КНР И ГОНКОНГ: КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПРИНЦИПА “ОДНА СТРАНА - ДВЕ СИСТЕМЫ”
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №41(264)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №41(264)
КНР И ГОНКОНГ: КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПРИНЦИПА “ОДНА СТРАНА - ДВЕ СИСТЕМЫ”
Китай - страна с древнейшей историей и исторически Гонконг никогда не был независимой страной. Гонконг до 1997 года был колонией Англии, позже эту территорию вернули Китаю с условием сохранения автономии города. Под автономией понимается наличие у Гонконга собственного правительства и законов, своих судов и полиции, своего флага и своей валюты. Таким образом, Гонконгу разрешено действовать как независимая страна, но таковым он не является. Официально Гонконг — специальный административный район Китая. Так будет продолжаться ещё 28 лет (до 2047 года), пока не закончится договор об автономии.
Если говорить о правых системах, сложившихся в одной стране, то стоит начать с Китайской Народной Республики. Правовая система КНР носит смешанный характер и включает в себя черты права стран социалистической системы, конфуцианские ценности, нормы традиционного права, а также принципы и нормы современного международного права. Если затрагивать древнекитайское право, то оно испытывало влияние двух учений: конфуцианской религии, которые считали главным регулятором поведения людей не закон, а нормы морали и считали роль права вспомогательной и идеологии легистов, которые выступали за упорядочивание жизни населения с помощью общеобязательных законов. Также вступление Китая в международные организации, подписание и ратификация различных международных договоров требует от законодателя учета международных правовых норм в законотворческой работе и правоприменительной практике; и так как в Китае строится социализм, его правовую систему можно назвать социалистической системой с китайской спецификой. Система органов государственной власти состоит из законодательных, исполнительных, судебных органов и органов правового надзора
Правовая система Гонконга является неотъемлемой частью правовой системы современного китайского государства и имеет свои особенности. В апреле 1990 года ВСНП - Всекитайское собрание народных представителей - утвердило Основной закон Гонконга, закрепивший принцип "Одна страна - две системы", который сформулировал Дэн Сяопин: сохранение в специальных административных районах внутри единого Китая сложившихся политических и экономических систем.
В юридической литературе, анализирующей право Гонконга, основное внимание уделяется влиянию англосаксонской правовой традиции на его формирование и развитие. Однако они упускают из виду тот факт, что на новых территориях действовало китайское обычное право (традиционное право) времен династии Цин, а в 1997 году Гонконг стал специальным административным районом Китайской Народной Республики, что также оказало значительное влияние на правовую систему Гонконга. Китайские власти инициировали процесс гармонизации законов Гонконга с действующим китайским законодательством.
Шаг за шагом китайское руководство пытается незаметно ограничить "юридическую независимость" бывшей британской колонии.
Все началось с дипломатического спора между Китаем и Великобританией. Британцы пытались "отладить" все слои существующего законодательства за время, оставшееся до присоединения Гонконга к Китаю. Затем китайские власти ограничили свободу Гонконга в принятии законов о внешней политике и национальной обороне. В настоящее время некоторые оппозиционно настроенные жители Гонконга требуют внести изменения в процесс выборов главы администрации, однако право утвердить их кандидатуру принадлежит китайскому парламенту.
Помимо обычного права, правовая система Гонконга включает в себя право справедливости, общего права, права гражданства, законы о дипломатической неприкосновенности и иммунитете, а также другие законы материкового Китая.
Согласно части 4 статьи 18 Основного закона Гонконга, также называемого Основным законом особого административного района Сянган, если в Гонконге начнутся неконтролируемые беспорядки, создавшие угрозу единству и безопасности государства, Центральное народное правительство может применить к этой территории соответствующие законы КНР.
Анализ законодательства Гонконга, принятого после возвращения Гонконга под юрисдикцию Китая, показывает, что утверждение о том, что правовая система Гонконга не изменилась с 1997 года, является ложным. Более того, тот факт, что китайские власти не внесли изменений в действующие в Гонконге законы, не означает, что таких прав не существует. В любой момент, особенно учитывая нестабильную политическую ситуацию в мире, китайское правительство будет иметь право заставить жителей Гонконга жить по своим правилам в рамках закона.
Принцип "одна страна, две системы" показал свою эффективность. Китай будет следовать ему и дальше. Об этом заявил действующий генеральный секретарь ЦК Коммунистической партии Си Цзиньпин на торжественном мероприятии по случаю 25-летней годовщины возвращения Гонконга под юрисдикцию Китая.
Вышесказанное позволяет сделать определенные выводы о правовых системах Китая и Гонконга и их взаимосвязи в целом. Правовая и экономическая системы Гонконга после его «возвращения» в Китай не подверглись изменениям, ошибочно: в меньшей степени изменения затронули бизнес, но экономика региона продолжает интенсивно развиваться. Центр не вмешивался в уже давно налаженную систему регулирования экономических отношений внутри, однако с течением времени так или иначе поисходит «локализация права», то есть приспособление его законодательства к требованиям центра. Также собственное законодательство Гонконга, в которое Китай не вправе вмешиваться, с одной стороны, отличается жесткостью, с другой - либерально в отношении предоставляемых прав и свобод.
Время покажет, в каком правовом поле будет жить Гонконг после 2047 года, когда закончится отведенный для его интеграции в правовое пространство КНР срок.