(280)
НАЛОГ ДЛЯ САМОЗАНЯТЫХ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
В современном обществе тенденция самозанятости становится все более актуальной, отражая изменения в рыночной экономике и развитие технологий. Однако вместе с возросшей популярностью самозанятости возникают и новые вопросы, одним из ключевых является организация налогообложения.
На сегодняшний день отсутствует четкое определение самозанятых граждан, их признаки разрозненны в различных отраслевых правовых актах. В целях создания согласованного режима правового регулирования их деятельности предлагаем включить в законодательство следующую дефиницию: «самозанятый гражданин – физическое лицо, осуществляющее лично, то есть без привлечения наемных работников, вне статуса ИП предпринимательскую деятельность и являющееся плательщиком налога на профессиональный доход». При этом для обозначения совокупности самозанятых граждан и ИП, не имеющих наемных работников и уплачивающих налог на профессиональный доход (далее – НПД), вполне подходит термин «лица, являющиеся плательщиками налога на профессиональный доход».
К.Ю. Лукьянов отмечает неоптимальность текущих налоговых ставок, особенно в контексте разницы в уплате налога при получении дохода от взаимодействия с физическими и юридическими лицами. Применение ставок в размерах 4% и 6%, хотя и имеет небольшую разницу, все равно приводит к ущемлению прав налогоплательщиков, взаимодействующих с юридическими лицами как с контрагентами [1, с. 36].
Кроме того, введение специального налогового режима привело к появлению таких правонарушений, как перевод сотрудников с трудового договора на работу в формате самозанятости. Это обусловлено уменьшением суммы обязательных платежей, которые должны отчислять работодатели. Так, не нужно уплачивать социальные и страховые взносы, а также сокращается величина налога на доходы физических лиц.
Вместе с тем заключение гражданско-правовых договоров, которые по сути регулируют трудовые отношения между работником и работодателем, противоречит трудовому законодательству (ст. 15 Трудового кодекса РФ), за что предусмотрена административная ответственность. Это может привести к серьезным штрафам для организаций и даже к дисквалификации их должностных лиц, согласно ст. 5.27 КоАП РФ.
Конституционный Суд РФ подчеркнул изначальное право на свободный выбор при определении модели отношений и формы договора [2]. В то же время граждане, соглашаясь на заключение гражданско-правового договора вместо трудового и оформляя статус самозанятого, не всегда осознают последствия этого. Например, что самозанятый может быть признан виновным в ДТП при перевозке по путевому листу и нести ответственность за ущерб, причиненный третьему лицу, если не предоставит доказательства принадлежности транспортного средства организации, наличия своего статуса ее работника [4].
В связи с этим возникает проблема переквалификации гражданско-правовых отношений, в которых участвуют самозанятые граждане, в трудовые. Письмо ФНС России от 15 апреля 2022 года № ЕА-4-15/4674, касающееся мероприятий налогового контроля по НПД, создало условия для такой переквалификации по инициативе налоговых органов [3].
Излишняя активность налоговых органов может приводить к противоречивым ситуациям, когда налоги уплачены, но гражданин, чей доход переквалифицировали в зарплату, лишается защиты, предусмотренной трудовым законодательством.
Эта коллизия подчеркивает опасность смешения трудового и налогового законодательства, что может иметь непредсказуемые последствия.
Для решения указанных проблем представляется необходимым внести в Трудовой кодекс РФ и/или Закон об НПД норму, ограничивающую возможность переквалификации гражданско-правовых отношений с участием самозанятых в трудовые, если не доказано, что работодатель принуждал работника оформиться в качестве самозанятого.
Наконец, следует информировать самозанятых граждан о возможности изменения характера их взаимоотношений и о последствиях такого изменения.
Особое внимание стоит уделить последствиям неперечисления взносов во внебюджетные фонды. Поддерживая точку зрения М.В. Черных, отметим, что исключение широкого круга самозанятых граждан из системы пенсионного обеспечения и социального страхования может привести к нестабильности их правового положения в будущем [5, с. 106].