НЕКОТОРЫЕ ПРИЧИНЫ ПОДРОСТКОВОЙ ПРЕСТУПНОСТИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №40(263)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №40(263)
НЕКОТОРЫЕ ПРИЧИНЫ ПОДРОСТКОВОЙ ПРЕСТУПНОСТИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
Аннотация. В рамках представленной статьи раскрываются некоторые актуальные проблемы подростковой преступности. Автором определены предлагаемые пути решения проблем и устранения причин такой преступности. Также автор уделяет внимание вопросу о снижении возраста уголовной ответственности.
Ключевые слова: уголовное право, подростки, преступность несовершеннолетних, профилактика.
Подростковый возраст – очень сложен как с точки зрения физиологических особенностей, так и с точки зрения психоэмоциальных. Самобытное восприятие мира, буйство гормонов на всех действуют по-разному: кто-то направляет свою энергию в правильное русло – занятия спортом, творчество, учебой, а кто-то в сторону девиации – побеги из дома, прогулы школы, алкогольная и наркотическая зависимости. Ведение такого образа жизни на длительной основе часто приводит к совершению подростками преступлений различной направленности.
В данной статье мы хотим подробнее остановится на некоторых причинах подростковой преступности и путях их решения.
Первая причина, на наш взгляд, это недостаточная профилактика правонарушений среди несовершеннолетних. Согласно статье 1 ФЗ №120, профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних – это система социальных, правовых, педагогических и иных мер, которые направлены на выявление и устранение причин и условий, повышающих уровень безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних [3].
Полагаем, что для эффективной профилактики необходимо рационально распределять ее нагрузку между различными органами и институтами. Так, профилактической работой, прежде всего, должны заниматься семья несовершеннолетнего, затем психологи и социальные работники школы, потом уже работники органов комиссий по делам несовершеннолетних и органы управления социальной защиты населения, и, наконец, правоохранительные органы. Только такая согласованная и последовательная работа все вышеназванных элементов сможет работать качественно и результативно влиять на неокрепшие ум и психику подростка.
Второй причиной, по нашему мнению, является наличие большого количества свободного времени у подростков. Многие современные родители очень часто выбирают устройство своей карьеры, взамен семейной жизни, поэтому зачастую даже не интересуются жизнью своих детей. А кроме этого, на сегодняшний день очень мало стало бесплатных интересных для ребенка секций и кружков.
Сегодня большинство дополнительных занятий, где ребенок может развиваться в творчестве или спорте, тем самым занимая свое свободное время и ограничивая себя от девиантного воздействия среды, платные и, более того, довольно дорогие. Другими словами, многие внеучебные секции и кружки оказываются просто не по карману родителям, вследствие чего дети оказываются не занятыми и предоставленными сами себе. В этом случае существенно увеличивается риск их вовлечения в незаконную деятельность, в том числе под влиянием более старших товарищей.
Возможно ли решить данную проблему? На наш взгляд - да, и, прежде всего, решение этой проблемы лежит в области выделения дополнительного финансирования государственным учреждениям, в том числе дополнительного образования, чтобы они могли принимать гораздо больше детей и предоставлять им досуговые занятия на бесплатной основе.
Помимо вышеуказанных причин, еще одной причиной подростковой преступности является так называемое ощущение "безнаказанности". Как говорят некоторые ученые, по некоторым категориям преступлений хоть и предусмотрен сниженный возраст наступления уголовной ответственности, однако далеко не всегда этот возраст достаточен. Например, уже не первый год ведутся дискуссии относительно снижения возраста уголовной ответственности за убийство и причинение тяжкого вреда здоровью. Как отмечают некоторые исследователи, даже современная история знает случаи, когда совершались жестокие преступления, но виновные не понесли ответственности, так как не достигли возраста 14 лет. Например, в мае 2018 года общественность всколыхнула новость об убийстве и изнасиловании Натальи Дмитриевой, совершенном в поселке Псебай Крансодарского края. Следствием было доказано, что в совершении преступления участвовала банда из 7 подростков, двоим из которых не было 14 лет, следовательно, уголовной ответственности за совершенное они не понесли [4].
Возможно ли снижение возраста уголовной ответственности, например до 10 или 12 лет, как в некоторых зарубежных странах? На наш взгляд, навряд ли. Аргументируем свою позицию тем, что возраст 14 лет выбран не случайно: именно в этом возрасте подросток уже может осознавать характер своих действий, что он причиняет другому человеку боль и пр. с точки зрения психологической зрелости. В более младшем же возрасте ребенок не всегда понимает характер своих действий, например, в возрасте 10-11 лет ребенок все еще может воспринимать причинение боли другому как игру, не осознавая, что он делает на самом деле. Следовательно, вряд ли в этом случае можно говорить о том, что привлеченный к ответственности за умышленное убийство действительно имел такой умысел.
С другой стороны, на данный момент имеет место быть и поголовная акселерация подростков, что дает повод для рассуждения о снижении минимального возраста уголовной ответственности. Однако прежде, чем рассматривать подобную инициативу на законодательном уровне, необходимо провести масштабные психологические исследования, которые позволили бы точно констатировать, что в возрасте младше 14 лет ребенок может понимать характер и суть совершаемых им противоправных действий. Как пишет А.М. Столяренко: «Во-первых, как показывает статистика, доля преступлений, совершаемых несовершеннолетними, является минимальной и количество таких преступлений с каждым годом снижается. Во-вторых, привлечение детей к уголовной ответственности может породить дальнейший рецидив, в том числе «взрослый». В-третьих, детей еще можно вернуть к нормальной жизни с помощью коррекционных методов, которые применяются в специальных образовательных учреждениях. Трудных подростков можно изменить психокоррекционным воспитанием, ресоциализировать их, чтобы в итоге они стали законопослушными гражданами, а не вышли из пенитенциарной системы с навыками преступников» [1].
Все эти проблемы и причины должны решаться постепенно и всесторонне для того, чтобы начиная от подростков, и, заканчивая, должностными лицами нашего государства все чувствовали себя комфортно и безопасно.
Большинство мер, конечно же, должны быть направлены на всеобъемлющую поддержку семьи и детства. Ведь первое место, откуда подросток черпает жизненный опыт – семья. Если институт семьи будет максимально развит и защищен в нашей стране, то все последующие социальные институты формирования личности будут более качественно влиять как на саму личность, так и на ее окружение.
Кроме того, необходимо обращать внимание также и на теоретическое исследование причин, условий и факторов подростковой преступности. Это позволит своевременно выявлять такие причины и предпринимать вышеописанные меры по их предупреждению или профилактике.