Статья:

ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ АДМИНИСТРАТИВНЫХ И ИНЫХ ПУБЛИЧНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №30(253)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Кудряшова А.Г. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ АДМИНИСТРАТИВНЫХ И ИНЫХ ПУБЛИЧНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 30(253). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/253/130697 (дата обращения: 27.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ АДМИНИСТРАТИВНЫХ И ИНЫХ ПУБЛИЧНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ

Кудряшова Анна Григорьевна
студент, Российский государственный университет правосудия, РФ, г. Нижний Новгород

 

Административные и другие публичные правоотношения – это совокупность понятий, которые относятся к сфере государственного управления и регулирования общественных отношений. Административные правоотношения возникают между государственными органами и отдельными гражданами, юридическими лицами или другими государствами. Они касаются осуществления государственными органами своих полномочий, установленных законодательством, а также прав и обязанностей граждан, оказания государственных услуг и регулирования общественных отношений в рамках законодательства [6].

Кроме административных правоотношений, существуют и другие публичные правоотношения. Например, это могут быть правоотношения в сфере налогообложения, судебные отношения, правоотношения субъектов федерации и муниципальных образований и т.д. Они регулируются соответствующими отраслями права и имеют свои специфические правила и принципы. Ключевая особенность административных и других публичных правоотношений заключается в том, что в них государственные органы выступают в роли одной из сторон и имеют возможность воздействовать на граждан и юридические лица, устанавливая обязательства и предписывая определенные действия или запрещая их.

Административное судопроизводство, как это следует из части 1 статьи 1 КАС РФ [1] и статьи 189 АПК РФ [2], направлено на рассмотрение и разрешение дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений. Для правильного уяснения содержания и применения норм административно-процессуального законодательства необходимо детальным образом прояснить, что представляют собой материальные правоотношения, из которых возникают дела, являющиеся предметом рассмотрения судебными органами в рамках административного судопроизводства.

Среди авторов, изучающих вышепредставленные правоотношения существуют разные точки зрения на публичные правоотношения и их основные признаки.

Основным признаком публичных правоотношений выступает обязательное наличие публичного субъекта.

Так, Е.В. Акулова пишет следующее: «публичный характер правоотношений подразумевает участие носителя властных полномочий (должностного лица, органа государственной власти, местного самоуправления, внебюджетных фондов и др.)» [3, с. 206].

Считаем, что такой признак публичных правоотношений имеет место быть. Это подтверждается тем, что в обязанности государства входит обеспечение надлежащего уровня жизни каждому члену общества. Данное обстоятельство предстает основополагающей потребностью правового регулирования.

Следующим признаком публичных правоотношений является – неразрывная связь публичности и непосредственного осуществления государственного управления.

Анализируя государственное управление, В.С. Байнова трактует государственное управление в качестве «деятельности государственных органов, которая направлена на выражение интересов общества» [5, с. 50].

Стоит согласиться с представленным мнением, так как государственное управление проявляется в конституционных, административных, налоговых, бюджетных, экологических и других правоотношениях, которые по своей сущности являются публичными.

Третий признак публичности выражается в специфической направленности на удовлетворение публичных интересов (объект правоотношения).

Л.А. Александрова, известная российская ученая и публицистка, трактует публичный интерес как концепцию, связанную с общественной полезностью и необходимостью действий и решений, которые способствуют благополучию и развитию общества в целом. По мнению автора, публичный интерес является важным критерием для оценки и принятия решений, особенно в сфере государственной и общественной политики. Публичный интерес должен быть основой для формирования законодательства, разработки государственных программ и принятия важных решений [4, с. 77].

В своих трудах Л.А. Александрова подчеркивает важность учета интересов широкой общественности при разработке законов. Она выступает за открытый и прозрачный процесс принятия решений, который позволяет гражданам и общественным организациям активно участвовать в этом процессе, выражать свои мнения и интересы.

Л.А. Александрова также подчеркивает, что публичный интерес не должен быть подчинен корпоративным или узкогрупповым интересам. Она призывает к более справедливому распределению ресурсов и возможностей в обществе, чтобы удовлетворить основные потребности и интересы всех членов общества.

С представленным мнением следует согласиться, поскольку удовлетворение публичного интереса является основной целью возникновения государства (в соответствии с договорной теорией происхождения государства), которое должно удовлетворять потребности общества, посредством исполнения родовой обязанности.

Исходя из рассмотренных доктринальных позиций и анализа внутренней природы государства, его родовой обязанности и властных полномочий, можно выделить следующие характеристики публичных правоотношений:

  • публичные правоотношения возникают в процессе государственного управления в различных областях общественной жизни;
  • субъектами публичных правоотношений являются государственные органы, органы местного самоуправления, их должностные лица, а также другие органы и организации, наделенные властными полномочиями;
  • публичные правоотношения могут возникать как по инициативе государственного субъекта, так и по инициативе отдельного гражданина или организации;
  • главная цель публичных правоотношений - удовлетворение государственных и общественных интересов.

Таким образом, публичные правоотношения представляют собой общественные отношения, которые возникают по инициативе любой из сторон в сфере государственного управления. Они регулируются нормами административного, конституционного, финансового, экологического и других областей публичного права.

Важной особенностью публичных правоотношений является участие властного субъекта, который исполняет государственные обязанности в отношении удовлетворения публичных интересов. Это означает, что публичные правоотношения направлены на обеспечение общественного блага и удовлетворение потребностей общества в публичных услугах и регулировании публичных отношений.

 

Список литературы:
1. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 N 21-ФЗ (ред. от 13.06.2023) // Собрание законодательства Российской Федерации от 9 марта 2015 г. N 10 ст. 1391.
2. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ (ред. от 18.03.2023, с изм. от 22.06.2023) // Собрание законодательства Российской Федерации от 29 июля 2002 г. N 30 ст. 3012.
3. Акулова, Е. В. Правовая природа дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений / Е. В. Акулова // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право. – 2009. – № 2(7). – С. 205-213. 
4. Александрова, Л. А. Публичность как основание уголовно-процессуального права / Л. А. Александрова ; Л. А. Александрова. – Москва : Юрлитинформ, 2007. – 138 с.
5. Байнова, М. С. Понятие государства и СИСТЕМЫ государственного управления / М. С. Байнова // Материалы Афанасьевских чтений. – 2016. – № 1(14). – С. 49-55. 
6. Лебедев М.Ю. Гражданский процесс: учебник и практикум для вузов/ М. Ю. Лебедев. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 446 с.